Под градусом

Журнал Суровая зима и жаркое лето — лучшая погода для продавцов климатической техники. А так как погода ежегодно преподносит сюрпризы по всему миру, немудрено, что мировой рынок систем кондиционирования постоянно растет и оценивается более чем в 40 млн штук. Российский и соответственно удмуртский рынок хотя и с отставанием, но развивается по мировой модели: у нас постепенно отходят оконные кондиционеры, повысились продажи сплит-систем, а крупные заказчики предпочитают мощные промышленные вентиляционные установки.

Становление российского рынка систем кондиционирования и вентиляции (климатехники) в виде собственно рынка происходило во второй половине 90-х годов (первые представительства зарубежных фирм, производящих климатехнику, появились у нас в стране только в начале 90-х). Однако нужно сказать, что до этого в России был накоплен значительный опыт проектирования и монтажа систем вентиляции, были специалисты, да и научная база в этом направлении в советские времена была солидная, так что более совершенное импортное оборудование просто стало необходимым дополнением для того, чтобы российский рынок климатехники начал бурно развиваться.

Сегодня

Российский рынок оборудования для кондиционирования воздуха в 2005 году развивался темпами, несколько превышающими динамику роста мирового рынка. Рост продаж в нашей стране составил 17,5% и достиг рекордного значения за всю свою историю — почти полмиллиона штук. Согласно исследованиям британского центра исследований BSRIA, в денежном выражении российский рынок сегодня оценивается более чем в 600 миллионов евро. По прогнозам экспертов, до 2009 года темпы роста общего рынка кондиционирования будут составлять приблизительно 23% ежегодно, тем самым обеспечивая наиболее высокие темпы роста в Европе. Доля Удмуртии в общем объеме продаж кондиционеров мала — менее 1%. По данным мониторинга за прошлый летний сезон Ассоциации предприятий индустрии климата АПИК и РГ «Идеал-Медиа», в Удмуртии за год сбывается примерно 3500 штук, или около 0,7% от общероссийского объема. Местные эксперты называют еще меньшую цифру — 3000-3100 кондиционеров в год. Рынок кондиционеров в республике разделен между 8-10 крупными компаниями. «9 трест» СЭМПЛ, «Мир климата», «7 небо», «Климатехника», «Мир», «Комфорт», «Климат-контроль», «Эльдорадо». Что касается остальных компаний, то оценить их долю практически невозможно, так как исследования местного рынка самими компаниями не проводятся. По словам представителей фирм, занимающихся климатехникой, их не интересует количественное выражение занимаемой ими доли, они просто довольны тем, что бизнес приносит прибыль, а продажи ежегодно увеличиваются в полтора раза.

Бытовая серия

Из общего объема продаж 85% приходится на бытовые кондиционеры, 25% — на полупромышленные и промышленные. Основными производителями оборудования для кондиционеров на российском рынке являются компании Daikin, Panasonic, Fujitsu General, Mitsubishi Electric. Согласно исследованиям BSRIA, Россия — один из лидеров по закупке оконных кондиционеров в Европе, с объемом продаж около 125000 блоков в 2004 году. Но постепенно еще недавно популярные оконные кондиционеры уступают свое место сплит-системам, которые существенно подешевели еще в 2003 году, и цены на них ежегодно снижаются. Сплит-система — наиболее популярный сегодня тип кондиционеров в России и большинстве стран мира. Она создает меньше шума при работе, нежели оконный кондиционер, уменьшает потребление электроэнергии примерно в два раза, и покупатель получает несколько внутренних блоков при одном внешнем (это очень важно, когда есть ограничения по применению внешних блоков на фасаде здания). По оценкам экспертов, именно этот тип кондиционеров станет основой роста российского рынка климатического оборудования уже в этом году, их доля составит более 80%. В странах Европы, схожих с Россией по климату, сплит-системы уже представляют самый значительный и быстро растущий сегмент рынка.

Для профессионалов

Но из-за насыщения рынка сплит-систем работать на нем становится все сложнее, прибыльность падает. В связи этим многие компании, накопившие опыт в работе с климатическим оборудованием, для частного использования начинают всерьез заниматься проектированием и монтажом более сложных и дорогих систем вентиляции и центрального кондиционирования. Алексей Скорняков, директор компании «Свобода климата»: «Нашей компании более интересно работать на рынке вентиляции. Мы не стремимся к единичной продаже кондиционеров, нам нужны большие заказы по вентиляции, где потребуется спроектировать, установить, вести сервисное обслуживание».Уже около трех лет рост на этом рынке превышает рост рынка бытовых систем кондиционирования. Например, в сезоне 2004 года общая емкость сегментов вентиляционного оборудования и центральных систем (в финансовом выражении) впервые превысила емкость рынка бытовых систем. С каждым годом в стране увеличивается сбыт промышленных и полупромышленных кондиционирующих систем. Такую технику покупают строители элитного жилья и крупные заказчики, активность которых зависит в большей степени от экономической стабильности, а не от погоды. Хотя в Удмуртии профессиональное оборудование продается тяжело. Дело не только в высокой цене, эксперты считают, что пока заказчики не отводят большие бюджеты на системы кондиционирования, но непременно продажи мультизональных систем вырастут и у нас. Начальник отдела кондиционирования «9 трест» Дмитрий Столбов говорит, что его компания предлагает профессиональные системы VRV своим клиентам, но пока больше покупают полупрофессиональные системы. Из всех сегментов российского рынка центральных систем кондиционирования рынок чиллеров растет медленнее всего. В количественном выражении темпы прироста составляют около 12-18%. Однако если перейти к «мощностному» и соответственно денежному выражению, динамика будет намного выше, в районе 20-25% в год. При этом надо учитывать, что продажи чиллеров пока не исчисляются тысячами и даже сотнями. Такую технику могут позволить себе единицы.

Хватит всем

Сезоном для фирм, специализирующихся на продаже и установке кондиционеров в Удмуртии, считается период с мая по июль. Несмотря на возможности работы кондиционеров как на холод, так и на тепло, спрос на эту технику падает во время осенне-зимнего периода. Алексей Скорняков: «Заниматься исключительно кондиционерами невыгодно: зимой рентабельность сильно снижается, так как кондиционеры в холодное время года продаются архиплохо, а надо содержать квалифицированный штат. В основном зимой заказывают кондиционеры лишь корпоративные клиенты и строительные организации. Зимой хорошо продается тепло — тепловые пушки, тепловые завесы, масляные обогреватели и т.д.».Но как только становится жарко, продажи возрастают по сравнению с зимними месяцами в 10 раз. Немудрено, что летом число фирм, предлагающих кондиционеры, также вырастает. Если не в «сезон» их 10, то летом может стать 30-40. При этом три четверти из них — фирмы-однодневки, которые открылись лишь на пару месяцев, чтобы «снять сливки». Основные клиенты таких фирм — «частники». Юридические лица подходят к выбору климатехники более серьезно и работают с фирмами, зарекомендовавшими себя.Несмотря на появление летом множества фирм-однодневок и соответствующий рост конкуренции, работы хватает всем. Да и прибыльность при продаже кондиционеров высока — по некоторым оценкам, она достигает 30%. Правда, с фирмами-однодневками могут возникнуть определенные проблемы. Во-первых, подобрать кондиционер не так уж просто. По словам специалистов, необходимо учитывать порядка двадцати параметров. Просчитать все сможет профессиональный проектировщик, который вряд ли найдется у фирмы, которая планирует закрыться через три месяца. Кроме того, гарантия, конечно же, отсутствует. В случае поломки оборудования покупателю приходится обращаться в другую фирму, естественно, за дополнительные деньги. Также придется искать компанию, которая будет осуществлять сервисное обслуживание кондиционера. Но основная проблема — квалифицированный монтаж. По статистике, 80% поломок при эксплуатации кондиционера случается из-за неквалифицированных монтажных работ. Цена установки кондиционера составляет 3600-4000 рублей, шабашник может снизить цену до 2 тысяч рублей. Но качество при этом, скорее всего, пострадает. Кстати, с подобными проблемами могут столкнуться и те, кто сделал покупку в магазине бытовой техники. Как правило, магазины не держат штат монтажников кондиционеров и предлагают покупателю самостоятельно найти фирму, которая установит кондиционер. Но профессионалы рынка при установке «неродного» кондиционера поднимают цену на две тысячи (т.е. цена может составить 6 тысяч). А если и на этой стадии воспользоваться вариантом «шабашник», то в случае поломки кондиционера (его надо опять своими силами снимать и везти в центр обслуживания) покупатель может столкнуться с тем, что его самого обвинят в неправильной эксплуатации и поломке техники. Помимо этого, есть ряд случаев, не подпадающих под гарантийное обслуживание. Например, чистка фильтров, чистка наружных блоков и т.д. Самостоятельно это сделать не удастся, поэтому для собственного спокойствия лучше обращаться к компаниям, которые работают на рынке не первый год.Кстати, некоторым фирмам удается построить неплохой бизнес на послепродажном обслуживании. Они могут вести обслуживание установленного кондиционера в течение 6-8 лет (средний рекомендованный срок эксплуатации кондиционера).

Перспективы рынка

Сегодняшний рынок климатической техники в России можно считать практически сформированным. На нем представлены все виды оборудования, а модельные ряды обновляются практически сразу с выходом их на заводах-производителях. Как и в прошлом году, уровень спроса на бытовые кондиционеры будет оставаться достаточно высоким. Это связано с необходимостью замены большого количества оборудования, установленного 3-6 лет назад и начавшего выходить из строя. Будет продолжаться рост в секторе централизованных систем на основе крупного и среднего оборудования. Для возникновения этой тенденции сложились как экономические (рост крупного капитального строительства), так и социально-технические предпосылки (подготовлены квалифицированные кадры для проектирования и обслуживания таких систем). Не менее важно и то, что в городах строится все больше зданий, требующих централизованных систем кондиционирования воздуха (гостиницы, бизнес-центры и т.п.). Кроме того, эксперты считают, что в скором времени рынок перей-дет в профессиональную стадию, когда фирмы-однодневки исчезнут с рынка: из-за снижения стоимости бытовых кондиционеров заниматься исключительно их продажей будет невыгодно. На рынке останутся крупные компании, предлагающие полный комплекс услуг: проект — поставка оборудования — монтаж — сервисное обслуживание.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.