Приоткрытое окно

Несмотря на кризис, итоги года в области инвестиций выглядят достаточно оптимистично: к 1 октября объем инвестиций в региональную экономику составил 36,4 млрд рублей, и это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. О том, как сейчас важно не просто удержаться на достигнутой за последние годы высоте, но взять и новую, говорят представители и бизнеса, и властных структур. Насколько это возможно, СД пытался выяснить в разговоре с руководителем структуры, уполномоченной работать с инвесторами по принципу «единого окна», директором ГУ «Центр анализа и антикризисного управления» при Правительстве УР Игорем Золотухиным.

— Игорь Альбертович, насколько активно развивались инвестиционные процессы в Удмуртии в 2008 году? Меняется ли в Удмуртии инвестиционный климат?

— В республике по кирпичику складывается серьезная инвестиционная политика. Нельзя сказать, что для этого все сделано, но то, что сделано достаточно много, — это факт.
И он подтверждается, например, тем, что в последнее время наблюдается активное участие предприятий в инвестиционных конкурсах, проводимых министерством экономики. Грамотность организаций в этом смысле только растет.
В 2005 году, когда впервые проводился конкурс инвестиционных проектов на право получения льгот по налогу на имущество, было гораздо больше вопросов. Сейчас в среднем в год в таких конкурсах принимает участие до 20 предприятий реального сектора экономики Удмуртской Республики.

— А в этом году сколько проектов победило?

— В 2008 году в конкурсе участвовало более 20 проектов, из которых были выбраны 15 победителей. Эти проекты позволили привлечь инвестиций на сумму 6,7 млрд рублей, причем общая сумма льгот, предоставленных инвесторам, составила 250 млн рублей, а предполагаемый бюджетный эффект — 1,7 млрд рублей при среднем сроке окупаемости 3-7 лет.

В структуре нашего центра существует отдел финансового анализа и перспективного планирования, специалисты которого занимаются оценкой представляемых на конкурс бизнес-планов. Во-первых, на соответствие формальным требованиям конкурса инвестиционных проектов. Наша задача на этом этапе заключается в том, чтобы максимально подготовить каждый проект к конкурсному отбору.

Во-вторых, экономистами и финансистами центра проводится оценка бюджетной эффективности проектов — как налоговые льготы, предоставляемые местным предприятиям, повлияют на формирование доходов бюджета республики, сколько на один рубль налоговых льгот придется инвестиций в основной капитал, какой отложенный эффект последует от увеличения объемов производства.

Государство, другими словами, соглашается подождать с взиманием налогов до тех пор, пока конкретные проекты предприятий не окупятся и не начнут приносить прибыль. Кроме этого, мы заинтересованы в коротких сроках реализации проектов.

Существуют и приоритеты в выборе значимых и выгодных проектов. Прежде всего, это предприятия обрабатывающей промышленности. Во-вторых, это новые рабочие места. В ходе реализации 15-ти проектов, победивших в конкурсе в этом году, будет создано 630 рабочих мест.

Свежий пример: Кизнерская кондитерская фабрика стала победителем конкурса с собственным проектом реконструкции цеха по производству кондитерских изделий. Заодно кондитеры вложились в покупку оборудования для производства комбикорма, переработки молока в сгущенное и сухое. Думаю, в скором времени у Сарапульской кондитерской фабрики появится достойный конкурент с качественной продукцией.

— В апреле 2008 года распоряжением Правительства УР Центр экономического анализа и антикризисного управления определен уполномоченной организацией по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Удмуртии, по принципу «единого окна». Удалось ли отработать механизм такого взаимодействия?

— В разработке так называемого принципа «единого окна» участвовали ряд министерств и ведомств. Было решено поручить нашему центру функции единого органа по взаимодействию с инвесторами, поскольку зачастую одни бизнесмены со своими заявками и проектами шли в одно министерство, другие — в другое, третьи — еще куда-то.

Однако неправильно думать, будто инвесторы, грубо говоря, сдадут в «одно окно» свои документы, а назавтра им выдадут готовый бизнес-план или утвердят заявку на конкурс. Основную работу все равно должны сделать специалисты предприятия — люди, которые разбираются в деталях проекта, с учетом всех его технических и технологических тонкостей.

Но бывает так, что инвестору и сдать нечего — в инвестиционной заявке отсутствуют конкретные расчеты, документы. Многие не владеют инвестиционным законодательством, не знают о механизмах государственной поддержки. Чтобы помочь с этим, и важно было создать единый информационно-консультационный центр. И в основе нашей работы лежит именно принцип сопровождения инвестиционных проектов: специалисты центра поддержат инвесторов в вопросах работы с разрешительными инстанциями, подготовки документов. В наши задачи входит и содействие им в устранении административных барьеров, упрощении согласительных процедур при взаимодействии с различными органами и ведомствами.

— Готов ли центр не только взаимодействовать с инвесторами, но и организовывать привлечение инвестиций: знакомить потенциальных инвесторов с существующими в республике проектами, привлекать внимание к тем отраслям, вложения в которые важны для развития республиканской экономики в целом? Ведется ли сейчас такая работа?

— Министерство экономики УР планомерно занимается повышением инвестиционной привлекательности региона: развивает кооперационные связи промышленных предприятий, повышает информированность инвесторов об инвестиционных площадках и возможностях республики, поощряет выпуск инновационной продукции. У нас работает банк инвестиционных проектов
www.udminvest.ru. При министерстве промышленности создан Центр промышленной субконтрактации. Работает Инновационно-технологический центр УР, стимулирующий инновационную деятельность предприятий республики.

Хотя, надо признать, в основном привлечение капитала в различные проекты со стороны частных предпринимателей происходит в рабочем порядке, бизнесмены сами анализируют привлекательность вложения собственных средств в то или иное производство, сами несут риски.

— Используют ли республиканские предприятия возможности государственно-частного партнерства, предоставляемые Инвестиционным фондом РФ? Могут ли инвестпроекты из Удмуртии претендовать на финансирование за счет средств фонда?

— Что касается Инвестиционного фонда России, то, к сожалению, удмуртский бизнес не представлен в нем своими проектами. Во-первых, до недавнего времени порог вхождения в инвестфонд был установлен на уровне 5 млрд рублей. И не было четкого понимания, должен это быть именно один проект или можно увязать в одной заявке несколько однотипных проектов. Во-вторых, доля частных инвестиций, по условиям фонда, должна составлять не менее 25% общей стоимости проекта. Найти частного инвестора, который вложит в проект 1 млрд, достаточно сложно.

Сейчас порог вхождения проектов в инвестфонд РФ понижен до 500 млн рублей. Соответственно, доля частных инвестиций должна быть не менее 100 млн. Это значительно расширяет возможности проектов из Удмуртии, и в ближайшем будущем, возможно, они смогут претендовать на федеральное софинансирование.

— Как на инвестиционных процессах в Удмуртии сказывается кризис? Есть ли предпосылки для привлечения инвестиций в следующем году? Какие меры планируется принять, чтобы в сложившейся сложной ситуации экономика республики не потеряла потенциальных инвесторов?

— Уже сейчас во многих отраслях республиканской промышленности наблюдается определенный спад. Это касается предприятий машиностроения, строительства, металлургии. Думаю, основные проблемы неплатежей и недополученных ресурсов у предприятий и у бюджетов всех уровней возникнут в феврале-марте, когда наступит очередной налоговый период.

Инвестиционные процессы в этот период однозначно будут сокращаться, хотя какие-то определенные прогнозы делать пока преждевременно. Сегодня главное — с помощью плана действий по оздоровлению ситуации в финансовой сфере и отраслях экономики не допустить, чтобы эти процессы не приняли необратимый, катастрофический характер. Региональные экономические процессы в меньшей степени зависят от колебаний на мировых рынках, поэтому нестабильность ощущается у нас не так остро. Здесь важно предупредить дальнейшее развитие ситуации. В этом многое, если не все, будет зависеть от федеральных властей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.