Архив журнала

Госзаказы: наука побеждать

Госзаказы с гарантированной оплатой – лакомый кусок для бизнеса в период сокращения рыночного спроса на товары и услуги. Поэтому бизнес думает о том, как не продешевить, добиваясь госконтракта, а государство – как побольше сэкономить и снизить коррупцию в секторе госзакупок.

Объемы: желаемые и действительные

Российское правительство не случайно рассматривает госзаказы как одно из средств оживления экономики. Государственные закупки – весомая составляющая спроса на товары и услуги. По информации Минэкономики Удмуртии, в 2008 году было заключено около 5 тысяч госконтрактов на сумму более 10 млрд рублей. При этом осенью прошлого года, как только начался кризис, Минэкономики зафиксировало резкий рост интереса к госзаказу со стороны предпринимателей. «У части предпринимателей уже тогда начались проблемы с коммерческими заказами, – объясняет Юрий Шутов, зам. министра экономики УР. – Либо снизилось их количество, либо увеличились неплатежи по ним. В этих условиях государство становится самым надежным заказчиком».

Государственные заказчики ожидают, что в 2009 году повышенный интерес к ним сохранится. Однако подсчитать объем заказа в Минэкономики затруднились. По словам Юрия Шутова, для этого нужно взять бюджет Удмуртии, вычесть из него расходы на зарплату бюджетников, социальные выплаты, командировочные чиновников и т.п. – остаток как раз составит сумму, которую смогут заработать предприниматели. Определить размер федерального госзаказа еще сложнее, говорят в министерстве: в рамках антикризисных мер формирование пакетов заказов происходит непрерывно, по разным отраслям промышленности и секторам бизнеса.

Правда, при этом по некоторым отраслям, напротив, не исключают возможного сокращения объемов. Например, ижевское Управление благоустройства уже подсчитало, что денег на ремонт городских дорог нынче будет выделено в 1,7 раза меньше, чем в прошлом году. «Нам привалило просто слишком много счастья в прошлом году, – говорит Алексей Горбачев, зам. начальника Управления благоустройства Администрации г.Ижевска, – 200 лет ижевскому оружию, 450 лет добровольного присоединения Удмуртии к России. На пре-
дыдущие два года равняться не стоит, это были все-таки особенные годы».

Соответственно, об увеличении госзаказа на этот год по сравнению с прошлым говорить можно пока только теоретически, точные цифры заказчики смогут назвать лишь по итогам года. Зато с уверенностью можно говорить о росте объемов, которые будут распределены на специализированных торгах для малых предприятий.

Долю малого бизнеса в общем объеме госзаказа определяет 94 ФЗ «О размещении заказов», а перечень товаров и услуг, по которым могут проводиться специализированные конкурсы и торги для «маленьких», и максимальная цена лота на таких торгах устанавливается распоряжением Правительства РФ. В оба документа в конце
прошлого года были внесены изменения. Доля «малышей» увеличена с 15 до 20%, лоты выросли с 3 до 15 млн рублей, а в перечень работ внесли устройство внутридомовых сетей, монтаж отопительного и вентиляционного оборудования, отделку помещений, утепление фасадов, замену стеклопакетов и др. Таким образом, у небольших фирм появится доступ к госзаказам по капремонту. Полный измененный перечень товаров и услуг малого бизнеса правительство должно принять в ближайшее время. Предполагается, что они составят более 60% всей номенклатуры госзаказа.

Оплата – по факту

Госзаказы привлекают предпринимателей не только объемами, но и гарантиями оплаты. Во-первых, по закону «О размещении заказа…» проводить торги можно только при наличии соответствующей статьи в бюджете. «Даже если бюджет будет пересмотрен и объектов станет меньше, на торги выставляют только те объекты, которые имеют под собой гарантированное финансирование», – рассказывает Павел Титов, управляющий группы компаний «ТИТАН».

Во-вторых, в отличие от кризиса 90-х, сейчас имеющаяся у государства финансовая подушка позволяет ему вовремя платить по счетам. По словам Марины Чикуновой, менеджера по продажам ООО «Автосервис-центр», за всю практику участия их компании в реализации госзаказов, задержка оплаты контракта была всего один раз, на три месяца.

Однако в одной из ижевских строительных компаний на условиях анонимности СД рассказали, что схема оплаты услуг по госконтрактам их не вполне устраивает. Не все строители могут приступить к работе без предоплаты, а заказчики предпочитают платить по факту. «Пройдя все долговременные процедуры оформления документации, генподрядчик вынужден ждать поступления денежных средств полгода, – пояснил наш источник. – На крупные холдинги это имеет наименьшее влияние, но «второму эшелону» это невыгодно».

На неопределенность схемы оплаты указывает и Марат Касимов, маркетолог ООО «КОМОС-Строй». По его словам, из-за неточностей в разъяснениях Минфина России при покупке квартир, строящихся при долевом участии, одно ведомство производит оплату только после сдачи дома, а другое расплачивается сразу после подписания контракта.

Юрий Шутов также признает несовершенство законодательства в части выплаты авансов. «По закону заказчик вправе сам решать, выплачивать ли исполнителю предоплату, которая составляет 30% от цены контракта, или расплатиться по окончании работ, – говорит замминистра экономики. – Все эти нюансы должны оговариваться при подписании контракта».

Предложение увеличить предоплату по госконтрактам с 30 до 50% прозвучало из уст председателя Правительства РФ Владимира Путина одновременно с предложением расширить доступ к госзаказам для малого бизнеса. На последнюю
инициативу Госдума отреагировала в считанные дни, а в части размера предоплаты изменения в закон не внесены до сих пор. О том, чтобы сделать предоплату обязательной, речь не идет вовсе.

Процедурные нюансы

Еще одним поводом для сомнений относительно участия в торгах для предпринимателей становится громоздкая процедура их проведения.

Например, если торги проходят в форме конкурса, информация о размещении заказа публикуется за 30 дней до его проведения, потом еще 10 дней отводится на сам конкурс, и еще месяц на заключение контракта. Бывает, что эти сроки приводят к убыткам исполнителей. «За два месяца рыночные цены на автомобили, особенно на отечественные модели, как правило, повышаются, – говорит Марина Чикунова. –  В этом случае мы можем многое потерять».

Подготовка к торгам тоже вызывает у предпринимателей вопросы. «Количество необходимых документов достигает 40-50 штук. Чтобы подготовить все это, получить из налоговой подтвержденные данные об обороте компании, уходит две-три недели», – рассказывает Марина Чикунова. По ее словам, иногда по одному аукциону пакет документов приходится готовить дважды: если заявку подал только один участник, то аукцион признается недействительным и документы уходят в контролирующий орган. Но по закону заказчик обязан заключить контракт с этим единственным участником, и компании приходится заново собирать весь пакет документов.

В Минэкономики УР предполагают, что именно от обилия требуемых документов в последнее время предприниматели стали чаще допускать ошибки в оформлении. «Если, например, вместо «мм» – миллиметров – участник допустил описку и поставил «мл» – миллилитры, – то конкурсная комиссия обязана отстранить этого участника от конкурса», – говорит Юрий Шутов.   

Чтобы доступ к госзаказу не ограничивали описки, российское правительство обещает упросить процедуру подачи документов. Как заявило руководство Минрегионразвития России, соответствующий нормативный акт будет принят в ближайшее время.

Непрозрачные заказчики

Главное же сомнение в доступности госзаказов основано на неверии в прозрачность процедуры торгов. «Большинство моих коллег отпугивает явная предрешенность некоторых торгов, – говорит Владимир Покрас, директор ООО «Экспресс-сервис». – То, что исполнитель уже заранее определен, становится ясно из условий и цены контрактов».

Как считает  предприниматель, вытеснить «лишних» особого труда не составляет: то критерии к товару и компании предъявляются почти нереальные, то срок поставки ведомство может ограничить одним днем. Владимир Покрас вспоминает недавний пример: «В прошлом году проходил аукцион на поставку молока в школы республики. Было всего два участника: наша компания и еще один предприниматель. Нам предъявили претензию, что мы не указали в заявке на участие количество витаминов, второму участнику тоже выставили какие-то требования. В результате аукцион был признан несостоявшимся, а чуть позже мы узнали, что по итогам того аукциона поставщиком была признана крупная федеральная компания с известным брендом».

«Такого не могло быть», – уверяет Юрий Шутов. По его словам, в законе «О размещении заказов» существует целый список штрафов за нарушение требований по размещению госзаказа. «За неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе – штраф 30 тысяч рублей с члена комиссии, допустившего нарушения; за установление непредусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе,   требований к участникам, к размеру обеспечения заявок, размеру и способам   обеспечения исполнения контракта – штраф 50 тысяч рублей», – говорит Юрий Шутов.

И тем не менее, по данным УФАС по Удмуртии, количество жалоб от участников размещения заказов на действия государственных и муниципальных заказчиков в 2008 году по сравнению с 2007-м выросло на 35%.

ФАС РФ признает, что «организаторы изобретают требования под конкретного участника торгов». Глава ведомства Игорь Артемьев говорит об этом в публичных выступлениях. Правда, и сами предприниматели приложили к этому руку: по расчетам экспертов, на «откаты» при госзаказе за прошлый год могло быть потрачено 700 млрд рублей.

Чтобы ограничить для чиновников и предпринимателей возможность договариваться, правительство России в 2008 году расширило перечень товаров и услуг, заказ на которые может быть размещен только по результатам аукционов.
В этом виде торгов побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену, в отличие от конкурса, где заказчик может установить дополнительные требования, – например, по срокам поставки или по квалификации участников, – которым будет удовлетворять только «нужный» исполнитель.

Картельные заговорщики

Между тем ФАС России отмечает нарушения в проведении торгов и самими участниками. И совершаются они как раз тогда, когда со стороны заказчика все абсолютно прозрачно, – на аукционах. По данным ФАС, на рынке даже появились посредники в организации картельных сговоров при госзакупках.

Возможность сговора признают и в Минэкономики республики. По словам Юрия Шутова, аукциониста со стажем, заговорщиков видно невооруженным глазом: «Сговор чувствуется, когда, например, на участие в аукционе подают заявки несколько участников, а на торги приходит один; или приходят все, но двое из трех не торгуются – не делают «шаги», и в результате побеждает один оставшийся, который может сделать всего один «шаг» по снижению цены».

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, к середине 2009 года будет подготовлена новая редакция 178 статьи Уголовного кодекса, предусматривающая уголовную ответственность за картельный сговор. Нарушителям будет грозить пять лет тюремного заключения. Однако самим участникам госзакупок пока непонятно, как будет действовать эта статья УК без изменений статей закона «О размещении заказов». Нужно же еще доказать факт картельного сговора…

Чтобы «картелизация» торгов не мешала экономить, необходимо переходить на систему более прозрачных электронных аукционов, считают в УФАС. Когда аукцион проходит на электронной площадке, участники не знают друг о друге ничего кроме логинов и договориться между собой не могут.

Опасности игры на понижение

Увеличивая перечень товаров, работ и услуг, контракты по которым могут заключаться только на аукционах, постепенно переходя к электронной форме проведения аукционов,  государство старается добиться от бизнеса реального снижения цен на товары и услуги по госконтрактам. Однако игра на понижение может оказаться опасной для обоих ее участников.

Эту опасность уже почувствовали представители тех отраслей, госзакупки в которых с этого года переведены на аукционную систему. Например, строители. Эта отрасль в результате кризиса пострадала сильнее многих других, коммерческих заказов в ней сейчас практически нет, поэтому государственные в буквальном смысле отрывают с руками. Торгуются отчаянно, многие готовы «упасть» по цене предельно низко.

«Во-первых, не всегда цена бывает оправдана качеством, – говорит Павел Титов. – Во-вторых, бывает так, что объявивший самую низкую цену участник оказывается не в состоянии за эти деньги выполнить контракт. В итоге бюджетные деньги ушли, сроки сорвались, фирма разорилась – ничего хорошего ни государству, ни фирме».

Фактов, когда срываются условия заключенного контракта, в Ижевске немало, рассказывает Константин Левый, председатель правления Ижевского городского фонда поддержки малого предпринимательства. По его словам, недобросовестные компании, особенно среди малых предприятий, специально занижают цену своих товаров или услуг, чтобы стать победителем аукциона и получить предоплату. «Создают ООО на 3 месяца, получают предоплату, а потом либо исчезают с этими деньгами, либо говорят – а мы деньги уже потратили на другом объекте, соседнем, нам больше не на что достраивать ваш объект», – говорит эксперт.

Закон «О размещении заказов» предусматривает механизм защиты заказчика от недобросовестных исполнителей: в обеспечение заявки на участие в аукционе он может потребовать залог – до 5% стоимости выставляемого на торги контракта. Обеспечение исполнения контракта также пре-
дусмотрено – в виде залога, банковской гарантии или страховки. «Это нормальная практика, которая позволяет вести отсев фирм-однодневок, авантюристов, – говорит Павел Титов. – Залоговое обеспечение пропорционально контрактам, и каждый может участвовать в аукционах, которые ему по силам. Если фирма не может заплатить залог по крупному контракту, то возникает вопрос, сможет ли она такой заказ выполнить».

«Если цена контракта, допустим, 15 млн рублей, то каждый участник, чтобы его допустили к аукциону, должен перечислить на счет заказчика залог в 750 тысяч рублей, – вычисляет Владимир Покрас, директор ООО «Экспресс-сервис». – У малых предприятий нет таких денег в свободном обороте, тем более сейчас, во время кризиса». Пример 15-миллионного контракта предприниматель привел не случайно. Это максимальная цена лота на специализированных аукционах для малых предпринимателей. Имеет ли смысл проводить аукцион, если потенциальные участники не смогут обеспечить заявки на участие?

Очевидно, это очередное противоречие в ряду многочисленных, усматриваемых в законодательстве как заказчиками, так и исполнителями. И те и другие надеются, что федеральная власть продолжит совершенствование существующей схемы размещения госзаказов.

Справка

Согласно 94 ФЗ «О размещении заказов … для государственных и муниципальных нужд», часть закупок можно производить на бесконкурсной основе. Это закупки на сумму до 100 тысяч рублей и закупки у единственного поставщика.

Если цена контракта превышает 100 тыс. руб. проводятся запросы котировок: заказчик запрашивает информацию о ценах не менее чем у трех возможных исполнителей и заключает контракт с тем, у кого цена оказалась самой низкой.

Контракты на сумму более 500 тыс. нужно выставлять на торги. Они могут проходить в форме конкурса или аукциона (в том числе электронного). На аукционе единственным критерием выбора является цена, и заказчик не вправе устанавливать какие-либо иные требования к участникам. Перечень товаров, работ и услуг, закупки которых в обязательном порядке производятся по результатам аукционов, утверждает Правительство РФ. По контрактам, предмет которых не входит в этот перечень, форму торгов заказчик выбирает на свое усмотрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *