Долг платежом прекрасен

Сегодня в борьбе за клиента предприятия часто вынуждены предоставлять отсрочку платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Это является их серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей. Оборотной стороной такого кредитования становятся кассовые разрывы и нехватка оборотных средств. Именно для решения подобных проблем существует факторинг. Однако местный малый и средний бизнес имеет о нем смутное представление, хотя постепенно спрос на факторинговые услуги становится заметной тенденцией на рынке финансовых услуг Ижевска.

Новая мода

Еще несколько лет назад факторинг в России был мало кому известен. Но уже в 2007 году объем этого рынка превысил 570 млрд рублей. А уже в 2009 году, по разным оценкам, он достигнет от 1-1,2 трлн рублей («Эксперт РА») до 1,8-2,3 трлн рублей (факторинговая компания «Еврокоммерц»). В недалекой перспективе российский рынок факторинга по своим показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Но и без этого он развивается по европейскому пути — в большинстве случаев факторинговые компании появляются как подразделения банков и банковских структур. Да и концентрация рынка настолько высока, что на долю пяти ведущих компаний (ФК «Еврокоммерц», «Промсвязьбанк», Национальная факторинговая компания, «Петрокоммерц», МФК «Траст») в первом полугодии 2007 года приходилось, по данным «Эксперт РА», около 80% его объема.

Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов, этот инструмент — фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний.

— Будучи специальным продуктом для финансирования сделок с отсрочкой платежа, факторинг по сути своей является продажей права требования к должнику. Это означает, что предприятие передает право требовать задолженность со своих клиентов банку. Взамен фирма получает от него в виде аванса денежные средства в размере до 90% от объема поставки. Остаток банк предоставляет уже после взыскания всего долга. Конечно, предварительно удержав комиссию за свои услуги, — рассказывает руководитель Ижевской дирекции ФК УРАЛСИБ Николай Коротков. — Ключевым преимуществом факторинга является то, что он предоставляется ровно на тот срок, который нужен получателю, причем без залога, бизнес-плана и кредитной истории. Более того, такую схему после реализации купленного на эти деньги товара можно использовать повторно, что увеличивает возможности наращивания оборотных средств.

В итоге все остаются довольны: магазин, получивший товар с отсрочкой платежа, поставщик, к которому деньги пришли тут же и без хлопот, и, конечно, банк или факторинговая компания — им досталась комиссия. По мнению ведущего специалиста группы факторинга АКБ «Пром-связьбанк» Михаила Иютина, использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки, а также для вновь создаваемых компаний, испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов. Пальму первенства в предоставлении этой услуги держат банки, поскольку очевидная причина — в их финансовых возможностях: «у них есть доступ к дешевым ресурсам и достаточная ликвидность, да и за любым фактором стоит банк, поскольку только он может маневрировать деньгами, ждать этих отсрочек, компенсировать просрочки и т. д.».

Местные особенности

Рост отечественного рынка факторинга связан, кроме всего прочего, и с тем, что ведущие участники рынка наряду с местными банками начали активно развивать факторинговое обслуживание в регионах. По мнению ряда экспертов, к 2009 году доли региональных рынков в общем объеме российского рынка факторинга вырастут с 42% до 55%. Сегодня они увеличиваются буквально по принципу «даешь пятилетку за три года».

Это объясняется тем, что в ряде регионов наблюдается экономический подъем, увеличение объемов производства и реализации продукции, а также оказания услуг, — говорит начальник отдела анализа рынка ЗАО «МФК «Траст» Ростислав Кузьма. — Это, в свою очередь, приводит к росту спроса со стороны динамично развивающихся компаний к новым источникам финансирования.

Подобная тенденция характерна и для Удмуртии. По словам Николая Короткова, динамика нашего рынка связана с его общим экономическим благополучием, ростом платежеспособности и развитым потребительским сектором. С другой стороны, отмечает руководитель Ижевской дирекции ФК УРАЛСИБ, постепенно повышается уровень финансового менеджмента компаний, которые начинают видеть в факторинге коммерческий инструмент, позволяющий в короткие сроки наращивать объемы продаж.

Местные банки, работая с малыми и средними предприятиями, накопили у себя солидные базы корпоративных клиентов и хорошо изучили их финансовые запросы. По наблюдению начальника отдела кредитования физических лиц АКБ «Ижкомбанк» Сергея Крашенинникова, региональный рынок факторинга расширяется за счет заключения договоров с крупными и средними предприятиями, которые до этого активно кредитовались в банках.

По мнению Ростислава Кузьмы, сегодня в Удмуртии эта услуга становится все более востребованной среди производителей и поставщиков продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, машиностроения, нефтепродуктов, мебели:

— В условиях растущей конкуренции они вынуждены соглашаться на отсрочки платежей своим клиентам и, по сути, осуществлять функции банка, предоставляя своим контрагентам кредиты на полученный товар, — добавляет г-н Крашенинников.

На сегодняшний день в республике на факторинговом рынке работают несколько игроков: «Промсвязьбанк», Национальная факторинговая компания, «Ижкомбанк», ФК «Еврокоммерц», МФК «Траст» и «Транскредитбанк». Им есть, за что бороться, поскольку в 2007 году дебиторская задолженность компаний Удмуртии составила более 75 млрд рублей, причем львиная доля долгов пришлась как раз на покупателей и заказчиков. По словам ведущего специалиста группы факторинга АКБ «Промсвязьбанк» Михаила Иютина, факторинг — это сложный финансовый сервис, который строится на индивидуальном подходе к каждой компании, и поэтому в регионах на первом месте стоит условие доверия и взаимопонимания между банком или фактором и менеджментом компании-клиента.

— В этом смысле в ближайшее время для продвижения таких услуг будет очень важна просветительская роль банков, — убежден Сергей Крашенинников. — Так как руководители компаний, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса, не всегда понимают, какие задачи позволит решить им этот инструмент. Кроме того, существуют проблемы, связанные со сложностью оценки рисков, непрозрачностью компаний и рынков, запутанностью документооборота. Это заставляет кредитные организации тщательно изучать бизнес клиентов и их дебиторов.

Факторинг vs кредит

Многие опрошенные нами эксперты считают, что рассматривать факторинг только как альтернативу кредитованию не совсем правильно, а, говоря о профессиональных факторах и банках, следует подра-зумевать разный набор услуг.

— Основное отличие факторинга от кредита состоит в том, что банки, кредитуя предприятия, отталкиваются от их прошлого. Изучают кредитную историю, величину прошлых доходов и финансовое состояние заемщика, — рассказывает начальник отдела консультирования клиентов ижевского представительства Национальной факторинговой компании Сергей Пермяков. — Естественно, для выдачи кредита требуется залог, размер которого, как правило, должен в два раза превышать размер выдаваемой суммы. Факторинг мало того, что беззалоговый, так и сумма финансирования по нему зависит от планируемых поставок предприятия. Денежные средства оперативно возвращаются в оборот, финансирование может предоставляться на сколь угодно малые объемы поставок.

Хотя процедура получения факторинговых услуг похожа на оформление кредита, однако отсутствие необходимости оформлять залог ведет к значительному сокращению количества подаваемых в банк документов, снижает затраты, сокращает сроки получения денежных средств.

— Как только у клиента возникнет потребность в финансировании, он может представить в банк документы, подтверждающие отгрузку товара с отсрочкой платежа, и в течение нескольких календарных дней получить финансирование, — говорит ведущий специалист группы факторинга АКБ «Промсвязьбанк» Михаил Иютин. — Важно, что факторинг, опять же в отличие от кредита, не нагружает бухгалтерский баланс предприятия, что делает возможным одновременное использование факторинга и кредита. И если заемные деньги компании направляют на решение каких-то глобальных задач, например на закупку оборудования, то средства, полученные по факторинговой схеме, тратятся на текущие нужды.

Помимо денег клиент получает целый ряд сопутствующих услуг. По словам Сергея Пермякова, к ним обычно относятся управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, инкассирование долгов дебиторов:

— Кого-то интересует, в первую очередь, финансовый менеджмент — избавление от кассовых разрывов и дефицита оборотных средств, а кого-то защищает от рисков, связанных с несвоевременной оплатой или невозвратами от покупателей. У третьих улучшается управляемость компании за счет того, что отпадает несвойственная ей банковская функция, и фактор берет на себя информационно-аналитическую работу с дебиторской задолженностью. В этом и состоит ключевая цель обслуживания фактором — обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью — продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов.

Здесь и выявляются непростые отношения между банками и факторинговыми компаниями. По мнению Сергея Пермякова, главным является вопрос специализации:»Полагаю, что банки будут предоставлять банковский факторинг (финансирование поставок, или, пользуясь международной терминологией, «инвойс дискаунтинг»), а специализированные — целый комплекс услуг: собственно финансирование, управление дебиторской задолженностью, страхование рисков и т.д. Образно говоря — клиент получает все услуги «в одном флаконе».

Цена вопроса

От ответа на вопрос, сколько стоит факторинг, банки и факторы часто увиливают, отмечая, что подход к клиентам всегда очень индивидуален. Кроме того, сравнивать его с прочими видами финансирования не совсем справедливо, поскольку это будет сравнение одной услуги (кредит, лизинг) с комплексом услуг (факторинг). Другими словами, покупка по отдельности таких услуг, как кредит, страхование, ведение учета дебиторской задолженности и инкассация платежей по счетам дебиторов, может обойтись дороже, чем факторинговое обслуживание.

— Правильнее рассуждать не о том, что дешевле, а о том, что выгоднее, — убежден Сергей Крашенинников. — Важна цель, которая стоит перед компанией. Если она заключается в активном росте, то его обеспечит факторинг. Причем он будет выгоден, даже если потребует вдвое больших затрат, но зато приведет, например, к троекратному росту бизнеса.

Если же говорить о чисто математическом сравнении, то считается, что факторинг обычно на 20-70% дороже кредита. По оценкам ижевских экспертов, декларируемые эффективные процентные ставки составляют в среднем от 20% годовых. Начальник отдела анализа рынка ЗАО «МФК «Траст» Ростислав Кузьма поясняет, что стоимость факторингового обслуживания чаще всего состоит из нескольких комиссий: за обработку документов по поставке 50 — 100 руб. за каждый счет-фактуру, за предоставление финансирования (начисляется на объем предоставленных средств):

— В среднем по рынку она варьируется в пределах 8-10% годовых. Кроме этого, клиент платит за управление дебиторской задолженностью и страхование риска несвоевременного платежа. В среднем по ижевскому рынку стандартное факторинговое предложение на сумму поставок в 500 тыс. рублей с отсрочкой платежа в 60 дней находится в рамках от 22 до 33% годовых и существенно снижается при увеличении объема поставок и повышении лимита финансирования.

Многообещающие прогнозы

Эксперты единодушны во мнении по поводу того, как будет развиваться удмуртский рынок факторинга в дальнейшем. Несмотря на свою специфичность и трудоемкость, сам бизнес будет динамично расти. Не исключено появление новых игроков, способных занять свои ниши. Уже сегодня намечается тенденция к появлению в Удмуртии независимых финансовых брокеров, оказывающих услуги консультирования и по факторинговым операциям.

По оценкам ФК «Еврокоммерц», к 2009 году объем рынка Приволжского округа составит $7-9 млрд. Ростислав Кузьма объясняет это и тем, что только сейчас акцент внимания со стороны факторов начинает смещаться в сторону региональных рынков, ликвидируя разрыв между уровнями развития факторинга в крупнейших городах России, таких, как Москва и Санкт-Петербург, и регионах.

Любое увеличение количества игроков будет способствовать его развитию. Многие предприниматели даже не знают ничего о факторинге. По данным исследования ФК «Еврокоммерц», 47% отечественных бизнесменов никогда не слышали об этом и только 11% компаний страны пользуются услугами факторинговых компаний. Поэтому задача на сегодня — формировать рынок совместными усилиями. Чем больше финансовых структур начнут продвигать, рекламировать, популяризировать факторинг и повышать его доступность, тем быстрее будет этот рынок развиваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.