Архив журнала

Президент и бизнесмены-2

Встречи участников Ассоциации «Деловая Удмуртия» с Президентом Удмуртской Республики Александром Волковым стали традицией. За три года, прошедших с момента основания Ассоциации, президент и бизнесмены встречались три раза. Последний – в мае этого года. Причем во время этой встречи Александр Волков был принят в почетные члены Ассоциации, что, возможно, предопределило характер диалога – он получился более доверительным, чем предыдущие. Хотя, по мнению корреспондента журнала «Свое дело», присутствовавшего при встрече, дело не в том, что Александр Александрович тоже стал участником Ассоциации – просто президент и бизнесмены постепенно учатся говорить на одном языке.

Говорить на одном языке в данном случае означает, что разница во взглядах на происходящее в региональной экономике между бизнесом (в лице участников «Деловой Удмуртии») и властью (в лице президента республики) постепенно стирается. Причем со стороны было видно, что не только бизнес усвоил «уроки президента», но и президент начал лучше понимать бизнес. Тем более что Ассоциация представила весьма серьезные доказательства того, что с бизнесом необходимо считаться. Казалось, что для Александра Волкова где-то было даже неожиданно узнать, что за 2005 год предприятиями, входящими в Ассоциацию «Деловая Удмуртия», произведено товаров и услуг на сумму более 19 миллиардов рублей – это больше объемов любого из крупнейших заводов Удмуртии. Возможно, именно в связи с этим президент республики в своем вступительном слове уделил внимание состоянию (в большинстве случаев – не самому лучшему) крупных промышленных предприятий региона. И первый вопрос от участников Ассоциации также был на эту тему. 

Сергей Ощепков, президент корпорации предприятий «Центр»: – Александр Александрович, сейчас появляется много разных сведений о будущем Ижевского автозавода. Что там действительно сейчас происходит и каковы перспективы предприятия?

Александр Волков:– В первую очередь, хочу сказать, что, на мой взгляд, политика по сборке иномарок на наших площадях бесперспективна. Если взять в целом по стране, то нигде сегодня больше 40 тысяч автомобилей в год не собирают, и не будут собирать. Конкретно на нашем автозаводе корейцы подписали соглашение на сборку только 200 тысяч автомобилей. Потом – непонятно. То есть перспективы нет.Поэтому сегодня мы прорабатываем совместный проект с АвтоВАЗом по сборке их моделей на наших площадях. После того как Рособоронэкспорт получил контроль над АвтоВазом, я встречался с Чемезовым (руководитель Рособоронэкспорта), и мы этот проект обсуждали. Как вы знаете, потом они приезжали к нам, посмотрели предприятие и уехали с очень хорошим настроем. Они не ожидали увидеть то, что на нашем автозаводе сегодня есть. Там стоит новая покрасочная линия, современная подготовка, антикоррозийная обработка – то есть самое современное производство. В реконструкцию было вложено примерно 100 миллионов долларов. Я был на заводе «Фольксваген». Так вот «Фольксваген» и наш автомобильный завод – это примерно то же самое. Я даже готов вам экскурсию организовать – это просто интересно увидеть. Так вот, «Рособоронэкспорт» пообещал Президенту РФ, что на АвтоВАЗе будет выпускаться более миллиона автомобилей ежегодно. В связи с этим они собирались построить дополнительные мощности по выпуску примерно 300 тысяч автомобилей в год. Мы им предложили сделать это у нас. Ну какой смысл строить новый завод, когда уже есть готовый? Ведь 300 тысяч автомобилей – это же не только цех построить и запустить линию. Это люди, жилье, детские сады, инфраструктура. У нас все уже есть – целый микрорайон рядом. И если нам удастся договориться,  что через полгода автозавод будет  готов выпускать 200 тысяч автомобилей, и еще год нужен, чтобы выйти на 300 тысяч, только нужно будет расширить покраску – остальное на нашем заводе есть. В этом случае у нас по республике перспектива получается вполне приличная: 100 тысяч автомобилей – это примерно 15 миллиардов рублей и соответствующие налоги, зарплата работникам, рабочие места. Поэтому надо автомобиль развивать и надо Президента России в этом убеждать. Поэтому если Владимир Владимирович к нам приедет, то мы постараемся ему автозавод показать. Да и в любом случае соответствующее обращение будет ему направлено.

Данил Белоголовкин, генеральный директор ОАО «Гарант»: – У меня такой вопрос: завод «Ижсталь» нормально работает, растут объемы, все у него нормально, но что с экологией – мы все время возвращаемся к этому вопросу, а решения нет. Есть ли у них все-таки какие-то ближайшие планы в этом отношении?

Александр Волков: – «Ижсталь» – это тот удачный проект поиска партнера, когда вместо того, чтобы отдать госпакет пусть за большие деньги, но не для перепродажи, мы отдали его производственной структуре, которая использует предприятие по его прямому назначению. Меньше чем за три года «Ижсталь» удвоила объемы производства – это отличные темпы. Что касается экологии – в этом году они приступают к реконструкции основного производства по замене доменных печей на электропечи.  «Мечел» готов вложить в это примерно 120 миллионов долларов. – То есть через несколько лет у нас это дымный хвост над городом исчезнет?- Я думаю через три года. За три года по плану они намерены провести полную реконструкцию на основном производстве.

Андрей Шутов, управляющий ОАО «Удмуртнефтепродукт»: – У меня три вопроса. Вопрос №1 – что будет с Камой? Когда будут повышать уровень воды и будут ли? Вопрос №2:  планируется ли в ближайшее время обновить парк самолетов Ижевского аэропорта? И третий вопрос: есть ли перспектива получить какие-либо средства из федерального бюджета на развитие инфраструктуры города?

Александр Волков: – Буду отвечать по порядку. По Каме – за моей подписью и подписью президента Башкирии Муртазы Губайдулловича Рахимова в адрес Президента РФ было направлено официальное обращение о том, что мы категорически против. Параллельно мы, конечно, через все структуры свою точку зрения отстаиваем. Хотя, надо понимать, что и Татарстан свои интересы лоббирует. Пока держимся и все делаем, чтобы этого не допустить. По самолету. «Ижавиа» еще 2-3 года сможет работать своей техникой, но решение нужно принимать,с какой компанией начинать сотрудничать. То есть мы в своем ведении оставим сам аэропорт – обслуживание, заправку, диспетчерские службы и т.д. Поэтому уже сейчас мы заложили в план реконструкцию аэропорта, чтобы все системы безопасности нормально работали. А компанию, которая будет летать, конечно, надо искать. Самолеты – а их надо, как минимум, два – мы купить не сможем. Таких денег в бюджете у нас нет, да и смысла в этом нет. Есть компании, которые готовы обслуживать наш аэропорт, надо просто принимать решение, и этот вопрос прорабатывается. Желающих много, но главное – не ошибиться. Про инфраструктуру. Согласно национальному проекту «Жилье», финансовые ресурсы на инфраструктуру не предусмотрены. К сожалению, федеральных денег на инфраструктуру мы не получим, но, думаю, через два-три года мы будем готовы давать деньги на инфраструктуру из нашего бюджета – под большие микрорайоны типа «Александровского». Возможно, получим какие-то дополнительные деньги под снос ветхого жилья. Уже в этом году на эти цели мы получаем 100 миллионов рублей. А, к примеру, за предыдущие три года на это же получили всего 30 с лишним миллионов. 500 миллионов нам подтвердили на мероприятия по празднованию 450-летия, и, думаю, из этих денег мы хоть что-то еще в Ижевске расчистим.

Андрей Шутов: – Дорожное строительство предусматривается именно по линии  федерального финансирования?

Александр Волков: – Я думаю, что мы в конечном итоге убедим президента в том, что надо восстановить целевой дорожный фонд. Сами судите – реальная наполняемость дорожного фонда за последние 3 года уменьшилась в два с половиной раза. И если до 2004 года в Удмуртии вводили по 120 километров дорог ежегодно, то в 2004 и 2005 – по 20 километров. Я уж не говорю про ремонты и содержание – это колоссальные деньги. У нас дорожный фонд – миллиард двести. А должен быть, как минимум, в два раза больше – 2,5 миллиарда. И только изменение федеральной политики может ситуацию переломить. На каждой встрече с президентом губернаторы этот вопрос поднимают.

Алексей Гарипов, генеральный директор МУП г. Ижевска «Дормостстрой»: – Добавлю – сейчас уже началась деградация дорог. То есть асфальт сломался, ремонтировать денег нет, переводят в категорию гравийных. Это – дорога в никуда.Максим Коновалов, генеральный директор ООО «Управляющая компания»: – Рассматривается ли такое направление, как туризм, в качестве одного из перспективных направлений бизнеса в республике?

 Александр Волков: – Не буду врать – мы не считаем, что туризм может дать какие-то большие дополнительные доходы в наш бюджет – как в силу климатических условий, так и по многим другим причинам. Мы готовы поддержать любого, кто намерен заниматься этим направлением, но какой-то государственной политики по развитию этого направления силами государства у нас нет. – То есть вы считаете, что республика на этом ничего не заработает?- По крайней мере, это не основа благополучия нашей республики. Я считаю, что более перспективно в настоящий момент строительство таких туристических комплексов, как «Нечкино», «Чекерил». В этом году мы заканчиваем строительство комплекса Кулаковой. Там будет хорошая лыжная база – люди смогут приехать, взять лыжи, переодеться, там же пообедать. Условия для такого отдыха нужно создавать. Что касается внешнего туризма, я не думаю, что у нас здесь есть какие-то большие перспективы. Скажем, для охоты или рыбалки мало просто создать комфортабельные условия – нужно сделать так, чтобы человек что-то поймал. А у нас, например, не каждая рыбалка бывает удачной. – Конечно, но здесь роль государства в том, чтобы поддерживать на каком-то инфраструктурном уровне интерес к тем объектам, которые у нас есть – музей Калашникова, музей Чайковского и т.д. А в Ижевске, например, даже ни одного указателя «как проехать к музею Калашникова» нет…- Не спорю. В этом да. Хотя мы этим занимаемся. Музей Чайковского у нас сам сегодня на плаву – они работают успешно, развиваются, окупаются. В музее Калашникова мы планируем в этом году запустить 50-метровый тир, и будем это дело рекламировать. Может быть, мы действительно в этом плане пока не дорабатываем – ведь у нас есть что посмотреть. Вы меня убедили в том, что надо поактивнее работать в этом направлении. Я такое поручение дам.

Алексей Титов, управляющий Ассоциации предприятий «Хозяйственная база»: – В последнее время мы много говорим про инвестиции – о том, что надо создавать условия для привлечения инвестиций извне. В то же время почему бы республике не создать технопарк, на базе которого и наши предприниматели могли бы развивать какие-то производства, и из других республик бизнесмены приезжали бы, привозили технологии, оборудование и производили что-то у нас. Надо только дать им льготные условия и самое главное – место.Александр Волков: Сейчас мы занимаемся бизнес-инкубатором в Ижевске и еще один будем делать в Глазове. Сначала закончим с ними. Что касается технопарков, то главный вопрос – площади.

Рустам Хабибуллин, генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АССО-строй»: – Что касается площадей, Александр Александрович, то, например, сейчас на бывшем мотопроизводстве «Ижмаша» распродаются целые корпуса, и нельзя ли взять эти площади – не знаю, насколько эта схема реализуема – в счет долга завода по гермесовским кредитам. И эти деньги, возможно, быстрее бы вернулись.

Александр Волков: – Мы же имеем дело с собственниками. Нельзя прийти и сказать: «Отдай нам свою собственность». Мы сейчас работаем с «Ижмашем» по площадям, которые они смогут нам отдать в счет погашения долга. В том числе – по металлургическому производству, по легкоатлетическому манежу и по Дворцу культуры «Ижмаш». Пока не знаю, чем эти переговоры закончатся. Ну, скажем, получим мы производственные площади под технопарк, а дальше что?- Дальше делается управляющая компания под контролем государства, разбивается вся площадь на территории, которые отдаются по конкурсу под какие-то бизнес-проекты в аренду с правом выкупа. Срок окупаемости проекта – 5 лет.

Данил Белоголовкин: – Даже меньше. Но вопрос серьезный: деньги возвращаются в бюджет, и плюс идет развитие производства. К нему надо серьезно подойти и рассчитать все.

Александр Волков: – Я, например, не уверен, что все так просто. Но подготовьтесь, Данил Ефимович, надо этот вопрос посмотреть.Андрей

Пономарев, председатель правления АКБ «Ижкомбанк» (ОАО):  – Какие планы по объемам жилищного строительства?

Александр Волков:  – В прошлом году построено 370 тысяч квадратных метров. В этом году план 420 тысяч, в будущем году – 470, и за 500 тысяч мы должны выйти в 2009 году. Это для нашей республики уже очень хорошо.

Рустам Хабибуллин: – Как строить, если площадки не выделяются. И сегодня одна проблема возникла: по тем площадкам, которые раньше были выделены, УФАС оспаривает законность – начались суды, и сегодня все замерли в ожидании. Кроме того, сегодня ситуация такая, что все должно раздаваться через конкурсы, а перед этим администрация должна полностью подготовить земельный участок. Но это ведь нереальная ситуация – значит, минимум до конца года процесс выделения земли под строительство приостановится. 

Александр Волков:– Земли в Ижевске выделено уже, как минимум, на три года вперед…- Александр Александрович, но это должен быть непрерывный процесс – у нас одно согласование занимает два года. – Хорошо. Какую задачу вы передо мной ставите?- У меня просьба такая: собрать застройщиков вместе с УФАС  и спросить: «Кто здесь перепродает землю?»  Если нет таких – значит, нужно договориться с антимонопольщиками, чтобы дали людям строить. Ведь задача понятная – построить столько-то, чтобы цены стабилизировались. Нельзя же всех чесать под одну гребенку – и правых и виноватых. Давайте дадим зеленый свет тем, кто реально строит.- Хорошо. Принимается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *