Архив журнала

Переработка шин

Как утверждает статистика, с каждым годом количество желающих начать собственный бизнес в России становится все меньше. Как правило, в числе основных трудностей начинающие предприниматели называют административные барьеры, налоговую нагрузку и отсутствие стартового капитала. Это так, но есть и еще одна проблема, которая мешает предпринимателям добиваться успеха. Она заключается в отсутствии интересных идей, помогающих найти свою нишу на рынке.

Между тем идея — это основной стартовый капитал начинающего предпринимателя. И для того, чтобы ее найти, необязательно изобретать свой собственный велосипед. Сегодня в открытых источниках можно найти огромное количество бизнес-идей.

Начиная с этого номера, журнал «Свое дело» будет рассказывать о таких идеях, а наши эксперты — известные в республике бизнесмены, чиновники, финансисты — оценивать их: насколько они осуществимы в реальности.

Человечество уже довольно давно задумалось над тем, как перерабатывать изношенные автомобильные покрышки, которых с каждым годом становится все больше. Проблема так и не решена (из общего числа всех покрышек в мире перерабатывается лишь около 20%), хотя способы утилизации шин сегодня существуют. И на некоторых из них даже можно заработать, попутно улучшая экологическую обстановку.

Дело в том, что изношенные покрышки представляют собой довольно ценное полимерное сырье: в 1 тонне шин содержится около 700 килограммов резины, которая может быть повторно использована для производства топлива, резинотехнических изделий и материалов строительного назначения. В то же время, если сжечь 1 тонну изношенных шин, то в атмосферу выделяется 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов.

Сделать переработку шин экономически выгодной в промышленных масштабах довольно сложно. Однако, как утверждают производители оборудования для утилизации отходов, собственный мини-завод по переработке покрышек — это вполне прибыльное производство.

Он представляет собой сборную установку общей площадью 17,5 кв. м и высотой 10 метров, которая может перерабатывать до 5 тонн сырья в сутки. Кроме того, производственный участок включает в себя склад сырья (изношенные автопокрышки и пластмассы), участок подготовки сырья (разделка шин на куски), склады готовой продукции: склад жидкого топлива, склад технического углерода, участок складирования металлолома (металлокорд).

Краткий технологический процесс

Отслужившие свое шины собираются и свозятся автотранспортом на склад сырья. Далее авторезина осматривается на предмет наличия в ней металлических дисков, колец и направляется на разделку. После разделки измельченное сырье подается в приемный бункер реактора.

Сырье в реакторе подвергается разложению при температуре примерно 450°С, в процессе которого получаются полупродукты: газ, жидкотопливная фракция, углеродсодержащий остаток и металлокорд. Газ частично возвращается в топку реактора для поддержания процесса. Оставшаяся часть газа выбрасывается через трубу (по внешнему виду и количеству газа на выходе сравнима с выхлопами грузовика). Углеродсодержащий остаток после гашения и охлаждения подвергается магнитной сепарации (или просеивается через сито) с целью отделения проволоки металлокорда. Жидкое топливо, металлокорд и углеродосодержащий остаток отправляются на склад для дальнейшей отгрузки потребителю.

Описание оборудования

Производительность установки (в сутки) составляет: по жидкому топливу — 2 тонны/сутки; по углеродосодержащему твердому остатку — 1,5 тонны/сутки; по металлокорду — 0,5 тонны/сутки; по газу — 1 тонна/сутки.

Потребление сырья — 5 тонн/сутки. Это значит, что выход жидкого топлива составляет 40% от массы загруженной резины.

Установка работает непрерывно, используя газ, который вырабатывается в процессе переработки автопокрышек. Устанавливается на открытой площадке.

Габаритные размеры: высота — 10 м; ширина — 3,5 м; длина — 5 м.

Потребление электроэнергии — 14,5 кВт/ч (установка — 7 кВт/ч и ножницы — 7,5 кВт/ч).

Обслуживают 2 человека.

Оборудование сертифицировано и запатентовано.

Стартовый капитал

Стоимость установки составляет примерно 1 100 000 руб. (без доставки). Кроме того, понадобятся цистерны для хранения мазута, получаемого в процессе переработки. Для получения большей прибыли в период спада цен рекомендуется накапливать топливо в цистернах и реализацию накопленной продукции производить в период повышенных цен. 60-тонные б/у цистерны можно приобрести по цене 20 — 25 тысяч рублей за 1 шт. Шести цистерн будет достаточно.

Плюс складское оборудование, инструмент, спецодежда — еще минимум 100 тысяч рублей. Таким образом, расходы на оборудование с учетом аренды территории и помещений, доставки, монтажа и различных согласований составят не меньше 1,5 миллиона рублей.

Текущие расходы

Для работы в две смены требуются четверо работников. Заработная плата каждого –
около 10 тысяч рублей в месяц. Потребуется также офис для бухгалтерии и, как минимум, еще двух работников, один из которых будет организовывать поставку сырья, а второй — сбыт готовой продукции. В общей сложности –
не менее 70000 рублей в месяц на зарплату наемным работникам плюс налоги и аренда офисного помещения (от 300 рублей за кв.м в месяц).

Потребление электроэнергии составляет 14,5 кВт/ч, то есть 10440 кВт/мес. При средней стоимости киловатта 1 руб. 40 коп. получаем сумму в 14616 рублей в месяц.

То есть ежемесячные расходы на осуществление текущей деятельности предприятия составят порядка 100 тысяч рублей.

Доходы

Преимущество проекта в том, что сырье является фактически бесплатным. Более того, в некоторых случаях уже на его сборе можно заработать.

Например, промышленные предприятия платят за утилизацию автопокрышек, т.к. на городские свалки авторезину не принимают. В разных городах стоимость разная. Это оговаривается в договоре с предприятием. В Челябинске, к примеру, за утилизацию 1 тонны автопокрышек предприятия платят 2000 рублей, в Краснодаре — 3500 рублей. Правда, в Ижевске, как нам удалось выяснить, платить за утилизацию старых покрышек не будут. У предприятий ее покупают частники для своих автомобилей и огородники для заборов.

Ну, если не за деньги, по крайней мере, бесплатно утиль найти можно. Его много на тех же свалках, а кроме того, имеется возможность собирать авторезину, объезжая шиномонтажные мастерские и автосервисы. Такие предприятия, как ИПОПАТ и ТТУ, в год покупают по два вагона новой резины, а ведь существует еще большое число разных предприятий, выкидывающих резину на свалку.

Потребление топочного мазута по Уральскому федеральному округу в 2002 году составило 2,82 млн тонн («Эксперт Урал», № 3, 2004 г.). Отпускная цена на мазут М100 (малосернистый) с нефтеперерабатывающих заводов составляет 3500 — 4000 рублей (без доставки, данные по Уральскому Федеральному округу). Мазут с установки по качеству ничуть не уступает заводскому.

Металлолом принимается предприятиями по утилизации по цене около 4000 рублей за тонну. Стоимость низкокачественного углерода составляет около 3000 рублей за тонну. Углерод используют для изготовления различных покрытий. Например, при строительстве трамвайных и железнодорожных переездов, изготовлении напольных покрытий для заводских цехов и в дорожном строительстве.

Итого

Таким образом, общий доход с установки в месяц составляет 375000 рублей (2×3000 (мазут) + 1,5×3000(углерод) + 0,5×4000(металлолом) = 12500 руб./сутки). Ежемесячные затраты: 100000 (зарплата рабочим и офис) + 14616 (электроэнергия) = 114616 рублей. Таким образом, срок окупаемости установки составляет около 6 месяцев с момента запуска производства.

Мнение

Юрий Прямицин, заместитель начальника управления ЖКХ Администрации г. Ижевска:

«Тому, кто решит заняться этим проектом, придется много побегать по инстанциям»

– Я специально консультировался по этому вопросу с Управлением природопользования и охраны природы администрации города, и выяснилось, что создать новое производство в Ижевске практически нереально. Дело в том, что делать это нужно в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 7 «Об охране окружающей среды», ст. 34 — 37. Требование данного закона заключается в том, что строительство должно вестись по утвержденному проекту и соответственно должна быть сделана экологическая экспертиза.

Но в городе нельзя найти такой участок, где это было бы реально. Во-первых, нет свободных участков — вся земля уже распределена под застройку жилыми домами. Во-вторых, расстояние от жилых домов должно быть не менее 300 метров — такой участок подобрать нелегко. Еще сложнее пройти экспертизу. Плюс общественное мнение — люди не хотят, чтобы у них «под окнами» строилось новое предприятие, тем более по переработке мусора.

Гораздо проще организовать такое производство на территории существующих предприятий и организаций. Не секрет, что многие производственные площадки сейчас бездействуют. А их территория имеет все необходимые экологические заключения и согласования. Остается только договориться с самим предприятием — согласовать сложные моменты с арендодателем куда проще, чем с экологами, пожарниками и прочими инстанциями.

Еще один немаловажный момент. Для предотвращения загрязнения окружающей среды таким производством, скорее всего, придется приобретать специальную очистительную установку, которая обойдется предпринимателю в несколько раз дороже, чем само производство.

При этом сама идея интересная, такая установка городу, да и всей республике нужна. Мы давно ведем разговор об организации в городе производства по переработке отходов. Раньше изношенную резину автотранспортные предприятия отправляли в Татарстан и Башкирию на переработку. Но транспортные расходы оказались выше стоимости самой резины. Поэтому сегодня отслужившие свое покрышки приобретают частники. Например, есть у человека грузовик, а денег на новую резину жалко, вот он и покупает ее у АТП по остаточной стоимости. Многие делают из них заборы, укрепляют огороды. Очень удобно, между прочим.

Так что предприятия не будут платить за утилизацию своей резины — им платят. Но резины на свалках все равно полно. В общем, тому, кто решит заняться этим проектом, следует сначала решить проблему с месторасположением установки, а потом много побегать по инстанциям. Хотя дело нужное и правильное. Лучше если бы этим проектом занялись молодые начинающие предприниматели. У администрации есть рычаги влияния на фонд поддержки малого предпринимательства, и льготные кредиты под такое дело можно выбить. Мне кажется, что возможна даже покупка такой установки за счет фонда.

Мнение

Андрей Сивачев, директор ООО «УралРесурс», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

«Придраться всегда есть к чему, а затраты на выполнение всех требований — сотни тысяч рублей»

– Строить один маленький завод по переработке, специализирующийся на одном виде продукции, на мой взгляд, нецелесообразно. Нужно охватывать переработку как можно большего количества продуктов: стекла, пластика, металла, резины, бумаги и т.д.

В проекте не предусмотрено множество непредвиденных расходов, которые наверняка возникнут в процессе подготовки и полноценной деятельности производства. Будут проблемы с экологами, пожарниками. Например, чтобы хранить мазут в старых цистернах, недостаточно одного пожарного щита. Тут необходим целый ряд мер по обеспечению безопасности: от шлангов, по которым течет топливо или газ, до инструкций для персонала.

А экологи, так те и вовсе ревностно относятся к свалкам и заводам по переработке. Вот недавний случай: приехали специалисты брать пробы на территории нашего предприятия, ходят, замеряют, а один парень набирает воду из лужи на дороге, по которой ездят сотни машин в день! Придраться всегда есть к чему, и затраты на выполнение всех требований составляют не одну сотню тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *