Дорожный просвет

Как выяснил СД, для борьбы с пробками на ижевских улицах нужны несколько миллионов рублей и искусственный интеллект.

Нереальный генеральный

В интернете, на ижевском автофоруме темы, посвященные пробкам, возникают с периодичностью раз в год. Из года в год в них склоняют одни и те же улицы и перекрестки: Удмуртская, Советская, Кирова, 10 лет Октября, Горького, Пушкинская, Маяковского, Магистральная, Гагарина, выезды из города, особенно в направлении Сарапула и Гольян.

Автомобилисты, конечно, знают, что нужно сделать, чтобы пробок не было: расширить улицы, построить полосу для движения по
К. Маркса из центра в сторону ж/д вокзала, 10 лет Октября продолжить от Пушкинской через лог в гор. Металлургов, а Авангардную пустить напрямую через весь Восточный поселок до самой 40 лет Победы.

И в генплане Ижевска предусмотрено все, о чем мечтают ижевские водители, и даже чуть больше: строительство сквозных магистралей через весь город в разных направлениях и устройство улиц-дублеров для их разгрузки, оборудование мостов, путепроводов и разноуровневых развязок, над- и подземных пешеходных переходов, а по наиболее протяженным магистралям – организация безостановочного движения. К первоочередным мероприятиям отнесены строительство ул. 10 лет Октября через лог в гор. Металлургов, соединение Чугуевского с Новоажимова, выход Удмуртской на Сарапульский тракт. Основные потоки грузового транспорта планируется направить вдоль железнодорожных линий Заводского и Воткинского направлений, северный участок ул. Азина реконструировать и на перекрестке с Заречным шоссе построить путепровод – это тоже в числе первоочередных мероприятий. А в районе Восточного поселка, где в перспективе планируется жилая застройка, в первую очередь намечена реконструкция улиц Халтурина и Совхозной, на которых будет организовано одностороннее движение.

Все эти чудеса, по идее, должны случиться в Ижевске уже к 2015 году – это срок реализации первой очереди Генплана. Однако по большинству из намеченных дорожных строек пока не начато даже проектирование. Вопрос, как всегда, упирается в финансы. Поэтому реальные планы городских властей несколько поскромнее генерального.

«Если отталкиваться от Генплана, — говорит начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска Михаил Тарасов, — важнейшим приоритетом  является строительство ул. К. Маркса — от К. Либкнехта до центра; реконструкция ряда перекрестков, например, перекрестка ул. Пушкинской и К. Либкнехта со строительством дорожной развязки;  расширение улиц, например, переулка Широкого, который может снять нагрузку с улицы Кирова».

Однако и планы по расширению улиц воплощаются не так быстро, как хотелось бы – в основном по тем же финансовым причинам. Например, проект расширения ул. Советской обошелся городу более чем в 1,8 млн руб., но его реализация требует переноса коммуникаций и, по некоторым оценкам, может вылиться уже в сотни миллионов. К тому же специалистам придется поломать голову над тем, как увязать расширение проезжей части с требованиями СанПиН.

Два проекта в области расширения улиц все же удалось реализовать – в 2008 году были расширены ул. Лихвинцева и Свободы в районе Свято-Михайловского собора и ул. Авангардная. Каждый из этих проектов стоил порядка 40 млн руб. – в год 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства город мог позволить себе такие расходы, получив рекордно большое финансирование дорожных работ из республиканского и федерального бюджетов. В общей сложности на дороги тогда было потрачено порядка 900 млн руб. Но главной целью тогда была  достойная встреча гостей республиканского юбилея, и в целом на ситуации с пробками на самых загруженных городских перекрестках реализованные проекты не отразились.

В 2010 году Ижевск снова получает значительную сумму из федерального бюджета – порядка 600 млн руб. в рамках партийного проекта «Новые дороги «Единой России», — но эти деньги целевые: перед муниципальными выборами «Единая Россия» решила помочь городам с ремонтом внутриквартальных дорог и тротуаров. Собственных средств города хватит только на содержание дорог, но не на капитальные проекты в области дорожного хозяйства.

Бюджетные решения

Существуют конечно и более бюджетные способы решения проблемы. В Администрации города и ГИБДД говорят, что получают сотни писем с обращениями водителей. В целом инициативу снизу и чиновники, и гаишники одобряют, но поддерживают не всегда. Главное слово в регулировании дорожного движения остается за ГИБДД.

«Когда у нас появляются заявки от  населения, — объясняет порядок начальник отдела организации движения и дорожной инспекции Управления ГИБДД МВД РФ по УР Рашит Зайнуллин, — мы, прежде всего, изучаем дорожную ситуацию. Наши инспектора выезжают на место и подсчитывают количество транспорта, проезжающего в разных направлениях, количество пешеходов, смотрят, хватает ли фазы горения светофора, чтобы пропустить поток. И уже на основании этих наблюдений мы принимаем решение. Например, на Удмуртской очень короткое плечо от Майской до 10 лет Октября, и в часы пик этот перегон постоянно забит. Наши инспектора проанализировали ситуацию на месте, и сейчас мы уже дали задание организации, обслуживающей светофорное хозяйство, увеличить фазу горения зеленого света на перекрестке Удмуртская — Майская с 21 секунды до 26. 5 секунд вроде ерунда, но если с 3 полос за это время хотя бы по 2 машины будет уходить – это уже результат».

«По светофорам было обращение по перекресткам Удмуртская — Кирова, Советская — Коммунаров, Кирова — Маркса, — продолжает Михаил Тарасов. – На перекрестке 40 лет Победы — Ленина, где была очень высокая аварийность, изменены фазы горения светофора. Недавно по ул. Сабурова рассматривался вопрос по организации одностороннего движения, но ГИБДД дало отрицательное заключение, поскольку ул. Автозаводская, куда мы планировали перенаправить движение, не сможет принять на себя эту нагрузку. Поэтому принято решение обустроить там «карманы» для остановки общественного транспорта, чтобы машинам не приходилось объезжать автобусы по встречной полосе. Мы рассматривали возможность организовать одностороннее движение по Лихвинцева и Красногеройской между Удмуртской и Пушкинской, но это решение также пока не принято. Зато есть решение начать проектирование светофора на перекрестке Пушкинской и Лихвинцева. Такую работу мы ведем в постоянном режиме, и она в определенной степени позволяет улучшать дорожную ситуацию в городе».

На изменения в регулировании движения на отдельных перекрестках и улицах ижевский автофорум реагирует отдельными одобрительными высказываниями. Но пока они все же тонут в общем гуле недовольства одними и теми же заторами в одних и тех же «горячих точках».

«Мы что-то пытаемся делать, но без серьезных вложений в строительство дорожной инфраструктуры проблему перегруженности улиц уже не решить, — резюмирует Рашит Зайнуллин. – Существующие ресурсы для организации движения мы уже исчерпали. Стрелку направо, например, на Удмуртской — Кирова сделали постоянную – да, уходит транспорт, но этого мало, это капля в море для решения той проблемы, которую мы имеем».

Комплексный подход

Михаил Тарасов, напротив, уверен, что, пока нет денег на дорожное строительство, проблему заторов на ижевских улицах можно и нужно решать именно средствами организации движения. Только это должны быть не единичные ситуативные решения, а единый комплексный подход. «Сегодня перед нами стоит задача сформировать комплексную схему организации движения, которая позволит развивать транспортное сообщение в городе», — говорит он.

Комплексная схема организации движения (КСОД) – это документ, регламентирующий управление транспортными потоками не на отдельно взятом перекрестке, а в городе в целом. Она предусматривает такое расположение дорожных знаков, разметки, светофоров, остановок общественного транспорта, парковок,  которое позволяет оптимально использовать пропускную способность городских улиц и избежать заторов на перекрестках.

В основу организации дорожного движения в Ижевске положена КСОД, разработанная в 1994 году. Это многотомный труд, над которым около года трудились специалисты Омского проектного института автоматических систем управления. Но, по словам Михаила Тарасова, к применению она не пригодна как с юридической, так и с практической точки зрения — как нормативный документ она в свое время не была утверждена, а как научно-исследовательская работа за 16 лет потеряла актуальность.

Плотность и направление транспортных потоков с 1994 года изменились. Только за последние пять лет число зарегистрированных в Ижевске единиц автотранспорта увеличилось на 30 тыс. и сейчас превышает 160 тыс. Но направление движения всей этой массы машин в последние 16 лет всерьез не изучал никто, если не считать подсчетов «на пальцах» на отдельных перекрестках.

Соответственно, организация новых перекрестков, внесение изменений в регулировку старых и прогнозирование последствий, которыми нововведения обернутся для соседних улиц, все это время велось «на глазок». В то время как разработчики КСОД используют современные технические средства для регистрации транспортных потоков и специальные программы, позволяющие оптимизировать их движение. «Образно говоря, мы сегодня работаем на счетах, а не на калькуляторе, — говорит Михаил Тарасов. — А создав КСОД, мы получим не то что калькулятор — персональный компьютер, который позволит нам понимать и прогнозировать развитие движения».

Работа над созданием новой КСОД началась в городе в 2008 году. Тогда в Администрации города была создана специальная рабочая группа. Группа провела мониторинг цен на разработку КСОД и выяснила, что стоит такой документ довольно дорого. Омский проектный институт оценил его почти в 28 млн руб.: 9,7 млн – за схему дислокации дорожных знаков и разметки, 11 млн — за паспортизацию светофоров и 7 млн – собственно, за оптимизацию схемы дорожного движения. Дорогостоящий вопрос городские власти вынесли на обсуждение в Правительстве УР и решили часть работ сделать собственными силами с помощью министерства транспорта и дорожного хозяйства, а точнее, недавно созданного подведомственного ему ГУ «Безопасность дорожного движения в УР».

«У нас есть схема разметки по г. Ижевску, — объясняет Михаил Тарасов, — а ГУ «Безопасность дорожного движения в УР» сейчас проводит инвентаризацию знакового хозяйства и светофорных объектов. В прошлом году республика заказывала исследования по организации транспортного обслуживания в городе – оно тоже может быть одним из элементов КСОД: например, на Советской сейчас ходят автобусы большой вместимости, а если пустить малые, то удастся эту улицу разгрузить. Подобных предложений много уже сейчас, но нужно собрать всю информацию воедино, чтобы затем с научной точки зрения специалисты нам подсказали, где и как можно с минимальными затратами изменить дорожную ситуацию к лучшему. Поэтому мы сейчас начинаем по кирпичикам собирать необходимые документы, и если в дальнейшем мы будем заказывать КСОД для оптимизации дорожного движения, то сможем существенно сэкономить. Мы посчитали: если систематизировать всю информацию, которая у нас есть, и объявить конкурс на разработку КСОД, то потребуется лишь около 8 млн руб.».

Умные светофоры

По словам Михаила Тарасова, принять участие в торгах на право разработки КСОД для Ижевска смогут как местные, так и иногородние проектные организации. Правда, по информации СД, у ижевских проектных организаций нет специальной техники для регистрации транспортных потоков и ПО для оптимизации их регулирования. Сами проектировщики объясняют это отсутствием спроса на такие технологии: в последние 10 лет на разработке КСОД экономил не только Ижевск, но и другие российские города его уровня.

Впрочем, приборов, может быть, в Ижевске и нет, а вот самородки есть точно. К примеру, выпускник факультета прикладной математики ИжГТУ Тарас Гордийчук в рамках дипломной работы создал программный продукт «Оптимизация движения транспортных потоков». Правда, поскольку сам Тарас перемещается по городу на общественном транспорте, его программа позволяет рассчитать, как быстрее добраться из точки А в точку В на автобусе. «Пропускная способность улицы изменяется в зависимости от двух параметров: от времени суток и от управления, под которым осуществляется движение (то есть от номера маршрута), — объясняет суть своей работы Тарас. – Программа позволяет рассчитать время пути в зависимости от того, в какое время и на каком автобусе мы поедем, и выбрать оптимальный способ передвижения».

В скором времени программа станет доступна всем пассажирам ижевского общественного транспорта – сейчас Тарас Гордийчук с группой товарищей работает над созданием интернет-сайта. А в принципе он готов разработать подобный продукт и для автомобилистов, и для органов управления дорожным движением: «Здесь можно в качестве параметра управления движением рассматривать расположение и фазы горения светофоров и выбрать маршрут, где меньше придется стоять на «красном». Или можно ввести в качестве параметра управления статистические данные — в каком направлении транспортный поток больше – и рассчитать фазы горения светофоров: где больше поток – там дольше горит «зеленый». При этом нужно синхронизировать работу светофоров в городе, чтобы в конце концов поток машин не «уперся» в один перекресток».

Задачу автоматизировать управление дорожным движением в Ижевске в ГУ «Безопасность дорожного движения в УР» считают первоочередной. «Автоматически менять фазы работы светофоров в зависимости от транспортного потока пока нет возможности, — говорит начальник госучреждения Сергей Климов, — и наше учреждение создано в том числе и для того, чтобы решить этот вопрос. Мы работаем над внедрением в Ижевске автоматизированной системы управления светофорами. Она предполагает установку специальных датчиков, отслеживающих интенсивность потока и в зависимости от нее изменяющих длительность сигнала. Система «умных» светофоров, или, как она правильно называется, адаптивная система, сама подстраивается под дорожное движение и позволяет быстрее пропускать транспорт, меньше задерживать его на перекрестках».

Стоимость «умной» системы – порядка 30-50 млн руб. с учетом замены устаревшего оборудования и прокладки линий связи, – по словам Сергея Климова, «вполне подъемная сумма». И судя по тому, что подготовка к внедрению «умной» системы уже началась с того, что ГУ «Безопасность дорожного движения в УР» принимает городские светофоры на свой баланс, профинансировать эти расходы планируется из республиканского бюджета.

«Мы хотим, чтобы к 2012 году система уже заработала, — говорит Сергей Климов. – По оценкам ведущих российских разработчиков и специалистов по системе АСУД, пропускная способность транспортной сети только за счет ее внедрения увеличивается на 35-40%. В Ижевске все пока не так плохо, как в Москве, этого вполне достаточно, чтобы решить проблему с заторами – по крайней мере, на ближайшие несколько лет».

Алексей Гарипов, директор МУП «Трест «Дормостстрой», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»        

Решая локальные проблемы отдельных перекрестков, невозможно решить проблему пробок в целом.

Простой пример: 4 года назад наше предприятие расширило улицу Магистральную – за счет газона добавили одну полосу движения в сторону перекрестка с Маяковского. А дальше на перекрестке – треугольник, который тормозит движение. Чтобы здесь не создавалась пробка, надо его убирать.

Круговые движения на перекрестках Либкнехта и Пушкинской, Либкнехта и Удмуртской тоже задерживают движение. Здесь не обязательно делать регулируемые перекрестки, достаточно сделать «рукава», по которым можно будет проехать направо, не заезжая на круговое движение – и заторов не будет.

Улица Кирова сейчас перегружена из-за того, что грузовому транспорту запрещен проезд в сторону центра по Горького и по Коммунаров, а по Карла Маркса нет проезда из центра в сторону Строителя. Только по Удмуртской на любом виде транспорта можно проехать из центральной части города в заречную. Из-за этого все улицы на этом направлении перегружены. Изменить ситуацию можно только одним способом: сделать Карла Маркса двусторонней на всем протяжении. Для этого нужно построить всего лишь 500-600 метров дороги от центра до Либкнехта – там, где сейчас деревянные дома. У города нет денег на их расселение, и мы поднимаем этот вопрос на уровне республиканских властей.

Конечно, в Ижевске проблема пробок пока не столь велика, как в более крупных городах, но она имеет тенденцию к нарастанию, и принимая локальные меры в области организации движения, мы, образно говоря, не лечим болезнь, а сбиваем температуру. Если сейчас нет финансовых возможностей для нового строительства, расширения улиц, то нужно хотя бы планировать эти решения и учитывать их в Генплане, чтобы впоследствии не вышло так, что средства есть, а места для реализации проекта нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.