Архив журнала

Летать охота

В последнее время в среде деловой элиты республики все чаще появляются слухи о том, что такой-то бизнесмен собирается купить (вариант — уже купил) себе вертолет. Слухи пока беспочвенные, потому что ни одного вертолета пока никто не купил. Но, судя по тому, что слухи эти получили практически постоянную прописку в информационном поле, это скоро произойдет. Сколько же стоит частный вертолет, во что обходится его содержание, обучение пилота и где на нем можно летать?

Вертушечный бум

Журнал Конечно, в провинции острой необходимости в покупке вертолета нет. В отличие от Москвы, с ее пробками, у нас вертолет может послужить не столько средством передвижения, сколько все-таки роскошью. Ну, или средством испытать новые ощущения.

Так или иначе, недавно принятые поправки к Воздушному кодексу РФ открыли для частной авиации дорогу в небо. В частности, были введены понятия «вертодром» и «посадочная площадка». Внесены изменения в процедуру регистрации воздушных судов для частников. Теперь, согласно новому Воздушному кодексу, владельцам частных самолетов и вертолетов больше не нужно будет получать свидетельство эксплуатанта, т.е. не нужно создавать практически полноценную авиакомпанию, как было ранее. Не требуется получение сертификата типа, если воздушное судно не предназначено для коммерческой деятельности. Самой главной поправкой стало введение зонирования воздушного пространства и возможности совершения полетов в уведомительном, а не разрешительном порядке.

В связи с этим компании, которые занимаются продажей и обслуживанием частных вертолетов в России, прогнозируют, что через пару лет в нашей стране начнется «вертолетный бум». Пока же частных винтокрылых машин в РФ зарегистрировано не более полутора сотен. Для сравнения: в США — около 200 тысяч частных летательных аппаратов. Очереди на самые популярные модели вертолетов Robinson и Bell достигают трех лет — длиннее, чем на новые иномарки в России.

Однако, несмотря на запрет на полеты в столичных городах — Москве и Санкт-Петербурге, в которых это транспортное средство из-за пробок было бы по-настоящему незаменимым, в России есть куда полететь: рыбалка и охота в труднодоступных местах — излюбленное развлечение преуспевающих людей. Вертолет для этих целей подходит как нельзя лучше. К тому же с отменой разрешительного порядка на полеты это можно делать в любое удобное время.

Мал, но дорог

Большой недостаток вертолетов перед самолетами малой авиации в том, что он существенно дороже. Самая простая модель с поршневым двигателем обойдется в $300-500 тысяч против $20-50 за недорогой самолет.

Зато есть достоинства, отчасти покрывающие разницу в цене. Вертолету не нужна взлетно-посадочная полоса. Регистрация обходится (в Москве) примерно в $6000, а аэродромных сборов нет. В конце-концов, можно садиться и на лужайку у дома или арендовать место в аэропорту или аэроклубе. Вертолет безопасней самолета — лопасти у него продолжают крутиться и после остановки двигателя. (Элемент «посадка с выключенным двигателем» есть в программе обучения пилотов-любителей.)

Из других затрат — техобслуживание и обучение. Техобслуживание обходится примерно в $3000 ежегодно. Обучение — дороже, но эти вложения, понятное дело, разовые. Курс включает 60 часов теоретических занятий, 42 часа летной практики, из которых только 10 проходят самостоятельно, аренду аппарата, техническое обслуживание и горючее. Топливо, кстати, сжирает львиную долю затрат на тренировку. По окончании обучения, сдачи экзаменов и аттестации курсант получит свидетельство пилота-любителя, которое обойдется ему в среднем от 15 до 20 тысяч долларов (по ценам московских аэроклубов).

Если говорить об эксплуатационных расходах, то для владельца вертолета Robinson час пребывания в воздухе обходится в стоимость 50 литров топлива (22-25 литров на 100 км) — около $150. Отечественный МИ-2 за то же время съедает 300 литров. При этом вертолет способен покрывать за это время намного большие расстояния, чем автомобиль: скорость у него больше, летает он по прямой — без пробок и других помех.

Теперь о самих вертолетах. Все они делятся на две большие категории: с поршневыми двигателями и газотурбинными. Поршневые машины меньше и дешевле. Наиболее популярны в этом классе аппараты производства Robinson.

Robinson Helicopter Company выпускает 2 модели вертолетов: двухместный R22 и четырехместный R44. В России наибольшее распространение получил Robinson R44, который в зависимости от назначения бывает нескольких комплектаций.

Версия без поплавков называется Raven, с поплавками для посадки на воду — Clipper. Поплавки бывают надувные и стационарные. На R44 ставятся 2 типа двигателя: карбюраторный и инжекторный. Версии с карбюраторным двигателем имеют индекс «I» (Raven I, Clipper I), а с инжекторным — «II» (Raven II, Clipper II). Инжекторный двигатель на 25 л.с. мощнее и обеспечивает чуть большую скороподъемность и высоту полета.

Комплектация салона, как в автомобиле представительского класса. Цена «робинзонов» колеблется в промежутке от 400 до 500 тысяч долларов — в зависимости от комплектации. При этом около 40% в цене — таможенные платежи, так что, возможно, после вступления России в ВТО стоимость снизится.

Газотурбинные аппараты значительно дороже — от миллиона долларов. А скажем, цена на шестиместный «подержанный» Sikorsky S76Cplus в VIP-исполнении — 12,5 миллиона долларов (причем цена — в Америке, т.е. без растаможки).

Впрочем, ресурсные машины стоят порой даже дороже, чем новые, ведь их не нужно ждать. Потому что, даже если есть деньги, купить новый вертолет сразу невозможно — спрос на этом рынке значительно превышает предложение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *