Архив журнала

Прокладка перетерлась

В середине июня ООО «Удмуртские коммунальные системы» заявило о намерении отключить в Ижевске горячую воду. Таким образом УКС пытались «выбить» долги управляющих компаний общей суммой около 350 млн рублей, чтобы, в свою очередь, расплатиться с 

«ТГК-5». А три года назад, когда плату горожан за коммунальные услуги довели до экономически обоснованного тарифа, казалось, что проблема «цепочек неплатежей» навсегда ушла в прошлое. Откуда бы взяться долгам, если коммунальная сфера перестала быть дотационной?

В управляющих компаниях называют несколько источников формирования долга. «Во-первых, не все жильцы платят вовремя. Есть такие, кто уже лет пять не платил вообще и накопил больше 100 тысяч долга, и таких у меня в каждом доме по 1-2 должника, — говорит директор ЖРП № 8 Фарит Губаев. — Во-вторых, соцзащита не вовремя перечисляет нам деньги льготников. В-третьих, у нас с УКС есть расхождения в расчетах, процентов на 20-30. Мы получаем счета по 5 млн в месяц, а с жителей собираем только по 4 млн. И такие разногласия с УКС не только у нас, они до сих пор не со всеми управляющими компаниями заключили договоры».

Расхождения в расчетах признают по обе стороны баррикад. Потому что обе стороны делают начисления исходя из неких условных единиц. УКС вычисляют плановый годовой объем потребления горячей воды для каждого дома исходя из его проектной документации, делит его на 12, и получается сумма ежемесячного счета, выставляемого управляющей компании. А управляющие компании собирают плату с жильцов из расчета нормы потребления на человека. Сумма может не совпадать и потому, что норматив на человека рассчитан средний по Ижевску, по проектной документации потребление во всех домах разное, и потому, что эти условные цифры утверждались в разное время, можно даже сказать, в разные исторические эпохи. Поэтому согласование договоров управляющих компаний с поставщиком тепла и занимает так много времени. Поиск компромисса — дело непростое и небыстрое.

«Вопрос не в этом, — говорит директор департамента по экономике и финансам ООО „УКС“ Алексей Бажин. — Спорные суммы, как правило, все равно составляют небольшую часть от общего потребления. Удручает позиция тех управляющих компаний, которые, ссылаясь на различные причины — неурегулированность отношений, недосбор с населения, задолженность муниципальных учреждений перед ними, — не оплачивают заведомо потребленное тепло, используя собранные с населения „тепловые“ деньги в каких-то иных целях».

Судить, насколько справедливы обвинения такого рода, в конечном счете будут обыватели. А поскольку объективной информацией для этого люди в большинстве своем не обладают, они вполне могут сыграть роль черного пиара. Единственный способ избежать информационной войны — установка счетчиков. По их показаниям в УКС раз в год делают перерасчет. «Сейчас у меня 50% домов со счетчиками, и я планирую за счет экономии и еще счетчики поставить, и долги заплатить», — делится планами Фарит Губаев. «Хотелось бы добиться 100% внедрения приборов учета и закрыть все проблемные моменты по начислениям за тепло во избежание спекуляций на этих вопросах», — поддерживает его Алексей Бажин.

В итоге взаимные угрозы, прозвучавшие в рамках июньского конфликта, так и остались нереализованными: должники не стали оспаривать предъявляемые им суммы в суде, а кредиторы подписали графики погашения задолженностей. На этот раз посредникам между производителем и потребителями тепла удалось договориться, и дальнейшую перспективу отношений они оценивают в целом положительно. И все же неприятный осадок, что эта «прокладка» перетирается, остался.

Причем в управляющих компаниях говорят, что трения с УКС — это только вершина айсберга. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг, управляющие компании должны выступать посредниками в отношениях жильцов с поставщиками не только тепла, но и газа, и электроэнергии, то есть, по идее, горожане должны получать всего одну платежку, где будет суммирована плата за все коммунальные услуги. В управляющих компаниях предполагают, что счета за электричество и газ, которые им выставят поставщики, тоже будут отличаться от того, что заплатят жильцы. И где гарантия, что в поиске единого знаменателя кто-нибудь не попытается снова взять в заложники конечного потребителя?

С другой стороны, а как еще формироваться цивилизованному рынку услуг в ЖКХ? Эксперты полагают, что самые слабые посредники не смогут выбраться уже из обозначившегося этим летом долгового кризиса. Дальше — больше. Зато уж про те «прокладки», которые выдержат все финансовые трения, можно будет с уверенностью сказать: эти — на века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *