Проверено электроникой

торги в реальном времени
В связи с начавшимся в этом году переводом госзакупок в электронную форму следует ожидать обвального спроса на электронные цифровые подписи. СД выяснил, зачем нужна ЭЦП и где ее дают.

Гаджет государственного значения

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) представляет собой определенную последовательность символов, полученную за счет преобразования исходного документа с помощью специальной программы. Считается, что подделать ее невозможно, поскольку для этого потребовался бы колоссальный объем вычислений. Добавление цифровой подписи к электронному документу не только подтверждает его авторство, но и гарантирует его неизменность – при внесении изменений подпись становится недействительной.

Эта технология была специально создана для того, чтобы сделать возможным обмен юридически значимыми электронными документами и совершение интерактивных сделок.

В России участники электронной торговли начали продвигать технологии ЭЦП еще в 90-е годы. И в 2002 году был принят закон «Об электронной цифровой подписи», который приравнивает значимость документа, подписанного ЭЦП, к значимости документа с собственноручной подписью.

Согласно закону, преобразованием данных пользователей электронных систем в ЭЦП и выдачей сертификатов ключа подписи могут заниматься специальные удостоверяющие центры. Чтобы получить такой статус, организация должна пройти лицензирование в Минсвязи РФ.

К 2007 году таких лицензий в России было выдано более 300, а число действующих сертификатов ключа подписи составило около 200 тысяч. То есть за первые пять лет с момента официального принятия закона об ЭЦП каждый из удостоверяющих центров выдал в среднем не более 700 ЭЦП, а процент лиц, пользующихся ЭЦП, не превысил в стране 0,2%.

Большинство обладателей ЭЦП используют ее в пределах одной компании или холдинга, а обмен документами между двумя разными организациями, при очевидных преимуществах электронной корреспонденции (ни задержек, ни курьерских и почтовых посредников), пока остается традиционным — бумажным.

По мнению старшего эксперта отдела аудита сектора «Телекоммуникации, СМИ и Технологии» ЗАО «Делойт и Туш СНГ» Владимира Халмухамедова, у российских руководителей, не говоря уже о региональных, присутствует инерционность мышления и консерватизм, когда, к примеру, на оценку и исследование результатов внедрения новой ИТ-системы уходят годы. Кроме того, эксперт объясняет невостребованность технологии ЭЦП отсутствием законов, признающих в полной мере юридическую силу электронных документов.

Впрочем, в последние годы российские власти демонстрируют все большее уважение к электронному документообороту, и внедрение технологий электронного правительства вполне способно сделать ЭЦП не просто гаджетом, а предметом первой необходимости. И первыми с этим столкнутся участники торгов по госзаказам.

Госзаказ в цифре

Уже с начала этого года федеральный госзаказ на определенные виды товаров и услуг размещается исключительно на электронных аукционах. С 1 июля эта форма торгов станет единственно возможной уже для всех федеральных заказчиков, а со следующего года – и для региональных и муниципальных.

Выбор интернет-аукционов в качестве приоритетной формы торгов по госзакупкам российские власти объясняют их высокой эффективностью для заказчиков. Если аукцион происходит «в реале», его участники имеют доступ к информации друг о друге, а следовательно, и возможность договориться о пределах снижения цен. В результате существенного падения цены в ходе торгов не происходит. На интернет-аукционах участники не знают друг о друге ничего – это исключает сговор. А если аукцион проходит на площадке, доступ к которой имеют поставщики из разных регионов страны, возрастает еще и число участников торгов.
И если три участника могут сделать три аукционных шага, то 33 участника могут снизить цену контракта на целых 33 пункта.

Поэтому осенью 2009 года Минэкономразвития России отобрало пять операторов электронных площадок, где будут проводиться торги по всем российским госзакупкам. Среди них московские ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ЗАО «ММВБ — Информационные технологии», ООО «Индексное агентство РТС» и татарское ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан».

По сути, электронная площадка – это сайт в Интернете, инфраструктура которого позволяет не только размещать информацию об имеющихся госзаказах, но и проводить торги в режиме реального времени и заключать по их итогам контракты. Все эти процедуры связаны с большим объемом документооборота, причем законодательство о госзакупках к документам очень требовательно – значение имеет буквально каждая закорючка.

Согласно законодательству о госзакупках, документы, имеющие огромное юридическое значение и высокую цену, в рамках электронных торгов должны визироваться с помощью ЭЦП. Компании, не владеющие этой технологией, с 2011 года фактически теряют доступ к госзаказу.

Пока крестик

До конца этого года электронные аукционы не являются обязательной формой торгов для региональных и муниципальных заказчиков, но многие города и регионы ее уже опробовали. По словам начальника Управления муниципального заказа Администрации г. Ижевска Елены Астапчик, сегодня заказчик по своему усмотрению вправе проводить открытый аукцион в электронной форме, при условии, что начальная максимальная цена контракта не превышает 1 млн рублей.

«В конце прошлого года в Ижевске внедрена в эксплуатацию электронная площадка администрации города, — рассказывает Елена Астапчик. – Она представляет собой систему, обеспечивающую проведение открытых аукционов в электронной форме на сайте zakupki.izh.ru. В ноябре-декабре 2009 г. на ней проведены аукционы по 15 лотам на  сумму более 7 млн рублей». Экономический эффект проведенных аукционов (то есть экономия бюджетных средств за счет снижения цены контрактов в ходе торгов) составил более 20%, то есть превысил эффект от всех других форм торгов.

Правда, использования ЭЦП электронная площадка администрации города не требует – заказчики и поставщики подтверждают все свои действия в ходе торгов с помощью логинов и паролей. Сравнивать уровень защищенности пароля с уровнем защищенности ЭЦП – все равно что сравнивать витиеватую собственноручную подпись и крестик, который ставят, не умея писать. Но иначе опробовать новую форму торгов, наверное, и не получилось бы: в управлении не уверены, что многие ижевские компании располагают ЭЦП.

Точными данными о том, каков процент обладателей ЭЦП среди городских и республиканских предприятий, чиновники не располагают. Но и заместитель министра экономики УР Юрий Шутов сомневается, что он велик – многие из них и Интернет знают только понаслышке: «Конечно, у частного предпринимателя из Юкаменского района, торгующего мясом, уровень освоения Интернета не сравнится с большими компаниями, ему гораздо легче заполнить заявку на бумаге, прийти и участвовать в аукционе лично. Поэтому мы хотим, чтобы процесс перехода к электронной форме проведения госзакупок шел параллельно, как с нашей стороны, так и со стороны местных производителей. Думаю, жизнь заставит местных бизнесменов предпринимать какие-то шаги в этом направлении: принимать в штат обученного работника, самим обучаться, проводить Интернет и т.д.».

Давая поставщикам время на освоение Интернета, заказчики республиканского уровня проводить электронные аукционы не спешат. По словам Юрия Шутова, эта форма торгов будет опробована только этим летом.

Сверим ЭЦП
Торги в реальном времени

К лету же республиканские и муниципальные заказчики должны будут сами обзавестись ЭЦП для работы с электронными площадками. При этом для заказчиков вопрос выбора удостоверяющего центра не стоит – он решен на федеральном уровне. Все официальные электронные площадки, где будут проходить госзакупки, будут работать с ЭЦП, выданными удостоверяющими центрами Федерального казначейства, заказчикам ЭЦП выдадут там же, причем бесплатно.

Коммерческие структуры получают ЭЦП за деньги. Для этого нужно заключить с удостоверяющим центром договор оказания информационных услуг. Стоимость изготовления сертификата ключа подписи по такому договору составляет 2,5-3 тыс. рублей. Помимо этого, необходимо приобрести программу типа «Крипто-Про», которая позволяет работать с ЭЦП, и электронный идентификатор – компактное USB-устройство, которое служит для авторизации пользователя в сети или на локальном компьютере, защиты электронной переписки и безопасного удаленного доступа к информационным ресурсам. В итоге стоимость ЭЦП может составить около 9 тыс. рублей. Плюс в дальнейшем необходимо будет ежегодно платить удостоверяющему центру сбор за правообладание – около 1,5 тыс. рублей.

Поставщики могут получить ЭЦП в любом удостоверяющем центре. Однако специалисты предупреждают: с выбором нужно быть внимательным. «Удостоверяющие центры существуют абсолютно разрозненно, они не объединены в бизнес-группу, и, получив ЭЦП в одном центре, при работе с другим ее нужно дополнительно регистрировать», — говорит директор финансовой компании «Веб-капитал» Евгений Кудрявцев.

Иными словами, если участники торгов получат ЭЦП в разных центрах, поставить свои подписи на одном документе они не смогут. А если их ЭЦП «не совпадают» с ЭЦП оператора площадки, где проходят торги, то они и вовсе не смогут на нее попасть без дополнительной регистрации подписи.

Очевидно, во избежание «несовместимости» с заказчиками и операторами компаниям, претендующим на госзаказы, имеет смысл получить ЭЦП в тех же удостоверяющих центрах Федерального казначейства.

Ищем где лучше

По словам зам. министра экономики УР Юрия Шутова, сейчас республиканские власти изучают электронные площадки, отобранные федералами для проведения государственных и муниципальных торгов, и выбирают «наиболее технологичную и удобную из них, с эргономичным интерфейсом». По идее каждый из заказчиков (а их только в Ижевске 382) может сделать свой выбор в пользу одного из пяти операторов, но, скорее всего, решение на республиканском уровне будет принято централизованно, чтобы местные поставщики знали, где искать местные заказы.

Усилить и квалифицировать

В конце 2009 года с подачи Минсвязи группа депутатов­«единороссов» внесла в Госдуму законопроект об электронной подписи, который должен приблизить практику применения ЭЦП в России к европейской. Действующий закон регулирует использование ЭЦП только в рамках гражданскоправовых отношений, не предусматривает ЭЦП юридического лица, не обеспечивает признания ЭЦП всеми удостоверяющими центрами, не согласован со многими действующими законодательными актами. Новый законопроект предусматривает устранение этих недостатков, вводит механизмы признания иностранных ЭЦП и разграничивает три вида ЭЦП, применяемых для разных целей.

Простая ЭЦП содержит только информацию о подписанте, но не защищена от взлома. Она приравнивается к собственноручно подписанному документу.

Усиленная ЭЦП позволяет обеспечить неизменность подписанного документа и приравнивается к бумажному документу с подписью и печатью.

Квалифицированная ЭЦП отличается от усиленной наличием квалифицированного сертификата. И только она годится для обмена документами с государственными и муниципальными органами.

Автограф «Феллини»

Директор ООО «Феллини» Павел Заболотских уже получил ЭЦП и теперь с ее помощью получает заказы – участвует в электронных торгах, проводимых в разных регионах страны. Его компания производит потолки, шторы и комплектующие к ним. Ей всего год, а географии заказов позавидуют многие старожилы рынка.

Павел Заболотских говорит, что, хотя в Ижевске нет удостоверяющих центров, ни самому ездить, ни документы возить ему никуда не пришлось. Он просто отправил в УЦ копии учредительных документов, ИНН и проч., оплатил выставленный ему счет и получил сертификат ключа и установочные файлы программ, позволяющих его использовать, по электронной почте.

В целом Павел Заболотских считает ЭЦП удобным инструментом для удаленного выстраивания отношений с заказчиками, и тот факт, что до сих пор им мало кто пользуется, может объяснить только тем, что электронные торги пока не имеют повсеместного распространения, а на разрозненных региональных площадках их процедура часто до конца не проработана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.