Архив журнала

Новый маленький бюджет

В июне республиканский Госсовет пересмотрел бюджет Удмуртии в сторону уменьшения. Поправки, предложенные правительством, были ожидаемыми, но с некоторыми из них депутатам было сложно согласиться. Об особенностях нового бюджета журналу «Свое дело» рассказала председатель постоянной комиссии Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова.

– Софья Эльфатовна, расскажите об основных параметрах нового бюджета. Насколько существенно он сокращен, по каким статьям сокращение наиболее заметно?

– Проект закона о сокращении бюджетных ассигнований был подготовлен Правительством УР в целях обеспечения сбалансированности бюджета Удмуртской Республики в условиях финансового кризиса и исполнения законодательно установленных социальных обязательств.

Изменены прогнозные параметры доходной части бюджета: цена на нефть марки «Urals» – 41 доллар США за баррель нефти (первоначальный параметр – 72 доллара США), курс доллара – 35,1 рубля (первоначальный параметр – 24,7 рубля).

С учетом этих поправок доходы бюджета Удмуртской Республики на 2009 год составят 25 млрд 934 млн рублей – это более чем на 7 миллиардов рублей меньше объемов доходов, предусмотренных в уже принятом варианте бюджета. Расходы уменьшатся на 3,9 млрд рублей и составят 29 млрд 881 млн рублей. Дефицит бюджета составит 3 млрд 947 млн рублей.

По отдельным расходным статьям бюджета, не носящим  характер социально-значимых, по расходам инвестиционного характера финансирование либо приостанавливается, либо сроки реализации, и следовательно – финансирования, таких расходов переносятся на более поздние периоды.

– Как проходило обсуждение законопроекта в комиссиях? Оставлял ли он какое-то пространство для внесения поправок или кризис настолько жестко диктует финансовые условия, что их остаётся только принять?

– Конечно, закон обсуждался, и депутаты достаточно детально рассматривали все его значимые параметры. Предложений много – они высказывались во всех постоянных комиссиях Госсовета, и большая их часть касается сохранения объемов финансирования по социально-значимым статьям, которых в той или иной степени все-таки коснулось сокращение. В частности, депутаты нашей комиссии приняли решение поддержать постоянную комиссию по АПК и вышли с поправкой об увеличении объёмов  финансовой помощи в приобретении сельскохозяйственной техники аграрным предприятиям республики.

– Какова судьба законопроекта о снижении ставок налога по упрощенной системе налогообложения? Он был разработан еще в феврале, индивидуальным предпринимателям было обещано снижение с 15 до 5%, а организациям – до 6%. Но фактически ставка до сих пор остается неизменной…

– Указанный законопроект на рассмотрение Государственного Совета УР не поступал. Рекомендую вам обратиться с данным вопросом в Министерство экономики УР.

– Для погашения дефицита бюджета республике придется брать кредиты. Насколько охотно кредитные организации сейчас идут на сотрудничество с бюджетом? Бюджету так же сложно получить кредит, как и коммерческим  предприятиям?

– Ежегодно в бюджет Удмуртской Республики привлекаются кредитные ресурсы, и этот год не станет исключением. В течение года планируется привлечь в республику для погашения дефицита бюджета 2,5 млрд рублей федерального бюджетного кредита и 400 миллионов от кредитных организаций. Насколько сложно будет их получить? Это всегда непростой процесс, но мне кажется, бюджету все-таки проще, нежели коммерческой организации, – все-таки риски для банка несравнимы. Ну и поскольку в соответствии с антикризисной политикой государство поддерживает кредитные организации,  я думаю, они в трудной ситуации поддержат государство.

– Сможет ли республика в 2009 году расплачиваться по взятым ранее долговым обязательствам?

– В бюджете на 2009 год предусмотрены расходы на эти цели, они рассчитаны на основании планового реестра расходных обязательств Удмуртской Республики и, я полагаю, будут исполняться.

– Бюджетом УР на 2009 год предусмотрено расширение полномочий правительства по перераспределению расходов в пользу социально-значимых отраслей. Как будет проходить эта процедура?

– Да, действительно, согласно статье 43 Закона УР «О бюджете УР на 2009 год», Правительству УР дано право перераспределять бюджетные ассигнования с целью оперативного решения вопросов финансирования наиболее приоритетных направлений социально-экономического развития УР. Но, хочу подчеркнуть, происходить это должно по согласованию с президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики и с последующим внесением изменений в настоящий Закон о бюджете. Только так.

Cправка

Широбокова Софья Эльфатовна

Родилась 30 ноября 1961 года, русская. Образование высшее. Окончила Ижевский сельскохозяйственный институт – ученый агроном; Пермский сельскохозяйственный институт – экономист-организатор; Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Финансы, кредит, налоговая политика» – менеджер. Кандидат экономических наук.

1979 – 1984 гг. – студентка Ижевского сельскохозяйственного института.

1984 – 1995 гг. – экономист, главный экономист совхоза «Чутырский» Игринского района УАССР.

1995 – 1999 гг. – заместитель председателя, и.о. председателя постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по экономической политике и бюджету.

С 1999 г. – председатель постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам.

Избиралась депутатом первого, второго и третьего созывов.

Награждена Почетными грамотами Государственного Совета Удмуртской Республики, Игринского района, знаком отличия «Парламент России».

Заслуженный экономист Удмуртской Республики, Почетный гражданин Игринского района.

Председатель постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам.

Член депутатской фракции «Единая Россия».

Кризисный бюджет

Годовой бюджет Удмуртии ежегодно принимается с дефицитом, однако это первый случай за последние годы, когда депутатам приходится пересматривать бюджет спустя полгода  после его утверждения, а источники покрытия дефицита не столь очевидны.

Он, кстати, мог быть пересмотрен и раньше, но республиканское правительство решило придержать корректировку до того момента, когда будут определены параметры федерального бюджета. Так же поступили в большинстве регионов.

В итоге Правительство УР предложило сократить доходную часть на 7,8 млрд рублей (до 25,9 млрд), расходную – на 3,9 млрд (до 29,8 млрд). Дефицит бюджета, согласно законопроекту, составит порядка 4 млрд рублей, или около 15%.

То, что бюджет придется пересматривать, стало ясно, наверное, сразу после его принятия. Но в каком объеме? Итоги предыдущего года достоверной картины не дали – падение доходов было только в четвертом квартале, а в целом за 2008 год доходов было даже больше, чем планировалось на 2009-й.

Зато уже в первом квартале масштаб кризиса проявился отчетливо – поступления налоговых и неналоговых доходов составили 79% к соответствующему периоду 2008 года, недополучено налога на прибыль – 1 010,9 млн рублей, налога на добычу полезных ископаемых – 225 млн рублей.

В связи с этим Минфин УР изменил прогноз показателей, определяющих параметры доходной части бюджета на 2009 год. Цена барреля нефти – 41$ (ранее 72$), объем добычи нефти – 10 млн тонн (ранее – 10 млн 250 тыс.), налоговая база по налогу на прибыль – 21 млрд 300 млн (ранее – 51,4 млрд), фонд оплаты труда – 81 млрд 845 млн рублей (было – 103 млрд 560 млн).

Таким образом, падение доходов республиканского бюджета от налога на прибыль, по мнению правительства, должно составить более 5,8 млрд рублей, от подоходного налога – более 2 миллиардов.

Расходы в кризисном варианте бюджета предложено сократить по принципу социальной ориентированности – в первую очередь «расходы инвестиционного характера и расходы, не относящиеся к социально-значимым». Их предложено либо приостановить, либо перенести реализацию, что называется, «до лучших времен». Иные расходы, связанные с деятельностью госучреждений и проводимыми ими мероприятиями (кроме зарплаты и оплаты коммунальных услуг), рекомендуется сократить до уровня 75% от запланированного ранее. В целом урезать расходную часть получилось только на 13%, тогда как доходы сократились сразу на 27%. Диспропорция объясняется большой долей «социальных» расходов в бюджете. В том варианте, который депутаты приняли в декабре, они уже составляли 62% от расходной части. В новой редакции – доля «социалки»  вырастает уже до 65,5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *