Поймали в сети

На республиканском рынке ритейла уже совсем скоро может появиться несколько новых игроков. Большие торговые компании все активнее наступают на регионы: в Москве рынок поделен давно, близится к финалу разделение рынков городов-миллионников. Подошла очередь и так называемых пятисоттысячников, среди которых в фокусе внимания крупнейших федеральных и транснациональных компаний оказался и Ижевск. А примерно к 2013 году, а то и раньше, крупные торгово-развлекательные центры с федеральными «якорями» появятся и в других городах республики. В числе первых эксперты называют Глазов и Воткинск.

Сегодня в Удмуртии 7109 магазинов. В розничной торговле работают 25 174 человека. Обеспеченность Ижевска торговыми площадями составляет 580 кв. м на тысячу жителей. Это в 2,5 раза больше официального норматива, предусмотренного в советские времена.

Калининградский «Вестер-Гипер», питерская «Карусель» и московский «Мосмарт» — всего за каких-то два года в Ижевске обосновались сразу три крупных продуктовых ритейлера. Еще один готовится кинуть «якорь» на пересечении улиц 10 лет Октября и 40 лет Победы — там начинается строительство нового большого торгового центра.

Скорый приход в республику готовит и московская торговая сеть «Перекресток», что подтверждает пресс-служба компании X5 Retail Group  N. V., управляющей брендами «Пятерочка» и «Перекресток»: «Сейчас ведутся переговоры о начале строительства крупного торгового центра в вашем городе. В нем будет все необходимое для наиболее полного предоставления услуг в сфере потребления продуктов. Рынок Удмуртии в настоящее время характеризуется большой ёмкостью по оборотам и потреблению продуктов, а также высокими доходами населения».

Местные эксперты соглашаются с выводами маркетологов «Перекрестка» и прогнозируют: это только начало большого передела всего рынка розничной торговли. И не только в сфере продуктов.

«Я думаю, лет через пять мы увидим новый Ижевск. Абсолютно новый с точки зрения организации торговли, — говорит президент корпорации „Центр“ Сергей Ощепков. — В городе, насколько я знаю, кроме „Перекрестка“, будут строиться еще семь торговых центров. И я думаю, что они появятся как раз в течение ближайших пяти лет. Это в основном федеральные и, может быть, даже транснациональные ритейлеры, потому что весь бизнес сейчас идет к тому, что в город приходят федеральные сети„.

По данным экспертов, проекты новых торговых центров уже готовятся. Выбрано и место под их строительство. Это Устиновский район города. Именно этот район Ижевска девелоперы называют самым перспективным для возведения коммерческой недвижимости. Сейчас здесь живет 160 000 человек. И плотность населения год от года будет только расти. Пропорционально новостройкам — согласно Генплану Ижевска, в Устиновском районе планируется строительство двух жилых микрорайонов с общей площадью квартир около полумиллиона квадратных метров.

“Одна из главных заповедей девелопера — „место, место и еще раз место“, — говорит генеральный директор Управляющей компании „АССО-Строй“ Рустам Хабибуллин. — Строительство в районе „Автозавод“ крупных предприятий торговли и сервиса согласуется с динамичным развитием этой части города в целом. Сегодня здесь осваиваются территории 7-го и 8-го микрорайонов жилого района „Восточный“, 10-го и 11-го — района „Аэропорт“. Поэтому появление соответствующей инфраструктуры здесь востребовано, как, наверное, ни в одном из районов Ижевска. Нельзя также не отметить и тот факт, что в отдаленных районах, к которым относится и „Автозавод“, гораздо больше крупных площадок, пригодных для строительства крупных торговых центров, отвечающих современным требованиям».

Здесь сегодня уже действуют два крупных торговых центра. Это ТЦ «Петровский» и «Карусель». И довольно скоро в непосредственной близости от них (перекресток улиц 10 лет Октября — 40 лет Победы) откроется еще один гипермаркет. Однако почти все эксперты сходятся во мнении, что пока тесно им не будет. Конкуренция останется минимальной. Это связано с тем, что у каждого проекта свой формат. По некоторым данным, строящийся торговый центр будет основан на одном крупном продовольственном «якоре». Все остальные площади, вероятнее всего, заполнятся брендовыми отделами и зонами.

В отличие от него, к примеру, тот же «Петровский» изначально проектировался как центр, в который люди пойдут не просто за покупками, а чтобы еще и отдохнуть. Кинотеатры, фуд-корты, детская территория — созданы все условия, чтобы посетитель провел здесь как можно больше времени. В идеале — целый день. У европейцев так называемый «воскресный шоппинг» — покупки в выходные дни — одно из излюбленных развлечений. Не отстает и Москва. Утро столичной субботы. Все стоянки возле пригородных мега-центров заполнены до отказа. И разгружаются только ближе к вечеру.

До Ижевска мода на «воскресный шоппинг» еще только добирается. Но владельцам небольших торговых центров, специализирующихся на продаже одежды и обуви, типа «Дельфина» или «Горького, 79», уже сейчас приходится туго — покупатель меняет их на центры, где есть условия не только для покупок, но и для семейного отдыха.

Магазинов покрупнее, таких, как «Аксион» и «Эльгрин», эта проблема коснется, по разным оценкам, через 2-4 года. Как раз к тому времени, когда федеральные ритейлеры будут готовы предложить городу свои торговые центры. А строить они их будут «с нуля» — о том, чтобы шоппинг стал семейным развлечением, нужно думать уже при проектировании: для фуд-корта нужны коммуникации, для кинозала — акустика и звукоизоляция и т.д.

Ижевские девелоперы засучили рукава: готовятся к большому притоку инвестиций в коммерческую недвижимость. «С моей точки зрения, Ижевск способен принять все крупные федеральные сети. Например, на рынке бытовой техники уже сейчас представлено большинство из них, — считает Рустам Хабибуллин. — Другой вопрос: пойдут ли они сюда? Некоторые ритейлеры находятся в жесткой конкуренции по отношению друг к другу, и если одна из сетей уже обосновалась в том или ином городе, другая может и не последовать ее примеру. Однако рядовому покупателю ситуация конкуренции принесет только выгоду. В качестве примера можно привести рынки
мобильной связи или бытовой техники. Чем выше конкуренция, тем более разнообразны предложения торговцев и тем в конечном счете ниже цена для покупателей».

Когда в республике окажется сразу несколько федеральных сетей, жесткая конкуренция станет неизбежной. В выигрыше окажется тот, кто сможет предложить покупателю более передовые технологии, самый полный ассортимент и, конечно, низкие цены. На них, в первую очередь, и будут играть ритейлеры. У мощных федеральных представителей есть все возможности для масштабного демпинга. На первоначальном этапе завоевания своей ниши на региональном рынке они могут позволить себе терпеть убытки от предложения более низких цен. Главное — как можно эффектнее и заметнее войти в регион. Ущерб впоследствии будет возмещен притоком покупателей, а также ростом капитализации компании.

Местные продуктовые сети, скорее всего, тоже попытаются включиться в эту демпинговую гонку. К примеру, «Ижтрейдинг» с начала этого года впервые за всю свою историю запустил масштабную рекламную кампанию, акцент в которой сделан на снижении цен.

И все-таки эксперты полагают, что региональные компании без серьезных финансовых рычагов такой борьбы не выдержат. Первой жертвой падут небольшие сети. «Я думаю, в ближайшее время мы даже увидим продажу некоторых ижевских сетей кому-то из федералов, — предполагает Сергей Ощепков. — Кто-то поймет, что не сможет тягаться с федеральными сетями. Другие уйдут под известные российские бренды, начнут работать по франшизе. Причем это может быть в любой сфере — и продуктовой, и строительной, и электроники, и одежды».

Но и у ижевских ритейлеров есть чем ответить федералам. К примеру, они давно и прочно заняли все самые выгодные позиции и места. Их магазины и супермаркеты работают в центральной части города, где дальнейшая коммерческая застройка часто просто невозможна. А значит, и конкурентов здесь не будет. На руку может сыграть и эффект привычки покупателя. Переманить его в новый магазин будет очень сложно. Как правило, наплыв клиентов в только что открытые гипермаркеты наблюдается лишь в течение нескольких первых недель. Потом большая часть покупателей возвращается в привычное место, поближе к дому.

В общем, выжить будет сложно, но можно. В конце концов, можно, по примеру тех же федеральных ритейлеров, пойти по пути экспансии — для начала хотя бы расширить присутствие в райцентрах республики. Но и с этим надо будет поспешить — переговоры об открытии магазинов с главами муниципальных образований уже ведет краснодарская продовольственная сеть «Магнит».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.