Архив журнала

Понаехали

Изучая причины отказа городской администрации в предоставлении участка под автостоянку одному из ижевских предпринимателей, СД выяснил, что главным препятствием на пути цивилизованных автомобильных стоянок в Ижевске стал, как ни странно, муниципальный «Проект развития сети многоуровневых гаражей­стоянок индивидуальных средств автомототранспорта в городе Ижевске». Строить оговоренные в нем многоуровневые паркинги, оказывается, совершенно нерентабельно, а никакие иные формы существования легальных стоянок документ не предусматривает.

Не место

Автовладельцу Александру Шумихину надоело ставить машину где придется, и он решил построить стоянку в своем дворе – чтобы и своя машина под окном, и соседям близко. Да и бизнес, по его расчетам, должен получиться прибыльный: в районе ходят упорные слухи, что ближайшие стоянки скоро закроют. «Я живу на Автозаводской, – объясняет Александр. – Стоянки закрываются, машину ставить некуда. Хотел, чтобы рядом с домом была стоянка, и решил организовать ее сам».

В городском Управлении архитектуры и градостроительства объяснили, что сделать это совсем не сложно. Нужно написать заявление в Комиссию по землепользованию и застройке города Ижевска, указать место размещения стоянки, обосновать примерный размер земельного участка и приложить расчеты, позволяющие оценить возможность размещения автостоянки на рассматриваемой территории. Комиссия заявление рассмотрит и в случае отсутствия препятствующих факторов и поступления заявлений от других лиц объявит конкурс на право аренды земельного участка. Его выиграет тот, кто предложит за право аренды самую большую цену.

Вырученные таким образом деньги пойдут в городской бюджет. И арендная плата, которую в дальнейшем нужно будет платить (в среднем по городу – 11,56 руб. за кв.м, в  зависимости от района – от 7,78 руб. до 80,99 руб.), тоже на 80% поступает в городскую казну, и лишь 20% уходит в бюджет региона. То есть организация стоянок экономически выгодна городу.

Однако последний конкурс на право аренды земли под стоянку прошел в 2006 году, и в результате него появилась стоянка возле жилого дома по адресу: ул. Песочная, 4а. По информации городского Управления земельных ресурсов, 2007-09 годах участки для размещения автостоянок не формировались и на торги не выставлялись, и нынче тоже не планируется этого делать.

Александра Шумихина все это не смутило: может, никто и не хочет стоянки строить, но он-то решил твердо. «Пошел в администрацию города, – рассказывает Александр, – написал заявление. Мне показали Генплан, познакомили с САНПИНами – и отказали. Объяснили, что расстояние от стоянки до дома должно быть не меньше 15 метров. Я измерял, у меня все нормально по этим нормативам. Но мне отказали. Они дают строить, но и дают понять, что надо выбрать другое место. А зачем мне стоянка за пять километров от дома?..»

Мест нет

Александр не теряет надежды найти недалеко от дома такое место, где можно построить стоянку, удобную для людей и приносящую доход и бизнесмену, и городу. Сомневаться в том, что такие места есть, не приходится: фактически люди и сейчас ставят там машины, только на свой страх и риск – без охраны и всяческих удобств типа парковщика или хотя бы разметки.

Но в городской администрации уверены в обратном. «На сегодняшний день в г. Ижевске имеется дефицит свободных от прав третьих лиц земельных участков, пригодных для целей, связанных с размещением объектов для хранения автотранспортных средств, – написали в ответ на наш запрос в Управлении архитектуры. – В структуре жилой застройки размещение открытых сооружений для хранения легкового автотранспорта затруднительно, так как последние являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека».

Ответ в том же духе пришел из Управления земельных ресурсов: «В связи с достаточно плотной застройкой  города нынешняя  градостроительная ситуация  не позволяет  организовывать плоскостные автостоянки, и более целесообразным является предоставление участков под строительство много-ярусных автостоянок».

В строгом соответствии с этой позицией в администрации Ижевска разработан «Проект развития сети многоуровневых гаражей-стоянок индивидуальных средств автомототранспорта в городе Ижевске». Предполагается построить современные гаражи-стоянки с использованием подземного пространства, высотные автоматизированные стоянки, многоэтажные гаражи. Строительство будет организовано так: там, где уже сложилась многоэтажная застройка и нет места, будут строить подземные стоянки с использованием дворовых пространств. При новом строительстве стоянки будут встраивать в подвалы и технические этажи. В центре города и на въездах будут подземные стоянки с использованием подземного пространства и рельефа. Всего в ближайшем будущем планируется построить 27 стоянок по всему Ижевску.

Уличные стоянки, согласно проекту, будут реконструировать. Но далеко не для всех реконструкция будет состоять в обновлении покрытия, строительстве навесов и т.п. Предполагается, что в большинстве случаев в результате они превратятся в крытые паркинги. Именно эти планы городских властей и стали почвой для слухов о закрытии уличных стоянок: места в современном паркинге стоят столько, что для многих автовладельцев они просто не существуют.

Места пустуют

В описательной части «Проекта развития сети стоянок в Ижевске» содержится характеристика обеспеченности города современными паркингами: «Самыми необеспеченными местами хранения являются Октябрьский и Устиновский районы. За несколько лет в Индустриальном районе построены многоэтажный гараж “Олимп” на 440 автомобилей и полуподземный гараж “Мустанг” на 70 машин, в Октябрьском районе – два небольших подземных гаража в комплексе с жилыми зданиями. В Первомайском районе по ул. К. Либкнехта завершено строительство многоуровневого гаража-стоянки на 260 машино-мест в комплексе с административным зданием, ведется строительство полуподземных гаражей-стоянок в комплексе с жилыми домами по ул. Удмуртской, К. Либкнехта».

Характеристика составлена в 2007 году, когда принимался проект. Но с тех пор ситуация мало изменилась. Строить крытые парковки предприниматели не спешат, а те, кто уже построил, не спешат похвастаться показателями заполняемости и, соответственно, окупаемости проектов. Очевидно, это для них больная тема.

У паркингов, встроенных в новые жилые дома, дела, по всей видимости, идут чуть лучше, чем у расположенных в офисных зданиях. Например, много-уровневая стоянка на 115 мест на Нижней, 18, которую строительная фирма «Римский квадрат» построила вместе с жилым домом, заполнена на 85%. Часть мест была продана вместе с квартирами, остальные предлагают купить жителям соседних домов. Руководитель обслуживающей стоянку управляющей компании Александр Блузин говорит, что спрос есть. Правда, цену за место пришлось снизить вдвое – с 800 до 400 тыс. руб.

Цена за место должна покрыть расходы на строительство, но не на содержание стоянки. Поэтому с автовладельцев берут еще и ежемесячную плату: с собственников мест – 850 руб., с арендаторов – больше. «У нас единственная в городе отапливаемая подземная стоянка, – объясняет Александр Блузин. – Другие такие стоянки в Ижевске – холодные. И почти 30 процентов  расходов составляет отопление, процентов 15 – электроснабжение, процентов 50 – обслуживание, охрана и пожарная сигнализация. Себестоимость содержания одного места – 1000 рублей».

Средняя стоимость аренды места в крытом паркинге по Ижевску составляет около 3 тыс. руб. Свободные места есть везде, и это прямо указывает на то, что новые многоярусные стоянки, развивать которые планирует администрация города, не будут востребованы. Бизнесу это очевидно, поэтому желающих строить паркинги нет. 

Загнать на место?

В то же время городской проект развития сети стоянок лишает прибыли и владельцев уже существующих стоянок. Например, удмуртское отделение Всероссийского общества автомобилистов, которому принадлежат крупнейшие уличные стоянки. Помимо внесения ежемесячных платежей – порядка 800 рублей, – чтобы ставить машину на стоянке ВОА, нужно стать членом общества. Вступительный взнос – 1000 рублей. Руководитель расположенной в городке Строителей стоянки «Планета» на 350 мест Нелли Протопопова объясняет, что членский билет является чем-то вроде свидетельства собственника – дает право на бессрочное пользование местом на стоянке. Правда, с тех пор, как стали известны планы городских властей, в «бессрочное пользование» мало кто верит, и на «Планете» довольно много свободных мест.  

«У нас 15 стоянок по городу, и мы готовы разместить людей хоть сейчас, – говорит председатель удмуртского отделения ВОА Юрий Варлашкин. – Нет спроса на стоянки. Раньше на стоянках очереди были, а сейчас смысла строить стоянки нет. Люди ставят машины во дворах. Их не гоняют, не штрафуют, всем удобно: сел, завел, не надо идти 200-300-500 метров». По мнению Юрия Варлашкина, чтобы убыточный стояночный бизнес снова стал прибыльным, нужно, чтобы ГИБДД и «зеленые» загнали машины на стоянки.

А председатель автостояночного кооператива «Дружба» Александр Коробейников считает, что никого никуда загонять не нужно. На «Дружбе» свободных мест почти нет. Участок, выделенный несколько десятилетий назад под стоянку заводу «Аксион», по мере застройки городка Металлургов оказался в центре густонаселенного массива. Поскольку земля автокооперативу не принадлежит, места на стоянке не продаются – владельцы машин вносят только ежемесячные арендные платежи. 600 рублей за место хватает на вполне приличное содержание стоянки площадью 1200 кв.м: свет есть, телефон работает, охранников нанимают профессиональных, забор красят ежегодно и даже навесы смогли соорудить, чтобы зимой автовладельцам не приходилось огребаться.

И вот теперь Александру Коробейникову пришлось предупредить арендаторов, что участок земли, который они привыкли считать своим, в любой момент может быть выставлен городом на аукцион под строительство современного паркинга, как это уже произошло с соседними стоянками. «Стоянок в нашем районе стало меньше, – говорит Александр Коробейников, – машин больше. В итоге – все машины во дворах, на газонах,  детских площадках. Но, например, скажите, подземную стоянку как построить? Это такие деньги! Стоянки должны быть разными, нужно оставить выбор и автовладельцу, и бизнесу».

Места бесплатно

Современного автовладельца лишить права выбора сложно. Любое товарищество собственников жилья вправе приватизировать  придомовую территорию и распоряжаться ей по своему усмотрению. Так, к примеру, поступили в ТСЖ «Радость» (несколько жилых домов по ул. Пушкинской). «У нас в собственности 6000 квадратов – это наша прилегающая территория, – говорит председатель товарищества Михаил Хоменко. – Мы ее и используем под парковку и, кстати, под детскую площадку. У нас большая детская площадка – 30 на 100 метров, на ней скоро появится новый городок. И все будет у нас хорошо».

В принципе, договориться о том, где будет детская площадка, а где стоянка, можно и не создавая ТСЖ. Машины сейчас есть почти у всех, поэтому соседи редко делают друг другу замечания из-за припаркованных у подъездов автомобилей. И там, где Александру Шумихину не разрешили сделать официальную стоянку, она образовалась безо всякого разрешения. Единственный минус для автовладельцев – отсутствие охраны, но при наличии страховки можно не брать его в расчет.

Другое дело, что такие востребованные парковки «шаговой доступности» оказываются совершенно нерыночной нишей. И если ТСЖ «Радость» платит в городской бюджет хотя бы земельный налог, то стихийная стоянка – это сплошная упущенная выгода: ни разовой платы за право аренды, ни ежегодных арендных платежей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *