Архив журнала

Не мое дело

По ноябрьским опросам ВЦИОМ, 60% молодых людей считают, что в бизнесе довольно сложно добиться успеха. И чтобы сделать мало-мальски приличную карьеру, без нужных связей и знакомств не обойтись, полагает 59% нашей молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Почему молодежь предпочитает личной независимости и перспективам высоких доходов неторопливый подъем по карьерной лестнице пусть с небольшой, но фиксированной зарплатой?

Я б в чиновники пошел

Год назад независимый профсоюз предпринимателей и работников организаций Удмуртской Республики «Единство» выявил тенденцию уменьшения с каждым годом числа людей, желающих заниматься малым бизнесом. Если в 2002 году их было 27%, то к концу 2006 года — всего 5%.

Как выяснилось, современная молодежь предпочитает карьеру чиновника или служащего крупного предприятия (финансового учреждения, банка) тернистой стезе предпринимательства.

И понятно почему. В последние годы зарплата чиновников, например, стабильно превышает среднероссийский уровень заработной платы. Так, по данным Росстата, средний россиянин зарабатывает сейчас 12900 рублей, тогда как средняя зарплата муниципальных чиновников в стране — 13700 рублей, а госслужащих региональных органов власти — 23000 рублей. Работники финансовой сферы получают в среднем 37000 рублей в месяц.

– Надо понимать, что многие приходят в бизнес не по своей воле. В большинстве своем люди сталкиваются с безысходностью — с потерей работы, маленькой зарплатой. Тысячи людей, которые, стремясь обеспечить себе приемлемый уровень жизни, а то и просто выжить, окунулись в стихию частного предпринимательства, — говорит начальник отдела внедрения программных продуктов ООО «СКС» Николай Попов. — Кроме того, нельзя забывать и о тех 10-15% людей, кто от природы имеет «коммерческую жилку» и психологические качества, необходимые для успешного ведения бизнеса. Сегодня только половина предпринимателей сменила бы сферу деятельности. Остальных в бюджетные организации уже не заманишь. Но предложи десять лет назад этим бизнесменам работу с такой же оплатой, только на государственном предприятии, почти все из них согласились бы.

По мнению президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергея Борисова, отношение общества к малому бизнесу определяется прежде всего недостаточными темпами его развития: «Пять-десять процентов в год (50-100 тысяч компаний) для среднего и малого бизнеса в нашей стране — это вообще не рост. Увеличение числа малых предприятий происходит лишь за счет „клонирования“ успешными компаниями своих филиалов, но реального, качественного роста нет».

Получается, что общество и молодежь, в том числе, просто не видят достаточного количества «историй успеха» в малом бизнесе и, соответственно, относят это дело к разряду бесперспективных. А кто же станет тратить время на заведомо бесперспективное занятие?

Впрочем, чиновники Правительства РФ, ответственные за развитие этого сектора экономики, считают, что ситуация исправляется и очень быстро. Так, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров не скрывает оптимизма: «2007 год стал прорывным. Только за 9 месяцев число малых предприятий увеличилось на 100 тыс. компаний. Это говорит о том, что малый бизнес состоялся, а граждане умеют и хотят вести бизнес в России», — заключил он.

Лучше меньше, но лучше

Частично оптимизм г-на Шарова подтверждается официальной статистикой. По данным Удмуртстата, только за первое полугодие 2007 года в Удмуртии зафиксирован 30%-ный рост количества малых компаний — с 10 до 13 тысяч организаций.

Но, как любят сегодня повторять эксперты, «пришло время задуматься не только о размерах малого бизнеса, но и о его качестве». Кстати, именно Правительство РФ взяло на себя обязательство к 2020 году увеличить долю малых предприятий в сфере услуг в два раза, а в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное обеспечение) — сразу в пять раз.

Пока же около 70% предпринимателей занимаются куплей-продажей товаров и оказанием услуг. А в промышленности Удмуртии заняты лишь 16% малых предприятий.

– Необходимо не просто количественно увеличивать малый бизнес, а менять его структуру, поэтому главной задачей на сегодняшний день становится развитие малого и среднего предпринимательства в производстве и других отраслях с высокой долей добавленной стоимости, — убежден директор Республиканского бизнес-инкубатора (РБИ) Максим Кожевников. — При этом надо понимать, что высокие затраты на организацию самого производства и, как следствие, длительная окупаемость мешают малым компаниям расправить крылья. Ведь почему так активно развивается сфера услуг, в частности, торговля? Там все просто: минимум вложений, быстрый их возврат. А в производстве, как правило, средний период окупаемости проекта 5-7 лет.

Генеральный директор ООО «Центр психологии и социальных технологий» Любовь Воробьева сравнивает малых предпринимателей с белкой в колесе: «Устойчивость их бизнеса такая же, как у велосипедиста. Не падаешь, пока крутишь педали». Естественно поэтому стремление малых предпринимателей найти хоть какую-то точку опоры: как показало совместное исследование «ОПОРЫ» и «ВЦИОМ» «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России», среди множества рисков ведения собственного бизнеса они в первую очередь опасаются резкого ухудшения экономической ситуации.

В то же время именно малый бизнес наиболее устойчив к экономическим кризисам, и более того — его развитие позволяет экономике в целом стать стабильной и менее чувствительной к негативным трендам на мировых рынках. «Его сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства определяет такие его качества, как точное угадывание своего места на рыночном пространстве, маневренность, гибкость управления, творческий характер работы, — убеждена Любовь Воробьева. — Малые компании исходят из имеющихся возможностей, приспосабливаются и импровизируют в соответствии с меняющейся обстановкой. Это придает экономике динамичный характер за счет постоянного появления новых и ликвидации неэффективных малых предприятий».

К барьеру

Думается, что в повседневной предпринимательской жизни есть препятствия и посерьезнее призрака макроэкономического кризиса. Недостаток и неразвитость механизмов финансирования малого бизнеса, бюрократия и коррупция, излишнее администрирование — именно они заставляют предпринимателя крутиться как белка в колесе.

По словам директора РБИ Максима Кожевникова, нехватка денег сегодня одно из самых серьезных препятствий на пути развития малого бизнеса: «Без инвестиций его рост невозможен, а, учитывая, что многие предприниматели только начинают свое дело, проблема привлечения кредитов в банках стоит для них очень остро».

Неудивительно, что в исследовании Ассоциации выпускников президентской программы УР большинство опрошенных топ-менеджеров малых предприятий республики (44%) среди первоочередных мер поддержки бизнеса назвали развитие финансово-инвестиционной системы.

«Несмотря на то, что популярность банковских кредитов постепенно растет, они пока составляют лишь небольшую долю всех источников финансирования малого предпринимательства, — говорит Максим Кожевников из РБИ. — Нехватка обеспечения, сложности в оформлении кредитов, высокие ставки процентов — основные причины, по которым бизнесмены сомневаются в положительном исходе обращения в банк».

Инвестиции в малый бизнес за первое полугодие 2007 года составили 8% в общей структуре капиталовложений в Удмуртии. В общей сложности — чуть более 1 млрд рублей. Это немного, учитывая, что основная часть этих средств вложена в строительство (970 млн), и на все остальное остается всего-навсего около $1 миллиона.

Помимо недостатка финансовых ресурсов, заместитель гендиректора по финансовым вопросам ООО «Ижевскхиммаш» Рустем Гайсин в качестве значительной проблемы «малышей» назвал отсутствие крыши над головой: «Почти каждый предприниматель, как в области производственного бизнеса, так и в сфере торговли, испытывает трудности с поиском подходящих помещений, приобретением их в собственность и оплатой аренды».

Причем 80% удмуртских бизнесменов, по опросу «ОПОРЫ России» и ВЦИОМ, считают самой большой проблемой, с которой им пришлось столкнуться при решении «квартирного вопроса», чрезмерно высокие цены и жесткие условия оплаты. Каждому десятому ограничен доступ к конкурсным торгам, и существуют сомнения в их честности. Что касается другой головной боли — аренды, то доля этих платежей в бюджете малых предприятий России, по оценке «ОПОРЫ России», в 2006 году составила 12%. «Потянуть» такую ношу способны легкие на подъем компании, которым не нужно вкладывать большие средства в развитие.

По мнению топ-менеджера ООО «СКС» Николая Попова, главным барьером малого бизнеса в Удмуртии выступает несовершенство и однобокость налогового законодательства: «Предпринимателям сегодня приходится обходить множество подводных камней, связанных с усложненным налоговым и бухгалтерским учетом, отчетностью, нередко карательным характером налогового администрирования. Однако в последнее время наметилась положительная динамика выхода малых предприятий «из тени».

Попытки решить проблему избыточной регламентации со стороны властей так и остаются попытками. Правда, Удмуртия на этом фоне выглядит довольно благополучно. По опросу наших бизнесменов (исследование «ОПОРЫ России»), их компании проверяли в 2006 году в среднем около двух раз. Для сравнения: на малые предприятия Ханты-Мансийского АО, Дагестана и Адыгеи контрольные органы наведываются семь раз в год.

Таким образом, малый бизнес в Удмуртии находится в стадии определенного перелома — от способа выживания граждан к эффективно работающему сектору экономики. Произойдет ли этот перелом — вопрос сложный, но нынешняя ситуация говорит о том, что если и произойдет, то отнюдь не благодаря большой помощи государства. Сегодня небольшие компании в основном работают по принципу «помоги себе сам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *