Пить или не быть

Рынок питьевой воды в России возник сравнительно недавно и, в общем, внезапно. Слишком уж силен был миф о «неисчерпаемых богатствах родины», который ни одна экологическая катастрофа опровергнуть, казалось, не могла. Однако победа оказалась довольно быстрой и бескровной. Люди, как выяснилось, и сами подозревали о том, что пить воду из-под крана вредно для здоровья. Поэтому охотно приняли бутилированную воду как альтернативный «источник жизни». Однако платить за нее готовы пока не очень многие. В Ижевске, например, чтобы подстегнуть спрос, понадобилась локальная экологическая катастрофа — цветение городского пруда.

Рынок питьевой воды, существующий в развитых странах мира уже долгие годы, «привезли» в Россию иностранцы — как и многие другие современные рынки. Первая в России компания по продаже питьевой воды была основана американским гражданином и ориентировалась первоначально на поставки для представительств иностранных компаний, посольств и просто граждан других государств, работающих в России. Впоследствии этот рынок расширился за счет местных потребителей сначала в Москве, а затем очень активно начал развиваться и за пределами российской столицы. Причем в регионах, где сбыт изначально был затруднен из-за более низкой платежеспособности населения, довольно быстрый рост «водного» бизнеса был обусловлен в первую очередь тем, что для его организации не требовались большие капиталовложения, а выйти на минимально-необходимые объемы продаж было сравнительно просто ввиду полного отсутствия конкуренции. Сегодня ситуация в этом секторе совершенно иная. В Ижевске, например, сегодня точно никто не может назвать число компаний, занимающихся продажей питьевой воды. Однако известно, что объемы производства растут ежегодно. По оперативным данным Министерства торговли и бытовых услуг УР, за 12 месяцев 2005 года в Удмуртии произведено 4 миллиона 354 тысячи декалитров минеральной (в том числе и питьевой) воды. По сравнению с прошлым годом это на 994 тысячи декалитров больше. Эти цифры учитывают далеко не всех производителей. Что касается объемов продаж воды в 19-литровых бутылях, а также воды на розлив, то участники рынка питьевой воды оценивают общую емкость рынка в 50-60 тысяч 19-литровых баллонов в месяц, а ежегодный рост продаж в 20-50% (в натуральном измерении). Коммерческий директор управляющей компании «Увинская жемчужина» Сергей Слотин: «За последние два года все производители воды сделали просто огромный скачок в наращивании объемов производства. Только наша компания увеличила объемы производства в два раза. Думаю, это произошло благодаря тому, что в прессе активно стали обсуждать проблемы местного пруда и качества питьевой воды. А во-вторых, растет благосостояние населения, и соответственно количество людей, способных оплачивать качественную воду». Нужно отметить, что не только рост благосостояния удмуртских граждан способствовал развитию рынка питьевой воды в Ижевске. Производители сами придумали, как сделать воду более доступной для людей с небольшими доходами. Шумиха вокруг состояния Ижевского пруда заставила городские власти искать способы обеспечения населения сравнительно дешевой питьевой водой, и они с удовольствием приняли предложение компаний об установке во дворах специализированных точек по продаже воды «на розлив». Сегодня в этом сегменте работают два основных игрока — «Серебряные ключи» и «Водомир». Что касается воды фасованной, то здесь существует как множество мелких компаний, так и несколько крупных фирм, контролирующих львиную долю рынка. Это «Кристальная вода», «Серебряные ключи», «Увинская жемчужина». И хотя основных игроков не так уж и много, а перспективы роста потребления воды внушают оптимизм (по данным Госкомстата России в прошлом году среднедушевое потребление воды в России составило всего 14 литров, тогда как в Европе на душу населения производится и продается от 60 до 90 литров воды ежегодно), участники считают, что сегодня войти новому игроку на ижевский рынок будет очень непросто. Так, директор по продажам ООО «Водомир» Владимир Комиссаров говорит, что сегодня стоимость входного билета на ижевский рынок питьевой воды очень сильно возросла — заработать на посредничестве между производителем воды и покупателем практически нереально — необходимо вкладываться в собственное производство: «Рынок этот давно уже распределен, и у каждой крупной компании наработаны собственные постоянные клиенты. На мой взгляд, приход нового крупного игрока вряд ли возможен, так как для выхода на этот рынок необходимы большие деньги или большое влияние. Нужны средства на поиск и разработку скважины, строительство завода, организацию линии и т.д. Правда, все это в будущем окупится благодаря высокой рентабельности производства». А представитель «Увинской жемчужины» Сергей Слотин считает, что новый игрок на рынке появиться может, правда, без претензии на большие объемы: «Попытки войти на местный рынок питьевой воды были у казанских и самарских предпринимателей, но у них ничего не получилось. Мы из собственной практики знаем, что войти в чужой регион очень тяжело. Еще тяжелее продвигаться в нем: необходим сильный брэнд, большие вложения в рекламу. Например, в Удмуртии достаточно сказать, что вода из санатория «Ува», а для жителей других регионов — это пустой звук. Поэтому много сил и средств уходит на знакомство с потенциальными клиентами. В этом сегменте очень сильна приверженность к брэнду, его «проверенность», и воду под неизвестной маркой покупать просто не будут. Например, компании «Пепси» и «Кока-Кола», продающие минеральную воду в ПЭТ-бутылках, как и наша компания, не смогли нас сильно подвинуть. И вдобавок ко всему мы — местные производители — тоже не спим и следим за рынком». На руку местным производителям и позиция местных властей, оберегающих интересы местных производителей. Министр торговли и бытовых услуг УР Петр Пономарев: «Конечно, рынок у нас свободный, но в первую очередь, мы должны думать о том, что, впуская неместных производителей, жители республики могут остаться не только без продуктов по доступным ценам, но и много людей может остаться без работы, если местные компании разорятся под нажимом пришлых коммерсантов». Судить о стоимости бизнеса по производству питьевой воды можно по следующим цифрам. Для организации производства по добыче и розливу артезианской воды в бутыли потребуются инвестиции на уровне 1 миллиона долларов: деньги вкладываются в покупку или аренду скважины (от 10 до 100 тысяч долларов), оборудование по розливу и водоподготовке (150 тысяч долларов), формирование (покупка или аренда) автопарка (грузового и легкового). Также необходимы складские помещения, комната под call-центр, который принимает и обрабатывает заявки, и т.д. Стоит отметить, что бизнес по производству артезианской воды не будет сверхприбыльным, но его рентабельность находится в высоких для российского рынка пределах — порядка15%. Стоимость готового бизнеса будет намного больше — сравнительно недавно один из подмосковных заводов по добыче и переработке минеральной воды был продан по цене, превышающей 20 миллионов долларов. Намного ниже стоимость бизнеса, занимающегося исключительно продажами воды, без производства. В Москве стоимость создания такой компании оценивается примерно в 30 тысяч долларов, а продажная стоимость будет зависеть уже от наработанной клиентской базы. Впрочем, в Удмуртии такого опыта практически нет. Это связано с тем, что наши заводы не продают воду «на сторону», предпочитая продавать ее через собственные сбытовые сети, тогда как в других регионах крупные предприятия для максимальной загрузки производственных мощностей продают воду всем желающим (рентабельность таких продаж на уровне 5%).

Петр ПОНОМАРЕВ, министр торговли и бытовых услуг УР:

— Проблема Ижевского пруда, которую сейчас активно обсуждают, была известна еще 25 лет назад. Что бы мы ни говорили про пруд, там есть донные отложения, которые должны быть захоронены. Если вода с наших улиц сливается в пруд, вся уличная грязь оседает на дне, то, конечно, эти донные отложения не способствуют здоровью человека. Обеспечение населения чистой водой — проблема мировая. На данный момент мы в первую очередь заботимся о водообеспечении городских жителей, на селе водой напьются и так. Считаю, что наши крупные предприятия выбрали правильное стратегическое направление — установка ларьков с питьевой водой во дворах. За 7-9 рублей ижевчане могут приобрести пять литров чистой воды. Параллельные направления — развитие розницы и программа «Школьное питание». В наших школах должен быть нормальный питьевой режим, вода должна быть не просто чистой, но и насыщенной витаминами, которых не хватает в нашем регионе. В этом году в 60-и школах республики для питания детей стоят специальные аппараты с бутилированной водой. Исследования показали, что за два года использования чистой воды в двух школах, которые первыми установили такие аппараты, процент заболеваемости учеников снизился на 18%. В советские времена в Удмуртии производилось около 600 тысяч декалитров минеральной воды в год и около 800 тысяч дал безалкогольных напитков. Сейчас мы каждый год в полтора раза увеличиваем производство безалкогольных напитков, в первую очередь минеральной воды.

Сергей СЛОТИН, коммерческий директор Управляющей компании «Увинская жемчужина»:

— Мне кажется, что люди постепенно привыкают платить и за воду. Они выбирают сервис, отказываясь от воды из городских источников: чистую воду, проверенную специалистами и имеющую сертификаты качества, доставляют домой или в офис. Жесткая конкуренция заставляет участников рынка совершенствоваться. Никто из нас не позволит налить воду в грязную бутыль. Например, на нашем заводе стоит уникальная автоматическая линия американского производства: бутыль проходит несколько режимов мойки и ополаскивания, там же идет розлив воды, а на выходе с линии бутылка уже запечатана, причем с несколькими степенями защиты. Благодаря тому, что тара у нас оборотная, затраты на нее не очень велики. 19-литровая бутыль вращается около года — полутора, затем уничтожается. Бывало, к нам приходили и испорченные бутыли: некоторые клиенты пользовались бутылью для хранения бензина — такие бутылки мы сразу уничтожаем, даже не пробуя их мыть. Существенная часть бюджета компании уходит на транспортные расходы. В Ижевск мы везем воду из Увы (90 км), также поставляем воду в Москву, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Набережные Челны. Правда, и цена в других городах выше, например, в Москве мы продаем 19-литровую бутыль по 140-180 рублей. Но это не очень дорого — московская цена бутылки от Nestle достигает 250 рублей, а есть компания, предлагающая талую воду ледников, которую везут за 3 тысячи километров, и стоит она уже 300-350 рублей. Чем насыщеннее становится рынок, тем больше снижается рентабельность. Думаю, еще лет 5 рынок будет расти, а лет через 10 по всей России останется 10-15 крупных компаний, которые будут поглощать всех остальных.

Справка

По данным ACNielsen, в 2004 году рост розничных продаж минеральной и питьевой воды составил 25% по объему и 27% по стоимости. Во многом увеличение продаж — следствие того, что все больше россиян стали заботиться о собственном здоровье. Ряды сторонников здорового образа жизни пополнились за счет тех, кто сокращает потребление сладких газированных прохладительных напитков, а также потребителей, рассматривающих минеральную и питьевую воду как альтернативу водопроводной воде, качество которой многие считают не слишком высоким. Именно потребление питьевой воды обусловило рост рынка в целом. По данным, приводимым аналитиками компании Step-by-step, темпы роста рынка минеральной и питьевой воды в России на протяжении последних четырех лет держатся на уровне 20%, в 2004 году объем рынка составил 730 млн долларов США. По результатам исследований компании «Бизнес Аналитика», в 2004 году российский рынок минеральной и питьевой воды в натуральном выражении увеличился на 12%, без учета воды в кулерах. (по материалам исследований компании «Бизнес Аналитика»). Среднедушевое потребление минеральной и питьевой воды в России остается невысоким — порядка 14 литров в год (данные за 2004 год). Для сравнения, в Германии, Испании, Франции, Италии этот показатель уже несколько лет превышает 100 литров на человека в год. Наибольшим предпочтением у россиян пользуется газированная вода, ее в 2004 году покупали 72,7% потребителей.

Структура потребления россиянами миниральной и питьевой воды, % (по материалам исследований компании step-by-step)

Журнал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.