ИжАвтостоп

 Мировой финансовый кризис уже повлек за собой банкротство американских автогигантов. А в России одним из первых крупных банкротов может стать «ИжАвто». О судьбе предприятия сказано за эту весну немало, но, возможно, это как раз тот случай, когда слова могут иметь решающее значение. «Свое дело» скрупулезно собрал все значительные высказывания по этому поводу, предоставив своим читателям возможность самим сделать вывод, чем закончится этот — уже не первый — кризисный период в истории завода — банкротством или чудесным спасением.

SOS

Последние хорошие новости об Ижевском автозаводе были датированы концом января, когда АвтоВАЗ согласовал с группой СОК параметры сделки по покупке «ИжАвто»: за 98% акций предприятия СОКу было обещано 75% дочернего дилерского холдинга ОАО «Лада-сервис». На этом разговоры о предполагаемой сделке прекратились. Молчание ничего хорошего для предприятия не сулило.

Уже в марте заговорили о том, что если сделка не состоится, то предприятие встанет. На пик популярности тему вывело заявление, которое Президент УР сделал в ходе совещания по вопросам преодоления последствий финансового кризиса. Александр Волков заявил, что в апреле «ИжАвто» будет вынуждено сократить около 5 тыс. сотрудников, в случае если государство не окажет ему финансовой помощи. Сокращение работников, по словам Александра Волкова, будет являться вынужденной мерой из-за отсутствия заказов и задержки оформления сделки по покупке «ИжАвто» АвтоВАЗом. Президент Удмуртии добавил, что как-либо повлиять на эту ситуацию правительство республики не в состоянии.

Поэтому республиканские власти сделали все возможное для того, чтобы вынести обсуждение проблемы на федеральный уровень, обращаясь куда только было можно. Так, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин во время мартовского визита в Ижевск пообещал обсудить вопрос приобретения «ИжАвто» с руководством Госкорпорации «Ростехнологии» (контролирует АвтоВАЗ) и доложить о ситуации на предприятии Председателю Правительства РФ Владимиру Путину.

Затем Александр Волков комментировал возможное банкротство «ИжАвто» в интервью телеканалу «Вести-24», а в середине апреля в интервью «Российской газете» генеральный директор ОАО «ИжАвто» Михаил Добындо уже совершенно недвусмысленно дал понять, кому адресованы все эти горестные реляции.

«Если АвтоВАЗ отказался от покупки «ИжАвто», то не исключено, что покупателем завода может стать Госкорпорация «Ростехнологии», — заявил г-н Добындо, добавив, что в мае персонал в любом случае придется отпускать в ЧАО, а затем, «если никаких изменений не произойдет, то придется принимать меры по консервации завода, а персонал сократить».

Мрачные перспективы, обрисованные руководством республики и самого предприятия, как минимум наполовину уже реализовались: с 1 мая конвейер «ИжАвто» остановлен.

Спасение утопающих — дело самих утопающих

Руководство республики и предприятия посылали информационные сигналы бедствия не напрасно. Благодаря новостной атаке Александру Волкову удалось добиться встречи с Владимиром Путиным и обсудить ситуацию на заводе. Президент Удмуртии просил о содействии в переходе предприятия в ведение «Ростехнологий» и его включении в перечень стратегически важных и системообразующих компаний.

По мнению председателя комиссии Госсовета УР по экономической политике, промышленности и инвестициям Андрея Гальцина, уже сама эта встреча означает, что шансы получить государственную поддержку очень велики: «Руководители такого ранга, как премьер российского правительства, слов на ветер не бросают». Впрочем, как сообщает пресс-служба администрации президента и правительства Удмуртии, Владимир Путин только «дал поручения профильным федеральным министерствам и ведомствам проработать вопросы, озвученные Александром Волковым, и оперативно внести соответствующие предложения».

Кроме того, заводу удалось договориться с компанией Kia о снижении цен на машинокомплекты и изменении условий оплаты. Если раньше корейский производитель требовал 100-процентной предоплаты, то в новом договоре размер предоплаты снижен вдвое. Скидка, сделанная Kia «ИжАвто», как ожидается, позволит снизить базовую цену на модель Spectra до 300 тыс. рублей, а на внедорожник Sorento – до 1 млн рублей и, по словам руководителя администрации президента и правительства Удмуртии Александра Горяинова, загрузить мощности предприятия до августа 2010 года.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, перспективы спасения завода от банкротства остаются призрачными. Так, на «ИжАвто» пока не могут уточнить сроки поставки комплектующих по новым ценам. Группа СОК, потеряв надежду на сделку с АвтоВАЗом, по данным газеты «КоммерсантЪ», передала свой пакет менеджменту «ИжАвто» в обмен на автомобили на сумму $200 млн. А замглавы ГК «Ростехнологии» Игорь Завьялов заявил тому же изданию: «В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие, а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует».

Долги неоплатные

Действительно, главная беда завода в настоящий момент – это не только дорогие комплектующие и отсутствие спроса, а долги. В прессу объективная информация о ситуации на заводе просачивается буквально гомеопатическими дозами. Так, «КоммерсантЪ» со ссылкой на презентацию «ИжАвто» для кредиторов сообщает, что кредитная
нагрузка ОАО составляет 11,3 млрд рублей, контрольный пакет акций заложен в Сбербанке (крупнейший кредитор), с января кредитов заводу больше не дают, а потребности в текущем финансировании оцениваются в 5,9 млрд рублей, из которых 1,5 млрд рублей — только на пополнение оборотных средств.

При этом объем производства не оставляет надежд на то, что завод сможет обеспечить эти потребности сам. По информации агентства «АВТОСТАТ», которое приводит данные «АСМ-Холдинга», за I квартал с ижевского конвейера сошел 7691 автомобиль – почти в два раза меньше, чем за аналогичный период 2008 года. В апреле на «ИжАвто» выпущено порядка 2300 автомобилей Lada 2104 и фургонов ИЖ-27175, а также 300 седанов Kia Spectra и 180 внедорожников Sorento из автокомплектов, которые были закуплены еще в октябре прошлого года. После этого Ижевский автозавод прекратил закупки автокомплектов Kia, поскольку из-за девальвации рубля их стоимость выросла на 40%, и производство корейских автомобилей стало нерентабельным.

Подтверждать или опровергать информацию о долгах и производственных показателях пресс-служба «ИжАвто» отказывается. Как и официальный дилер – говорить о результатах продаж в конкретных цифрах.

Поднять продажи?

Попросту схема спасения Ижевского автозавода выглядит так: более крупное предприятие покупает «ИжАвто», разбирается с его кредиторами и загружает производство. Но проблема в том, что сегодня никому не интересно брать на себя долги в обмен на готовую производственную площадку. Наращивать объемы производства на падающем рынке бессмысленно.

Даже в то время, когда рынок рос, схема сбыта автомобилей Kia не была оптимальной и отражающей интересы сборщиков. Во-первых, потому что собранные в России машины стоили не дешевле корейских. Во-вторых, даже задавшись целью купить именно российскую Kia, ее надо было еще поискать.

«В Ижевске очень мало предлагаемых к продаже моделей Kia, основную часть автомобилей почему-то отвозят на реализацию в другие регионы», — недоумевает председатель УРО Всероссийского общества автомобилистов Юрий Варлашкин.

Дистрибьюцией Kia в России до недавнего времени занимались компании SoKia и «Автотор-маркет». Обе они реализовывали автомобили корейского производства, а собранные в России машины были между ними поделены: SoKia продавала ижевские модели (Spectra, Cerato, Sorento), а «Автотор-маркет» — калининградские (Cee’d, Sportage, Carnival, Magentis и Opirus). «Отсутствие единого дистрибьютора Kia Motors в России приводило к тому, что клиент где-нибудь в Пскове, желавший купить, к примеру, модель Spectra ижевской сборки, мог найти ее не у каждого местного дилера Kia, а только у того, кто представляет дистрибьютора SoKia», — говорит руководитель отдела продаж автосалона «Гарант-Н» Лилия Фазульзанова.

В январе корейская компания Hyundai (владелец Kia) передала функции единого дистрибьютора на территории России компании «Киа Моторс Рус». По словам директора по маркетингу «Киа Моторс Рус» Даниила Проскурина, перед компанией поставлена задача — в 2009 году войти в первую пятерку автомобильных компаний по продажам в России.

Директор автосалона «СОК-авто» (был и остается официальным дилером Kia в Ижевске) Станислав Голубев сообщил «СД», что новый дистрибьютор готовит пакет мер по изменению политики продаж. Дилерам новую политику пока не разъяснили, но некоторые перемены уже произошли. Например, цены на машины российской сборки перестали расти. «Автомобили ижевского производства сейчас в более выигрышном положении, чем модели корейской сборки, которые с начала года повысились в цене на 15-20%», —  говорит г-н Голубев. В «СОК-авто» уверяют, что спрос на ижевские Kia «остается высоким», однако предоставить подтверждающие это данные о продажах за I квартал 2009 года отказались.

Уверенности в том, что модели альянса Renault-Nissan (предполагалось, что именно они придут на смену Kia, если «ИжАвто» все-таки будет продано АвтоВАЗу или «Ростехнологиям») будут более популярны, наши эксперты не высказывают.

«В выборе наших потребителей очень важную роль играет цена, — считает Станислав Голубев, — и если альянсу Renault-Nissan удастся выдержать оптимальный ценовой баланс, то спрос на французские модели сможет победить спрос на модели Kia». С ним согласна и Лилия Фазульзанова: «Перспективы проекта с Nissan, как и с любым другим иностранным автопроизводителем, будут зависеть от многих факторов: качества сборки, доступности сервисного обслуживания, ну и, конечно, цены на модели местной сборки».

Впрочем, по оценкам PricewaterhouseCoopers, общее падение российского авторынка в 2009 году составит 40-50%. Это значит, что роста продаж не стоит ожидать в любом случае.

Из ряда вон

Слово «банкротство» до сих пор не звучало из официальных источников, и Сбербанк оставил без ответа прямой вопрос журнала «Свое дело» о том, рассматривает ли основной кредитор возможность инициирования этой процедуры. Тем не менее все понимают, что это один из вариантов развития событий, а некоторые даже считают его наиболее вероятным.

«Если Госкорпорация «Ростехнологии» откажется от приобретения «ИжАвто», это может привести к банкротству завода», — считает осведомленный источник нашего издания в правительстве Удмуртии. И это будет событие, что называется, «из ряда вон» не только для республики, но и для всей России: градообразующие гиганты до сих пор такая участь миновала.

«Повлиять на положение Ижевского автозавода может только федеральная власть, — заявил «СД» Андрей Гальцин. — Единственное, чем может помочь республика, — поспособствовать включению завода в мероприятия по программе содействия занятости».

Как рассказал «СД» директор ГУ УР «Центр занятости населения г.Ижевска» Виктор Русских, договоренность об участии завода в программе содействия занятости уже достигнута. «Тысяча человек будет направлена на опережающее обучение, и еще  тысячу задействуют в мае на временных работах», — сообщил г-н Русских.

По его словам, «уведомления о массовом сокращении персонала от Ижевского автозавода пока не поступало». По мнению Виктора Русских, это означает, что руководство завода надеется на успешное завершение переговоров с «Ростехнологиями». Между тем вопрос, какой смысл новому собственнику на фоне 50-процентного падения спроса сохранять производство хотя бы на уровне прошлого года, остается открытым.  А значит, то же самое можно сказать и о вопросе занятости.

В ЦЗН Ижевска признают, что, если «ИжАвто» не сможет трудоустроить своих работников после майского ЧАО, создать для них другие рабочие места будет очень сложно. И это тоже будет событие из ряда вон – до сих пор ни одному из регионов России не приходилось признавать, что безработица вышла из-под контроля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.