Архив журнала

Кредитоспособность

Удивительное дело, но кредитоспособность Удмуртской Республики, в которой многие сомневались, оценивается в различных рейтингах как очень высокая. Так, осенью 2005 года рейтинговое агентство Moody?s Interfax Rating Agency повысило кредитный рейтинг Удмуртской Республики до уровня Аа2.ru — «очень высокая кредитоспособность по сравнению с другими эмитентами в стране».

Достаточно высокую оценку финансовых возможностей республики подтверждает и рейтинг кредитоспособности российских регионов, составленный рейтинговым агентством АК&M. По результатам исследования 79 регионов Российской Федерации, Удмуртия попала на 28 позицию, опередив, например, сильную Нижегородскую область (в нашей таблице приведены лишь показатели некоторых регионов Поволжья и Урала). Правда, нужно отметить, что по сравнению с исследованием 2004 года рейтинг Удмуртии немного снизился.Таким образом, рейтинговые агентства подтверждают, что если дать республике денег в долг, то вероятность того, что она его вернет, очень велика. Во всяком случае, деньги для этого у нее есть. Хотя, если посмотреть на такой показатель, как объем собственных доходов, то он не очень впечатляет. У таких республик, как Татария и Башкирия, собственные доходы бюджета в разы больше. (Впрочем, по итогам 2004 года доходы республиканского бюджета составили более 12 млрд, а в 2005 уже превысили 17 млрд рублей). При этом у Удмуртии довольно приличный по сравнению с объемом доходов объем долга. По некоторым данным, на начало 2006 года долг Удмуртской Республики составлял 2,6 млрд рублей. Причем 1,4 миллиарда рублей в этом долге — гарантии, выданные под валютные займы Минфина РФ. Это — гарантия по кредиту, предоставленному МБРР через Минфин РФ Администрации Ижевска в размере 25 млн долларов, а также проценты и штрафы по пресловутым «Гермесам» — более 600 млн рублей. Причем до последнего времени республика считала, что ей не придется гасить вышеозначенный долг. Однако события последнего времени показали, что платить по чужим долгам все-таки придется. Таким образом, накопленная задолженность Удмуртии перед федеральным бюджетом и кредитными организациями к началу текущего года, с учетом гарантий и размещения облигационного займа на 1 млрд рублей, составила около 3,6 миллиардов рублей. Как следует из отчета Минфина УР об исполнении бюджета в 2005 году, других заимствований Удмуртская Республика не делала. В принципе, облигационный займ не должен очень отрицательно сказаться на рейтинге кредитоспособности УР — ведь вместе с объемом долга выросли и доходы бюджета. Соотношение накопленной задолженности и доходов бюджета изменилось в лучшую сторону — около 21%. Кроме того, сам по себе факт размещения облигационного займа создает Удмуртской Республике положительную историю на финансовых рынках. Конечно, слабым местом республиканской экономики остается зависимость доходной части бюджета от нефтедобывающих предприятий. Но пока никаких предпосылок для того, чтобы в отрасли случился кризис, нет. Более того, в том случае, если предположения о покупке компанией «Русснефть» удмуртского актива ТНК-ВР — «Удмуртнефти» воплотятся в реальность, следует ожидать роста объемов добычи, как это произошло в «Белкамнефти», и соответствующего роста доходов бюджета. Помешать же повышению рейтинга кредитоспособности республики может снижение темпов роста в машиностроении, связанное, в частности, с прекращением компанией «ИжАвто» выпуска российских автомобилей.

Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ

Челябинская область

2.65

2

87.64

12

26805.52

8

63.1

28

Пермская область

3.16

3

89.42

11

21250.87

15

64.9

17

Свердловская область

5.00

4

90.81

9

27998.85

7

64.5

20

Республика Башкортостан

8.63

10

71.72

28

22549.63

12

77.4

3

Самарская область

19.54

30

92.26

6

24114.43

11

64.2

21

Республика Татарстан

13.04

21

69.73

34

42521.62

4

68.3

10

Удмуртская Республика

27.61

46

78.32

22

9248.45

32

60.8

39

Саратовская область

13.48

22

63.03

47

9488.97

30

64.5

19

Нижегородская область

40.48

61

81.98

19

17061.49

17

62.5

31

Кировская область

7.31

7

61.85

48

6031.27

43

62.5

30

Чувашская Республика

37.08

56

54.61

58

5181.38

48

65.1

16

 

*Использованы данные «Исследования относительной кредитоспособности субъектов РФ», проведенного ЗАО «Рейтиноговое агентство АК&M», г. Москва, 2005 г.

Позиция в исследовании
2005 года

Субъект РФ

Относительный уровень кредито-способности по финансовым показателям

Относительный уровень кредито-способности по экономическим показателям

Интегрированный уровень относительной кредито-способности

Позиция в исследовании
2004 года

 1

Москва

77.77

94.66

85.37

1

5

Пермская область

77.91

70.67

74.65

9

7

Свердловская область

79.85

63.95

72.70

12

8

Республика Татарстан

68.75

72.89

70.61

13

9

Челябинская область

82.60

53.95

69.71

14

10

Республика Башкортостан

71.67

62.84

67.70

11

17

Самарская область

71.43

51.49

62.46

10

28

Удмуртская Республика

60.66

51.86

56.70

25

30

Нижегородская область

56.43

56.65

56.53

33

43

Чувашская Республика

42.57

58.85

49.90

49

45

Кировская область

55.76

41.41

49.31

58

*Использованы данные «Исследования относительной кредитоспособности субъектов РФ», проведенного ЗАО «Рейтиноговое агентство АК&M», г. Москва, 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *