Архив журнала

Пластмассовый бензин

Постоянный рост цен на автомобильное топливо заставляет потребителей искать возможности для снижения затрат на бензин. Их не так уж и много, и, например, для предприятий оптимальным выходом является переход на снабжение корпоративного транспорта топливом с помощью так называемых «топливных карт». При этом, конечно, имеет значение и правильный выбор эмитента «топливной карты».

Надо сказать, сами карты уже давно не являются новинкой ни в России, ни на удмуртском рынке (хотя в РФ они получили широкое распространение относительно недавно).

Первые же топливные карты появились на рынке еще в начале 1920−х годов, когда нефтяные компании США, имеющие АЗС, стали выпускать «карты учтивости» (courtesy cards) для предоставления кредита на бензоколонках.

Выпуском современных аналогов courtesy cards занимаются как собственно компании, занимающиеся розничной продажей ГСМ, так и специализирующиеся на организации расчетов процессинговые компании.

Карты тех и других имеют как свои достоинства, так и недостатки. Так, карты, выпускаемые сетями АЗС, как правило, дают возможность покупателю получить дополнительную скидку при покупке топлива. Зато карты крупных процессинговых компаний имеют больший функционал (возможность оплачивать не только топливо, но и другие товары и услуги) и широкую географию.

В России выпуском топливных карт занимаются также  топливные компании и процессинговые. Впрочем, на локальных (региональных) рынках почти безраздельно властвуют владельцы АЗС – за счет гибкой системы скидок и дополнительных сервисов.

В любом случае, этот вид оплаты становится все более популярным у корпоративных клиентов, и объем потребления топлива по картам постоянно растет, вытесняя устаревающие формы – бумажные талоны и наличный расчет.

К достоинствам организации системы обеспечения корпоративного автотранспорта топливом с помощью карт относятся, прежде всего, возможность контроля за расходованием средств и безопасность.

Так, при карточных расчетах возможно ограничить количество потребляемого топлива в сутки или в месяц, а также почти моментально заблокировать списание средств с карты в случае ее утери или кражи. Также значительно упрощается бухгалтерский учет в части затрат на ГСМ плюс возмещение НДС по счетам-фактурам за приобретенное топливо.

Ну и, конечно, к безусловным преимуществам корпоративных топливных карт относится возможность получения статистики движения по «топливным счетам» в электронном виде (вплоть до ежедневной), которая при надлежащем экономическом анализе позволяет найти резервы для дополнительной экономии и исключить злоупотребления.

По исследованию компании «Удмуртнефтепродукт», переход на топливные карты позволяет получить экономию средств порядка 4-6% для организаций с объемом потребления до 70 000 руб. Экономия при выборке больших объемов может достигать 10% – как раз за счет исключения злоупотреблений на всех этапах учета нефтепродуктов.

Что касается удмуртского рынка топливных карт, то на нем пока нет процессинговых компаний, хотя карты с федеральной сетью обслуживания, эмитированные в других регионах, можно купить на местных АЗС.

И все-таки удмуртские предприятия пользуются в основном картами, выпускаемыми местными сетями АЗС. Их в республике, по большому счету, всего три. Это «Удмуртнефтепродукт», «АСПЭК-нефтепродукт» и сеть «АЗС-сервис», которая не так давно стала работать по договору франшизы под маркой «Удмуртнефтепродукт» (впрочем, там продолжают принимать и собственные карты).

Насколько известно, все эти предприятия выпускают топливные карты для корпоративных клиентов. В целом, эти продукты имеют похожий функционал: возможность ограничения потребляемых объемов в заданный период времени,  персонального учета по водителю или автомобилю и т.д. Их отличает только удобство использования и сопутствующий сервис.

Например, клиенты компаний «Удмуртнефтепродукт» и «АСПЭК-нефтепродукт» могут получать статистику по «карточным счетам» предприятия в режиме on-line через сайты топливных компаний.

Важнейшей характеристикой топливной карты также является география ее использования. Очевидно, что чем больше АЗС у топливной компании, тем удобнее и выгоднее пользоваться выпущенной им картой.

В этом смысле лидирующие позиции занимает компания «Удмурт-нефтепродукт», которая располагает в Удмуртии сетью из 110 АЗС и возможностью обслуживания своих топливных карт на еще более чем 1600 АЗС на территории России (58 регионов). Это, по словам представителя ОАО «Удмуртнефтепродукт», позволяет оптимизировать затраты предприятия за счёт уменьшения холостого пробега транспорта и, соответственно, высвобождает дополнительное время и деньги, которые  можно и нужно направить на развитие предприятия.

ОАО «УдмуртНефтеПродукт», г. Ижевск, ул. Песочная, 11, 3-й этаж, каб. 313. Тел./ф. (3412) 905-110.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *