Как стать привлекательней

На очередной встрече участников Ассоциации «Деловая Удмуртия» с Председателем Правительства УР Юрием Питкевичем разговор шел в основном о том, что же необходимо предпринять власти, с одной стороны, а бизнесу — с другой, для того чтобы сделать регион по-настоящему привлекательным для инвесторов.

Андрей Осколков, генеральный директор ООО «Управляющая компания «КОМОС»:

— Юрий Степанович, изменения в федеральном правительстве как-то сказались на взаимодействии, межбюджетных отношениях?

Юрий Питкевич:

— Конечно, сказались. На некоторые вопросы, в частности, связанные с финансированием мероприятий по 450-летию вхождения Удмуртии в состав России, мы пока не получаем ответы — потому что идет процесс перераспределения полномочий. Как эти полномочия перераспределятся, можно будет понять лишь некоторое время спустя, когда и сами министерства и ведомства с этим определятся и когда мы получим некоторый опыт работы с новым правительством.

Но в целом мы чувствуем понимание и поддержку федерального центра, что проявляется и в увеличивающейся финансовой помощи. В прошлом году мы получили из федерального бюджета вместо 3 миллиардов 200 тысяч порядка 7 миллиардов, то есть около 200% к плану. В этом году по итогам четырех месяцев — тоже порядка 200% к запланированному.

Олег Журавлев, генеральный директор ЗАО «Ижторг-металл»:

— Какие мероприятия планируются к 450-летию?

Юрий Питкевич:

— В действительности, для нас это хороший повод подтянуть социальную сферу за счет средств из федерального бюджета. Основной упор — на здравоохранение, причем на самые социально значимые объекты: кардиология, онкоцентр, болезни крови и детское здравоохранение.

Поэтому на то, что можно назвать празднеством, пойдут сравнительно небольшие средства. Пройдут выставки, конференции, торжественное собрание, праздник на стадионе. В Администрацию Президента РФ внесено предложение по проведению у нас в Ижевске заседания Госсовета РФ. Если оно состоится, то, соответственно, к нам приедут президент Дмитрий Анатольевич Медведев и ряд членов правительства.

Все остальное — на строительство социальных объектов и благоустройство города. Вы вот покритиковали нас за аэропорт —
мы действительно упустили его из виду. Но сегодня решение принято. Сейчас сделаем там косметический ремонт, а через год — капремонт. Что касается самолетов, то этот вопрос пока не можем решить. По двум причинам: пока и денег на это нет, и самолетов, в общем-то, на рынке тоже нет. Тем не менее уже в следующем году будем заниматься этим вопросом очень серьезно.

Сергей Ощепков, президент ЗАО»Корпорация предприятий «Центр»:

— А почему нельзя на каких-то прозрачных, четких условиях пригласить авиакомпанию, у которой уже есть новые самолеты?

Юрий Питкевич:

— Можно. Но пока нет таких авиакомпаний — все летают на таких же самолетах, что и у нас.

Олег Красноперов, директор ООО «Капитал»:

— На рынке, в принципе, полно «Боингов» и самолетов других зарубежных марок в хорошем состоянии, которые можно купить на условиях лизинга, и это будет совсем небольшая нагрузка для бюджета…

Юрий Питкевич:

— Мы рассматривали этот вопрос. Но здесь есть один очень важный момент: самолеты — сложная техника, для их управления и обслуживания требуется очень квалифицированный персонал. То есть если мы покупаем зарубежную технику, то нужно переучивать летчиков и техперсонал. А это большая проблема. Поэтому мы рассматриваем только вариант покупки самолета, к обслуживанию которого мы готовы, —
ЯК-42 или ТУ. 

Андрей Осколков:

— Другим вариантом может быть приглашение сюда авиакомпании, которая сможет соблюсти все технические условия. Но как это сделать?

Юрий Питкевич:

— Мы ведь собственную авиакомпанию держим не потому, что нам это очень нужно. Это не автозавод или еще какое-то крупное предприятие, которое нужно сохранять, потому что это рост объемов производства, зарплаты и т.д. Нам это нужно, чтобы обеспечить нормальное авиасообщение. Ведь есть же примеры регионов, которые развалили собственные авиакомпании, и сегодня там регулярное сообщение почти отсутствует — авиакомпании летают туда как кому бог на душу положит.

Рустам Хабибуллин, генеральный директор ООО «Управляющая компания «АССО-Строй»:

— Юрий Степанович, появилась информация, что рейтинговое агентство «Эксперт» в числе других регионов понизило и рейтинг инвестиционной привлекательности Удмуртии. Мы с коллегами здесь уже обсуждали этот вопрос — нас это все задевает. Бизнес заинтересован в том, чтобы в республику вкладывали деньги, правительство, очевидно, тоже. Снижение же рейтинга снижает и вероятность выбора региона в качестве привлекательного для инвестиций. Поэтому хотелось бы услышать вашу оценку, почему это произошло?

Юрий Питкевич:

— На мой взгляд, это игра цифр — совершенно непонятно, что может служить основанием для снижения нашего рейтинга. Если брать за прошлый год показатели, то они хорошие. Если начало этого года, то динамика отличная и по объемам производства, и по другим показателям. Если говорить о финансовых показателях, то займы мы возвращаем, долговая нагрузка не превышает никаких допустимых норм. Поэтому, на мой взгляд, нет объективных оснований говорить об ухудшении инвестиционного климата в регионе.

Сергей Ощепков:

— Будет ли разрабатываться программа «инвестиционного пиара» Удмуртии? Мы, например, когда сдавали торговый центр «Петровский», привозили своих партнеров, показывали им город, и они были поражены, что Ижевск, оказывается, развитый, современный большой город, а они об этом ничего не знали. То есть существует недооценка нашего региона в понимании российского и тем более зарубежного бизнеса.

Юрий Питкевич:

— Мы делаем определенные шаги в том, чтобы создавать республике благоприятный имидж. Конечно, сегодня, когда едва ли не каждый регион проводит мероприятия, подобные нашему форуму, не удается вытаскивать на них первых лиц государства, руководителей крупных банков и т.д. Хотя эти визиты как раз создают необходимый пиар-эффект для республики. Но, например, если взять 450-летие, то это мероприятие, несомненно, сыграет свою положительную роль для имиджа республики.

Рустам Хабибуллин:

— Юрий Степанович, я ведь не случайно говорил об этом рейтинге. Эта информация негативно отражается как на бизнесе, так и на имидже республики в целом. И она должна быть под контролем — с этими агентствами должен работать специальный отдел, своевременно предоставлять им информацию. Вы же понимаете, что всякое снижение рейтинга, при том, что показатели региона улучшаются, — это результат какого-то непонимания.

Юрий Питкевич:

— Возможно. Но у меня предложение, раз уж эта тема у нас сегодня основная: вот сейчас пройдет Второй инвестиционный форум (встреча состоялась 15 мая. — Прим. ред.), давайте по его итогам снова встретимся, разберем, что вышло неудачно, что можно сделать на следующем, третьем форуме.

Андрей Осколков:

— Юрий Степанович, объемы инвестиций зависят и от того, насколько регион готов их освоить — есть ли для этого инфраструктура. Вы, как председатель правительства, какие видите приоритеты в строительстве инфраструктуры, что нужно делать в первую очередь: аэропорт, дороги, что еще?

Юрий Питкевич:

Что касается дорог — все упирается в деньги. В этом году мы сформировали дорожный фонд в 1 миллиард 200 миллионов рублей. В 2000 году он был 1 миллиард 600 миллионов. Сегодня нашего дорожного фонда хватит лишь на постройку 20 километров дорог. На федеральном уровне пока каких-то существенных подвижек в увеличении финансирования дорожного строительства нет. В прошлом году дали 500 миллионов на Ижевск, а в этом — тишина. То же происходит сегодня с коммуникациями для жилого строительства. Деньги — кредитные деньги! — из федерального бюджета на сети и коммуникации регионам дают только на конкурсных условиях. Это просто абсурд. Если мы действительно хотим дать людям возможность строить, то нам надо давать деньги на сети, на дороги, чтобы люди получали участки с инфраструктурой и строили. Как может быть дешевым квадратный метр, когда сети и коммуникации строятся на кредитные деньги?

Владимир Паршин, генеральный директор ЗАО «Удмуртская промышленная компания»:

— Есть ли в Удмуртии какая-то стратегия развития региона, привлечения сюда инвестиций? Без сомнений, у нас есть предприятия, в которые можно инвестировать, и в России есть инвесторы, готовые вкладывать деньги. Как мы боремся за них?

Юрий Питкевич:

— Мы боремся за каждого инвестора. Если взять автозавод — можно книги уже писать о том, сколько работы там было проделано, чтобы завод работал и имел перспективы для развития. Мы боремся за инвестора по любому производству. Проталкиваем нашу продукцию куда только возможно — в госзаказ и т.д. Сейчас будем вести переговоры о том, чтобы создать здесь особую экономическую зону по производству оружия. Проблема в том, что есть определенные рамки — большинство наших заводов — это «оборонка». Из гражданских у нас — автозавод, «Нефтемаш», радиозавод. И, например, радиозаводцы могут обидеться, но заказы они получили благодаря хорошим отношениям Президента УР с руководителями федеральных структур — таких, например, как РЖД. То есть лоббирование интересов наших предприятий мы осуществляем самым серьезным образом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.