Архив журнала

Прекрасное далеко

Июньская арт-ассамблея «Ижевский Арсенал» становится традиционным, но остается едва ли не единственным событием, которое на несколько дней делает наш город столицей в полном смысле слова. Актуальное искусство и богемная тусовка во всем мире воспринимаются как завершающий компонент понятия «качество жизни». Если они есть в городе, город достоин внимания во всех отношениях — начиная от «приехать посмотреть», заканчивая — «вложить деньги». Но, похоже, пока ни бизнес, ни власть взаимосвязи между уровнем проведения «культурных мероприятий» в регионе и его инвестиционной привлекательностью не видят.

Июнь в Ижевске становится пиком культурной жизни благодаря арт-ассамблее «Ижевский Арсенал». Праобраз этого большого смотра российского современного искусства — фестиваль «Арт-Клязьма», который в 2002-05 годах был едва ли не единственным в России проектом, объединяющим работы большинства актуальных художников.

«Арт-Клязьмы» перестали существовать по вполне прозаичной и объективной причине: на территории, где они проходили, началось строительство гольф-клуба. Так что ижевская арт-ассамблея сегодня остается единственным такого рода культурным фестивалем в России.

Не случайно приглашение приехать в Ижевск охотно приняли такие всемирно известные российские художники, как Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов. А также еще целый ряд имен, хорошо известных столичным и зарубежным коллекционерам: Михаил Косолапов, Петр Аксенов, Дмитрий Гутов, Марина Белова, Алексей Политов, Михаил Рошняк, арт-группа «Бомбилы»…

Плюс Сергей Орлов, Александр Пилин, Максим Веревкин, Александр Чувашев, Анвар, Асэн и Тимур Сафиуллины, Александр Гермесов, Энвиль Касимов и другие знаменитости местного уровня.

Такая тусовка вполне может привлечь в город людей с деньгами. К примеру, гость нынешней ассамблеи, известный французский коллекционер Пьер Боше, отметил, что в Удмуртии заложен серьезный инвестиционный потенциал, связанный с современным искусством, и Ижевск в течение нескольких лет может стать настоящим культурным центром.

Дух иждивенчества

А может ли? Что для это нужно? И главное — кому это нужно?

Очевидно, что подобные мероприятия, при соответствующей поддержке, самым благоприятным образом сказываются на имидже города и его известности. Не случайно на протяжении многих лет республика пытается застолбить бренд «Чайковский», вкладываясь в проведение музыкального фестиваля имени великого композитора. Однако одного имени «Чайковский» оказывается недостаточно для привлечения на фестиваль музыкальных звезд первой величины. Нужны спонсоры.

Если таковых с трудом находит фестиваль классической музыки им. Чайковского, то в области современного альтернативного искусства меценаты совсем редки.

Вероятно, поэтому масштабных, по-настоящему громких культурных проектов мало. Помимо вышеозначенных арт-ассамблеи и фестиваля им. Чайковского, это разве что проект аутентичного фольклора «Новая песня древней земли», осуществленный этнографом Мариной Ходыревой и музыковедом Александром Юминовым, при поддержке Фонда Форда.

Несмотря на довольно ощутимую имиджевую отдачу для региона, рассчитывать на весомую государственную поддержку таких проектов не приходится. Бюджет государства «на культуру» едва справляется с содержанием существующей культурной инфраструктуры — музеев, театров, библиотек и т.п.

Реализовывать масштабные культурные проекты в таких условиях сложно. А сугубо коммерческие — вроде как непрофильно… И культура замерла на перепутье: либо голодное и холодное «чистое искусство», либо сытая и уютная коммерческая попса. Нащупать третий путь пока мало кому удается — современной культуре нужны современные менеджеры.

«Одной из основных проблем является отсутствие института менеджмента в искусстве, — объясняет причину такой стагнации в культурной жизни организатор ижевской арт-ассамблеи, художник и депутат Госсовета УР Энвиль Касимов. – У наших художников присутствует дух иждивенчества. Художник — это ребенок, который не может продавать свои картины. И на худграфе надо не воспитывать каждый год по 50-100 человек амбициозных художников, а хотя бы в соотношении 1 менеджер на 10 художников».

В пользу «Мерседеса»

Отсутствие менеджеров от искусства, вероятно, вызвано все-таки не тем, что этому никто не учит (а кто их, собственно, будет учить?), а во многом отсутствием устойчивого спроса со стороны платежеспособной публики.

Искусство и бизнес настолько далеки друг от друга, что даже рекламный эффект от спонсорства мероприятия, которое посетят тысячи человек, им кажется не очевидным в сравнении с традиционными видами рекламы.

Энвиль Касимов признается, что сам получает от арт-ассамблеи разве что удовольствие, о коммерческой выгоде говорить не приходится, но, в принципе, он считает искусство перспективным для вложений: «Инвестиционная привлекательность искусства держится на времени. То есть, когда наши бизнесмены отказываются от покупки картины в пользу нового „Мерседеса“, они не понимают, что на эту картину через несколько лет можно будет купить замок во Франции. Еще 5 лет назад картины Дубоссарского стоили 5000 долларов, а прошлым летом с аукциона ушла картина за 250 000 долларов. Через искусство можно привлекать и другие деньги».

Может быть, бизнесмены начнут понимать пользу от меценатства, когда научатся извлекать коммерческую выгоду от инвестиций в искусство? Трудно сказать. Пока, по-видимому, нет ни того, ни другого. Во всяком случае, в Удмуртии. Столичные же бизнесмены пусть и недавно, но почувствовали вкус к инвестициям в «вечные ценности» и меценатству. «Яркий пример тому — передача коллекции Вишневской-Ростроповича государству бизнесменом Алишером Усмановым, купившим собрание произведений искусства. В Удмуртии пока таких примеров нет, но, я думаю, это все дело времени», — уверен Евгений Богомольный, депутат Госдумы России.

Современный российский арт-рынок в последние годы находится на подъеме.
По оценкам экспертов, объем только антикварного рынка в России оценивается в 1 млрд долларов ежегодно. «При этом доходность произведений искусства и антиквариата зачастую превышает 20% в год. Это наводит на мысль, что вложение средств в „художественные“ активы является одним из высокодоходных способов размещения капитала», — рассказывает Сергей Алтынцев, независимый финансовый консультант.

Однако удмуртским бизнесменам искусство по-прежнему представляется чем-то далеким от коммерции. Как говорит Лилия Юсупова, генеральный директор Выставочного центра «Удмуртия» Удмуртской торгово-промышленной палаты, подобные арт-ассамблее культурные проекты базируются исключительно на энтузиазме отдельных людей и являются по большей части благотворительными проектами. «Выставочный центр „Удмуртия“ пока не рассматривал вариант организации какого-нибудь арт-проекта. Не скажу, что это невыгодно, но и получить прибыль с подобного мероприятия, на мой взгляд, сомнительно. По моему мнению, это прерогатива властей. Именно они должны предоставлять специализированные площадки для арт-экспозиций», — предположила Лилия Юсупова.

Символы успешности

По мнению Ольги Шестаковой, заместителя управляющего ОАО «Уралсиб» в г. Ижевске, безусловно, сейчас есть люди, которые могли бы вкладывать деньги в искусство и предметы старины. «Но для того, чтобы это делать непринужденно, ловко и прибыльно, необходимо иметь тонкий художественный вкус, следить за калейдоскопом новых имен, посещать выставки или прибегать к помощи специалистов. На Западе этим занимаются особые люди — специалисты-искусствоведы, оказывающие квалифицированные приватные услуги за вознаграждение. Они консультируют клиентов, во что лучше вложить, сообщают о появлении новых интересных имен или о возможности приобретения известных раритетов, отсматривают каталоги известных аукционных домов и т.д. Таких специалистов, как правило, имеют в своем штате трастовые отделы банков и различные доверительные фонды. Живопись, монументальная пластика, графика рассматривается ими не только как искусство в чистом виде, а как средство вложения и извлечения прибыли, как способ капитализации активов. Таких специалистов в Удмуртии сейчас нет, и, конечно, не потому что нет грамотных людей, а потому что пока на них нет спроса», — рассуждает Ольга Шестакова.

Пока современному русскому преуспевающему человеку намного понятнее направлять прибыль в приобретение активов, подчеркивающих его статус и повышающих его оценку в среде себе подобных. По словам экспертов, наши бизнесмены, как правило, вкладывают средства в заграничную недвижимость — Португалию, Испанию, Кипр, Грецию, где хороший климат и комфортные условия проживания. На второе место в списке инвестиций сегодня вышло качественное образование — преимущественно заграничное — для себя, детей и внуков. Ну и традиционный набор приобретений, подчеркивающих «успешность»: дорогие автомобили, экзотические путешествия, украшения и т.п.

«Это все понятно и объяснимо. Потому что очень долго мы жили в закрытой стране, носили серые костюмы и душились „Красной Москвой“. А отдыхать ездили в Ялту, Сочи и Гагры. Мне кажется, что пока не удовлетворены потребности в комфортном и стабильном быте, приятном отдыхе и не исчезнет страх и неуверенность, что созданные непосильным трудом капиталы не дематериализуются в одночасье, рассуждать на тему инвестиций в искусство немного рановато. Необходимо, чтобы сменилось поколение, которое помнит пустые магазины, „Шипр“ и для которых „Жигули“ были символом успешности в жизни», — заключает Ольга Шестакова.

Проект «Костюм лесной»

Автор: Андрей Костылев

Дело в том, что я сейчас сталкиваюсь с проблемой тотальной вырубки прекрасных лесов. Я живу в посёлке, рядом с лесом. И вокруг леса, где я провёл детство и собирал грибы, гибнут. Прекрасные пейзажи превращаются чёрт знает во что.

Так как газ к нам так и не провели, мы сами занимаемся заготовкой дров. И так совпадало, что после работы в лесу я всегда ходил на выборы и голосовал за партию зелёных. Но нынче вышло так, что и эту партию СЪЕЛИ.

В этом году я решил выступить с концептуальным проектом «Костюм лесной». Он представляет собой сшитый костюм из напечатанных на шёлковой ткани фотофонов. У меня уже скопилось достаточно много хороших фотографий коры разных деревьев, древесного мха и т. д. Некоторые вещи я комбинирую и аппликатирую в фотошопе. Вот из этого материала я и скомбинировал костюм, который визуально и формально будет из дерева. Таким образом, не губя лес, можно выполнить экологически безопасный проект. А тех, кто ради наживы занимается вырубкой лесов, я бы отправил на мыло и сделал новый фестиваль «Всё из мыла».

 
 
 
Проект «Эталон» (1 кубометр)

Автор: Роман Постников

Под Парижем в Международном бюро мер и весов среди прочих эталонов хранится под стеклом кубометр русского чернозема. Вашему вниманию представлен эталон «Удмуртский кубометр древесины».

Проект является формальным реализмом — элементом фен-шуя арт-ассамблеи «Все из дерева».

Экологический аспект проекта дает визуальное представление зрителю об одном кубометре древесины, своеобразном эталоне меры пиломатериалов.

 
 
 
 
Арт-группа «Бомбилы»:

«В Москве ничего подобного не проводится с 2005 года»

Мы приехали в Ижевск по рекомендации Володи Дубоссарского, который приятельствует с местным художником и политиком Энвилем Касимовым. Они учились вместе в Суриковском и поэтому дружат. Удивительным образом Энвиль умудряется быть одновременно и художником, и политиком. К нему вполне уважительно относятся и те и другие, что позволяет ему затусовывать вместе представителей местного андеграунда (а он там есть, и нефиговый) и всяческих чиновников, в том числе и президента Удмуртии, и мэра Ижевска…

…Как бы там ни было, уже второй год в самом центре Ижевска прямо напротив правительственных зданий проходит фестиваль современного искусства. Называется он немного казенно — «Арт-Ассамблея», но впечатление производит вполне живое.

Володя Дубоссарский активно участвует в этом фестивале, поэтому мероприятие напоминает «Арт-Клязьму». Что ностальгически приятно — в Москве ничего подобного не проводится с 2005 года, если не брать во внимание «Арт-поле», которое все-таки большее отношение имеет к арт-рынку, чем к живому художественному процессу.

В общем, задумка с ассамблеей неплохая. В течение недели на базе Удмуртлеса готовятся по чертежам художников все эти деревянные штуковины. Ими заполняют березовую аллею, идущую непосредственно вдоль всего комплекса правительственных зданий. Это происходит в день города, поэтому выставку видит куча народа.

В рамках проведения арт-ассамблеи в Ижевске арт-группа «Бомбилы» представила инсталляцию «Сруб». Работа представляет собой огромный еловый сруб, в котором вырублены две двери. В одну дверь посетитель может только зайти, а в другую — только выйти. Здесь, внутри сруба, беспорядочно расположились ели, а темноту сквозь дымовую завесу пробивает мощный поток света. Человек, попавший в сруб, неожиданно оказывается в параллельном мистическом пространстве, в ночном туманном лесу, из которого, кстати, вынужден сам искать выход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *