Cозрел ли бизнес для саморегулирования?

Владимир Агеев, генеральный директор ООО «Строительная фирма «Римский квадрат», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Я думаю, бизнес в республике созрел для саморегулирования. Другое дело, что определенные параметры функционирования тех или иных отраслей все равно должны быть установлены государством.

Саморегулируемые организации не могут сами утверждать СНИПы – эти нормы должны быть едины на всей территории России. Никто не отменяет и таких установленных законодательством норм, как срок гарантии на объекты строительства, уголовная ответственность главного инженера проекта и т.п. И, насколько я понимаю, Архстройнадзор нас как проверял, так и будет проверять. В функции СРО не входит расследование, определение ответственных за нарушение норм и правил – этим будут по-прежнему заниматься
Архстройнадзор и прокуратура.

Сейчас президент Удмуртии Александр Волков выступил с предложением ужесточить санкции для недобросовестных застройщиков. Это абсолютно правильно, и я считаю, что это обязательно нужно сделать. Но это не могут сделать СРО, это опять-таки должно сделать государство.

Роль государства в регулировании строительной отрасли сохраняется, и я убежден, что она должна сохраняться. В таком случае не вижу большого смысла в создании СРО в строительстве. СРО сейчас даже не может отсеять недобросовестных участников: нет оснований не принять ту или иную организацию, пока она не допустила нарушений. А если нарушения будут допущены, саморегулируемая организация должна будет выплатить компенсацию из своего фонда. Получается, придется еще и заплатить за то, чтобы отстранить от работы недобросовестных строителей.

В то же время в других сферах СРО вполне могут эффективно работать. «Римский квадрат» — одна из первых в республике компаний, получивших лицензию на риэлторскую деятельность. Затем лицензирование в этой сфере отменили, и была создана Ассоциация риэлторов. На ее заседаниях рассматриваются
случаи недобросовестного поведения отдельных компаний, и затем эта информация обнародуется, чтобы люди знали, к кому не следует обращаться. Здесь эта схема очень хорошо работает.

Алексей Гарипов, директор МУП «Трест «Дормостстрой», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Я считаю, что саморегулируемые организации – это очень важный и нужный инструмент наведения порядка в строительной отрасли.

Раньше была необходима лицензия, а чтобы ее получить, нужно собрать огромное количество справок и документов. Это создавало почву для коррупции.

Отмена лицензирования принесла еще больше проблем — сейчас в торгах участвуют организации, у которых нет ни техники, ни кадров — вообще ничего. В результате в настоящее время 20-25% контрактов не выполняется. Но ничто не мешает тем же людям создать другую фирму – и их история снова чиста.

С 2010 года в торгах смогут участвовать только члены саморегулируемых организаций, и уже СРО будет нести ответственность как юридически, так и финансово: будет выплачивать компенсации заказчикам, если какая-то организация не выполнит условия договора. И если потом те же самые люди создадут другую компанию и снова попытаются
вступить в СРО, их уже просто не примут, поскольку компенсационный фонд СРО формируется за счет взносов участников – никто не захочет расплачиваться своими деньгами за недобросовестных коллег.

И в этом смысле я считаю ошибкой, что создание саморегулируемых организаций свелось к тому, чтобы просто их создать. Сейчас в некоммерческом партнерстве «Строитель», которое затем будет преобразовано в СРО, больше 100 членов. Я думаю, что участники вправе своим голосованием уже сейчас отсеять половину. Мы же знаем, кто плохо работает, – надо сейчас попрощаться с теми, кто в будущем несет угрозу нашей организации. Это не тот случай, когда количество подра-зумевает качество.

Определенная роль государства в жизнедеятельности строительной отрасли, я считаю, сохранится и с появлением саморегулируемых организаций. Во-первых, Минстрой остается источником законодательства в строительстве — всех инструкций, положений и правил. Во-вторых, я думаю, реестр недобросовестных подрядчиков нужно сформировать при Минстрое: министерство проводит большое количество конкурсов, и кому, как не ему, знать негодяев («негодяй», по словарю Даля, — негодный специалист) в лицо?

Юрий Тюрин, директор ООО «Ассоциация «Ваш дом», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Думаю, очень многие сферы республиканского бизнеса готовы к саморегулированию, и конкуренция не помешает предпринимателям договориться об общих «правилах игры». Конечно, абсолютно по всем вопросам не может договориться даже самая уважаемая международная организация – ООН, но пытаться надо.

В первую очередь в переходе от государственного контроля к саморегулированию нуждается сфера отношений с потребителями —  во всём, что касается качества оказываемых услуг, соблюдения стандартов и правил. Компании, давно и добросовестно работающие на рынке, и без постороннего контроля соблюдают интересы покупателей.

С появлением СРО государственные механизмы контроля над бизнесом должны быть ослаблены. Государству невыгодно брать на себя лишние функции, которые выполнять сложно и дорого.
В этом деле пожатие руки между участниками рынка надежнее и эффективнее, чем контролирующие органы, которые пишут бесконечные акты, разрабатывают
громоздкие методики контроля, и все равно им не удается уследить за всем, что происходит в отрасли.

Сергей Ощепков, президент ЗАО «Корпорация предприятий «Центр», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Саморегулирование свойственно бизнесу изначально. Элементы государственного контроля, может быть, нужны в сфере производства, но в сфере торговли и услуг бизнес уже давно сам себя регулирует. Точнее, его регулирует покупатель. Покупатель голосует кошельком, и участники рынка давно приняли определенные правила игры и поддерживают качество товаров и услуг, потому что иначе они просто умрут – потеряют покупателей.

Я считаю, что саморегулирование должно быть именно таким – оно должно появиться по доброй воле, инициатива должна
исходить «снизу». Все, что насаждается «сверху», часто оказывается нежизнеспособным.

Что касается власти, то, я считаю, именно у нас, в Удмуртии, она вполне созрела для партнерских отношений с бизнесом. В последнее время она достаточно «помолодела», и посмотрите, кто пришел во власть: в Министерство промышленности и энергетики – Олег Радионов, в Министерство культуры и печати – Дмитрий Иванов, в Министерство строительства – Рустам Хабибуллин, в администрацию города – Александр Прозоров. Все это люди, которые прекрасно знают ситуацию в бизнесе изнутри, прекрасно понимают, где необходимо вмешательство государства, а где его можно сократить. Думаю, под руководством таких опытных людей, как президент Удмуртии Александр Волков и председатель правительства Юрий Питкевич, они способны выстроить оптимальные отношения с бизнесом, в том числе и с саморегулируемыми организациями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.