Архив журнала

Посмотрим

С началом осени и возобновлением деловой и информационной активности начинается новый телевизионный сезон. Республиканские телеканалы в этом сезоне, можно сказать, начинают жизнь с чистого листа: в 2008 году в телеэфире уже многое изменилось, но стабильность на этом рынке так и не наступила. Журнал «Свое дело» выяснил, какие еще перемены готовят республиканские телевизионщики, а к каким им самим нужно готовиться.

Путаница распутывается

О том, что в республиканском телеэфире случилось еще не все, что могло, смутно догадываются даже неискушенные во внутрителевизионных делах зрители. Смена собственников на четырех телеканалах и руководства еще на одном привела к совершенной путанице: в эфире появились сначала два ТВ-3, а потом еще и два ТНТ — то ли перенастраивать повторяющиеся каналы, то ли удалить один из двух? Некоторые кабельные компании перепрограммировали свои сети так, чтобы избежать дублирования, и это добавило еще больше неразберихи: у кого-то два ТВ-3 и нет «Домашнего», а у кого-то все в порядке.

Специалисты советовали зрителям не торопиться с перенастройкой телевизоров — подождать, пока новые хозяева и новые руководители определятся с тем, что показывать на своих частотах. Видимо, пока поиск нового контента — проблемный вопрос для владельцев каналов.

Проблема контента возникла в первую очередь у «Региональной медиа-группы», которая в конце прошлого года приобрела два телеканала, где раньше вещала телекомпания ТВС (совместно с ТВЦ и ТНТ), и телекомпанию «Альва», совещателем которой был канал ТВ-3.

Сам ТВ-3 примерно в эти же сроки приобрел телекомпанию «Арсенал» и запустил там собственные программы, не смущаясь тем, что они уже присутствуют в ижевском эфире на одной из частот, подконтрольных РМГ. А нынешней весной стало известно, что дублер появится у еще одного канала РМГ, — ТНТ договорился о переходе с 8-го метрового канала на 41-й дециметровый, на котором вещает ТК «Новый Регион».

Дублирование ТНТ, правда, продолжалось недолго — с 1 августа по 1 сентября. Затем РМГ запустила вместо него музыкальный канал. А дублирование ТВ-3 затянулось. Как стало известно нашему журналу, одной из частот, где он сейчас вещает (подконтрольной РМГ), заинтересовался РЕН-ТВ. Потребность канала в собственных частотах в регионах связана с его редакционной политикой. Сейчас это единственный канал, который выделяется на фоне общей лояльности российским властям. Даже странно, что возможность смотреть его программы в Удмуртии до сих пор обеспечивал не кто иной, как государственный телерадиоканал. В нынешнем телесезоне антагонисты, видимо, наконец, расстанутся. По нашей информации, телекомпания «РЕН-ТВ» уже летом начала готовиться к самостоятельному вещанию. Для этого уже создана региональная дирекция, которую возглавил один из топ-менеджеров команды экс-телекомпании ТВС.

Новые каналы

Если РЕН-ТВ приобретет в Ижевске собственную частоту, проблема контента встанет уже перед телекомпанией «Моя Удмуртия». Впрочем, РЕН-ТВ, видимо, не скрывает своих намерений от нынешнего партнера, и у руководства государственного республиканского телевидения есть время найти другого совещателя. По информации СД, переговоры идут с «5 каналом» (С.-Петербург), который пока есть в Ижевске только в кабельных сетях. То есть распутывание возникшей в телевизоре путаницы для зрителей может обернуться как минимум одним плюсом: в эфире появится новый канал.

Еще одним новым каналом в республиканском эфире вскоре может стать круглосуточный информационный канал «Вести-24», который тоже до сих пор существовал только в кабельных сетях. Лицензию на его вещание в Удмуртии еще в прошлом году получила ВГТРК.

Наконец, новый канал вполне может появиться на одной из частот, которые сейчас контролирует «Региональная медиа-группа». По крайней мере, РМГ до сих пор была известна как компания, которая делает бизнес на краткосрочных инвестициях в региональные медиа-активы. Правда, на момент вхождения РМГ в Удмуртию источник, близкий к ее руководству в Москве, заявлял, что стратегия компании изменилась: она готова заниматься развитием приобретенных в Удмуртии каналов и зарабатывать на рекламных продажах. Но чуть позже речь в этом плане шла уже только об одном из трех каналов — том, где сейчас вещает MTV. Затем стало известно о планах перепродажи РЕН-ТВ частоты бывшей «Альвы». Так что, по всей видимости, и вместо ТВЦ вполне может появиться канал, которого в Ижевске до сих пор не видели. Если, конечно, канал ТВЦ сам не выкупит частоту, на которой сейчас работает.

Появление новых каналов должно, по идее, порадовать и рекламодателей: увеличение конкуренции, как правило, приводит к снижению цен. Однако применительно к продажам телевизионной рекламы рыночные принципы не всегда работают, особенно в Удмуртии.

Слишком силен субъективный фактор. Зачастую рекламодателем принимаются решения по принципу «нравится — не нравится». И весь фундаментальный анализ рынка — рейтинги, целевая аудитория — сводится на нет. Видимо, по этой причине и самим продавцам рекламы приходится планировать свои доходы, опираясь на субъективные ощущения.

Главный редактор ТРК «Моя Удмуртия» Екатерина Баженова, например, предположила, что дополнительное внимание зрителей к передачам их телекомпании, а значит, и рекламодателей привлечет ребрендинг — обновление цветовой гаммы и логотипа — и появление новых проектов.

В целом, участники рынка телевизионной рекламы не планируют резкого роста или падения цен. Хотя, по оценкам финансовых аналитиков, рекламная инфляция в республике составит в 2008 году около 15%.

Самим слабо?

Все настолько привыкли к тому, что у местных телекомпаний всегда есть федеральный партнер, что кажется — иначе и быть не может. На самом деле, не только может, но и должно быть. Объем собственного вещания для каждого из телеканалов — это одно из условий лицензии. Например, ТРК «Моя Удмуртия» и «Новый Регион», согласно этим условиям, обязаны на 100% самостоятельно заполнять эфир.

«Создать самоокупаемый канал в Удмуртии очень сложная задача. Скорее всего, судя по опыту соседних регионов, это перспектива канала «Моя Удмуртия», — рассуждает Елена Черанева, исполнительный директор ООО «Мегаполис 1». Однако в планы президентского телевидения это, по всей видимости, не входит. «Закрыть 24 часа эфира можно, только для чего? Чтобы удовлетворить амбиции? — говорит Екатерина Баженова. — Это не очень нужно сегодня в Удмуртии — ни зрителю, ни рекламодателю».

По оценкам Сергея Казанцева, директора представительства инвестиционной компании «ФИНАМ», в Удмуртии на содержание 24-часового канала с собственным контентом необходимо порядка 50 млн долларов в год — около миллиарда рублей. Эта сумма в десять раз превышает затраты государственной телерадиокомпании в 2008 году. «Сейчас затраты республики на государственные предприятии и без того высоки — сдается первая очередь зоопарка, цирк до сих пор не прошел стадию окупаемости, — поэтому о появлении собственного телевидения говорить несколько рано», — считает аналитик.

Между тем контролирующее вещателей управление Россвязьохранкультуры по Удмуртии в любой момент может решить, что вовсе не рано, а как раз пора. Несоблюдение условий лицензии может стать основанием для отзыва этого документа. До недавнего времени на это смотрели сквозь пальцы, но в последнее время, по данным СД, стали уделять больше внимания. «Новому Региону», чтобы избежать претензий со стороны Россвязьохранкультуры, даже приходится переоформлять лицензию — вписывать в нее ТНТ в качестве совещателя. Видимо, так же планирует поступить и руководство «Моей Удмуртии», если договорится с «5 каналом».

На определенный период это снимает вопрос о необходимости организовать собственное вещание. Впрочем, в будущем к этому вопросу все равно придется вернуться. Собственный контент рано или поздно будет необходим всем без исключения региональным каналам, если они хотят продолжить свое существование после перехода на цифровое вещание, который планируется осуществить в России в ближайшее десятилетие. Предполагается, что благодаря этому в эфире появится 40-50 телерадиоканалов, так что у «больших» телекомпаний не будет необходимости договариваться с обладателями региональных лицензий — они смогут организовать собственное вещание. Региональным СМИ будет попросту нечего показывать на своих частотах. Директор «Моей Удмуртии» Николай Рожков признал недавно в интервью газете «КоммерсантЪ»: «Если к этому времени мы не сможем создать собственный контент, нас просто не станет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *