Архив журнала

Мнения к статье “Харизма для туризма”

Туры «на картошку», дорого

Уже несколько лет в Удмуртии ведется работа по подготовке к запуску в «серийное производство» уникального туристического проекта «Сибирский тракт: сквозь границы». О трансформации этого проекта в готовый туристический продукт специально для журнала «Свое дело» рассказала заместитель директора Национального музея Марина Рупасова:

«Сегодня музеи стараются уйти от привычного восприятия их как хранилища раритетов и места, куда приводят школьников, и пытаются играть роль современных социо-культурных институтов. Музей — это серьезное коммуникативное пространство, и музейщики активно занимаются внедрением свежих творческих индустрий в свою деятельность. Наиболее успешный опыт в продвижении туристических продуктов накоплен в настоящее время в продвижении маршрута по Сибирскому тракту. Это не случайно, ведь в России дорога — это уже брэнд. В Дебесах сходятся две ветки Сибирского тракта, и мы решили использовать его как брэнд в развитии познавательного туризма.

Первый опыт по приему небольших гостевых групп уже есть, а чтобы этот маршрут стал настоящим турпродуктом, нужна инфраструктура, и ставку надо делать не на отели со звездами, а развиваться по типу зеленого (сельского) туризма, открывая гостевые дома. Для этого необходимо работать с населением, обучая его новым технологиям. Гостевые дома — это возможность обеспечить работой селян и дополнительный приличный доход. На юге и в Калининградской области это поняли очень давно. Сегодняшнему путешественнику мало просто посмотреть достопримечательности. Ему хочется прожить кусочек «другой жизни» — и отсюда отмечается повышение интереса к туризму в российскую глубинку. Приобретая тур с условным названием «На деревню к бабушке», городской житель, особенно столичный, забывший, что такое живая коза, получает возможность научиться доить корову, запрягать в телегу лошадь, косить сено, съездить в ночное, покататься верхом, затопить баню, поиграть в национальные игры, спеть застольные песни. А за столом не просто попробовать перепечи, табани или кумышку, но и научиться их готовить.

В прошлом году в деревне Сеп Игринского района туристическая фирма «Ветер странствий» испытала на студентах пилотный проект гостевого маршрута, рассчитанного на пять дней. Если перед началом эксперимента его участники ломали голову, чем занять себя в деревне, то затем им не хватило отведенного срока на освоение всей программы. Студенты учились ткать на станке, узнавали гостевой этикет удмуртов, вырезали по бересте, делали национальные куклы, ели арестантскую кашу в музее арестантского быта, для экстрима посидели на нарах и даже в кандалах походили. Что говорить, если обыкновенная прополка огорода может быть объектом серьезного туристического внимания. Жители Японии, где свой кусок земли является роскошью, с удовольствием покупают путевки в Россию и едут на Дальний Восток, живут в деревнях и окучивают картошку.Первый рекламный тур в формате проекта «Дорога вечности и вечной суеты» будет проведен для представителей столичных туристических фирм и прессы уже в сентябре.

«В Европе и Америке Ижевск неизвестен, но Чайковского и Калашникова знают все»

Марина Гамсахурдия, директор турфирмы «Солнечный круг»:

– Приоритетами в работе вашей фирмы служит туризм внешний, а насколько привлекательна для вас организация локальных путешествий?

– Локальный туризм, скажу честно, мне не интересен. Ну не интересно возить детей автобусами в Дом-музей Чайковского. Я бы не сказала, что локальный туризм в республике находится в зачаточном состоянии, но он не систематизирован — это точно. В Европе и Америке слово «Ижевск» не возбуждало у жителей никаких ассоциаций, но только стоило соотнести его с родиной Чайковского и Калашниковым — все сразу понимали, о чем идет речь. Эти два брэнда известны, и на них можно зарабатывать деньги. Ни для кого не секрет, что сейчас очень популярен экотуризм, и здесь самобытная культура удмуртов могла бы стать ценным туристическим продуктом.

– В таком случае, какой бы маршрут вы составили для этнотуристов — от хрестоматийного музея в деревне Лудорвай, где никак не достроят дорогу, до…

– Помимо Лудорвая, появилось городище Иднакар, но археологические раскопки представляют интерес исключительно для любителей археологии. Зато иностранцам очень интересны наши деревни. Нам кажется, что это старые, серые дома, а для них это потрясающе красивые в своей живой и чистой аутентике сооружения. В Ижевске они не обращают внимания на дома, а тут восхищаются. Они уже наелись всей этой урбанизацией. Полагаю, что иноземцы охотно приехали бы полюбоваться естественной красотой бытовой культуры удмуртов.

– В том, что вы до сих пор не беретесь за организацию таких туров, виновата неразвитость инфраструктуры для туризма?

– Разумеется, была бы гостиничная база для размещения туристов — и я бы стала привозить людей на несколько дней. На одну экскурсию в Ижевск туриста не привезешь и не поселишь в центральную гостиницу — это не интересно. Подобные набеги могут привлечь только очень сильного любителя, занимающегося изучением жизни и творчества Чайковского или исследованиями этноса удмуртов. Однако в этом случае они ездят «дикарями». Для того чтобы маршрут был интересен не одним узким специалистам, в нем должна быть изюминка, и здесь можно было бы показать гостям музеи Чайковского и Калашникова, вывезти в деревню, да в тот же Сарапул, если бы в этом городе были отреставрированы купеческие дома и дача Башенина. Плюс удмуртская кухня, Кама, леса, о которых иностранцы уже забыли, а также рыбалка и охота.Сколько может стоить такая «путевка»? Не знаю. Потому что нет отелей и соответственно оценивать что-либо бессмысленно.

– Как его реализовать?

– Путь один — привлекать инвесторов. Это стоит очень больших денег. Поэтому самый оптимальный вариант надо искать в объединении финансовых усилий частных инвесторов и казенных денег. Знаю, что многие регионы вкладывают бюджетные деньги в развитие туристской инфраструктуры.

– Подключение бюджета выглядело бы скорее прагматичным ходом — видя заинтересованность республики, инвесторы охотнее и смелее станут ассигновать развитие туристической базы.

– Да. Им так легче поверить, что это может принести прибыль, а самой республике — укрепить имидж региона с благоприятным инвестиционным климатом. А еще очень важно, чтобы все гостиницы принадлежали частному капиталу. Туризм — активно развивающаяся отрасль экономики и должна приносить приличные доходы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *