Архив журнала

История

Иван Бунин более полувека назад писал, что русская провинция везде довольно одинакова. Ижевск этому определению соответствовал и остается соответствовать.

Серединный по местоположению городок России, Ижевск в народе именуют городом-заводом. Он не вырос сам по себе, органически, а был основан владельцем железоделательных заводов графом Петром Шуваловым в 1760 году. С тех пор судьбу города предопределяет его «профессия». Город известен своей сталеплавильной промышленностью, своеобразным автопромом, производством стрелкового оружия. Автоматы Калашникова, автомобили, подшипники, зенитно-ракетные комплексы, радиоаппаратура для ракет-носителей и космических станций, ракеты типа «воздух-воздух» для вертолетов Ка-50 сотнями и тысячами выходили из стен местных заводов.

Необычные картинки города-оружия и сегодня создают индустриальный визуальный ряд: промышленные зоны, рельсы, развлекательные заведения в бомбоубежищах и церкви на фоне заводских труб и красного кирпича.

Не имея даже узаконенного статуса города, Ижевск вплоть до 1918 года обладал признаками некоторой столичности. Провинциальное село Ижево было не консервативно, а скорее, наоборот, переимчиво. Оно напряженно и заинтересованно вглядывалось в столицу. В XIX веке здесь были две гимназии, театр, библиотека, типография, телеграф, электростанция, кинематограф. По примеру Москвы в его ландшафте местные энтузиасты выискивали семь холмов – символы православного «Третьего Рима».

Гордостью города является вырытый руками крестьян пруд площадью 24 кв. км. Считается, что это самый большой искусственный водоем в Европе. Вытянутый по долине реки Иж на 11 км, он по своей причудливой форме напоминает хищную ласку, глубоко врезавшуюся «головой» и узким «телом» в самый центр столицы Удмуртии. Тем самым он делит Ижевск на две части – Заречную (в основном промышленную) и Нагорную (восточную, возвышенную часть, где находятся главным образом жилые массивы).

Именно оттуда начинается главная магистраль города – улица Советская (ранее – Троицкая). Параллельные ей улицы Ленина, Кирова, Красногеройская, пересекаясь с меридиональными магистралями (улицами Максима Горького, Карла Маркса, Пушкинской и Удмуртской), образуют четко выраженную прямоугольную планировку города. Именно в этой сетке находятся основные объекты социальной сферы, органы государственной и муниципальной власти, деловые зоны. И как раз по этим магистралям гости столицы могут добраться до Центра с железнодорожного вокзала и аэропорта. С этих транспортных объектов и начинается знакомство с городом у приезжих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *