Без образования юридического лица

По запросу «совместная покупка» Яндекс выдает 35 миллионов страниц. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск, Красноярск, Ижевск – сайт, организующий совместные покупки, есть сегодня в каждом крупном российском городе – и не один. В провинциальных интернет-сообществах этот вид приобретательства сегодня намного популярнее покупок в интернет-магазинах. И, как выяснил журнал «Свое дело», не только потому, что так дешевле. Но и потому, что люди, организующие совместные покупки, несмотря на риск, находят в этом какое-то особенное удовольствие и относятся к делу с душой.

Что такое СП?

Совместная покупка – это возможность купить хорошую вещь: a) практически не выходя из дома, б) в розницу, в) по оптовой цене. Вот такая, полная противоречий, но при этом успешно работающая формула. Совместная покупка как относительно новая модель потребительского поведения за последний год стала очень популярной в Ижевске и продолжает находить новых поклонников.

Реализуется она при помощи Интернета. Незнакомые люди, объединенные общим желанием дешево купить определенный товар, находят друг друга с помощью интернет-форумов. Нужную вещь подбирают в одном из интернет-магазинов. Там она, как правило, стоит дешевле, чем в «реале», поскольку на стоимость не накручивается арендная плата, коммунальные услуги, связь, зарплата продавца. А если заказать большую партию товара, можно получить оптовую скидку, и покупка обойдется дешевле в разы. В этом и заключается главная «фишка» СП.

Подбор качественного товара, выбор магазина, готового предоставить хорошую оптовую скидку, сбор заказов на необходимую для ее получения сумму и реальных денег с виртуальных покупателей, все переговоры и расчеты с поставщиком, доставку и раздачу покупок берет на себя организатор, или, на сленге СП-шников, орг. 

Трудно быть оргом

«Раньше многие заказывали товар на московских сайтах совместной покупки, –  рассказывает один из ижевских оргов (ее имена – реальное и виртуальное – мы не называем по причинам, о которых пойдет речь ниже). – Там были очень строгие правила: оплата через банк, комиссия. Много нервов: долгие ожидания, волнения – пришли ли деньги, отгрузят ли нам наш товар, все ли выкупилось, не потеряется ли посылка в дороге. Потом одна девочка первая рискнула организовать закупку у нас, и у нее получилось. Через некоторое время рискнула я».

Орг вообще часто в разговоре употребляет слово «риск». Их работа и правда связана с риском. «Моя первая закупка провалилась, – вспоминает наш орг. – Я попробовала закупку одежды. Но в то время было нереально собрать размерные ряды («выкуп рядов», то есть покупка полного размерного ряда одежды или обуви, часто бывает одним из условий получения оптовой скидки. – Прим. ред.), не была так популярна СП в народе. Их и сейчас-то трудно собрать. В любой закупке рискует орг – потому что на свои придется выкупать ряды обуви или одежды, которые никто не заказал, только для того, чтобы закупка состоялась».

«Чтобы закупка состоялась» – это, пожалуй, главное для любого орга. Как правило, эти люди организуют СП в первую очередь для того, чтобы купить что-нибудь по оптовой цене для себя. Если вещь или предмет не интересует орга, он никогда не будет начинать СП.

«Если закупка неинтересна тебе, ты не возьмешься. Я, например, первую закупку организовала, чтобы купить своему ребенку одежду по оптовой цене. Хотя, в принципе, не люблю одеждой торговать. И еще никогда не буду торговать игрушечным оружием — хочу, чтобы ребенок вырос добрым. Потом, когда тебе уже ничего не надо у этого поставщика, ты все, что было нужно, купил у него, идет просто зарабатывание денег».

Орги зарабатывают на совместной покупке 10 процентов от стоимости заказа. Средняя сумма заказа, который позволяет получить скидку, составляет 25 тыс. руб. – соответственно, заработок орга 2500 руб. с одной СП.

В сообществе СП-шников это считается справедливым возмещением затрат на телефонные переговоры, оплату Интернета, разъезды по встречам для сбора денег и раздачи товара (их, как правило, бывает несколько, в разных частях города – так, чтобы всем участникам СП было удобно). Тем более что в работе орга есть вещи, неизмеримые никакими деньгами. «Это работа на 24 часа в сутки, – говорит наша анонимная собеседница. – Отправляешь к восьми утра ребенка в детский сад, приходишь, включаешь комп, пьешь кофе, отвечаешь на вопросы участников закупки, разносишь ряды (имеется в виду упорядочение полученных заказов — их разнесение по выбранным моделям и размерным рядам. – Прим. ред.) часов до двух, потом соображаешь что-нибудь к ужину,  идешь за сыном. Приходишь –  дальше отвечаешь на вопросы и разносишь ряды. Бывает, ребенка из садика – и на раздачу товара… Ночью, когда все спят, ты опять в Интернете – ищешь что-нибудь новое для себя, а значит, и для следующей СП. Или опять считаешь и разносишь ряды. Мы отнимаем время у семьи, у нас дома постоянный склад из шести-семи огромных коробок, мы фактически выполняем и работу грузчика – и все это одна женщина, а среди нас много молодых мам. Недавно я вела закупку парт – захотела сыну складной столик. Одна парта весит 40 кг. Я их семь штук на свой этаж подняла и прокляла эти 10 процентов организатора!»

Наш орг подрабатывает еще в нескольких местах. Жить на один только организаторский процент у нее не получается. Хотя она знает людей, доход которых – порядка 30 тысяч в месяц только с СП.

Налоги орги не платят. Никто из них не зарегистрирован как ИП – это потребовало бы формализации отношений с поставщиками, а главное – с участниками СП, для которых простота и удобство ничуть не менее важны, чем доступная цена. С другой стороны, отсутствие регистрации в налоговой инспекции наполняет жизнь орга опасностями покруче срыва закупки – в любой момент он может оказаться под пристальным вниманием налоговиков. Поэтому в сообществе СП-шников действуют строгие правила конспирации.

Права и обязанности

Правила СП размещаются в закрепленных в начале первой страницы темах. В разных сообществах они могут различаться, но как минимум два главных положения соблюдают все СП-шники.

Во-первых, участники СП обязаны соблюдать правила поведения на встречах. Предоплату за товар обязательно приносить в непрозрачных конвертах, а при раздаче товара запрещается открывать и рассматривать заказ в непосредственной близости от места встречи. «Что из себя представляет раздача заказов? Человек двадцать собираются вокруг машины орга, – объясняет наша собеседница. – Проходят мимо бабульки, спрашивают, что раздают, а нам праздные любопытные ни к чему. Не нужно, чтобы они понимали, что происходит. А деньги в конверте передаются для того, чтобы в случае чего можно было сослаться, что не знаю, что внутри. У нас отработано, что сказать, если нами заинтересуются».

Второй отработанный прием – шифрование названий брендов. Название известного производителя трикотажа, например, пишется как «Серебрянааааяяя ладьяяяяяяя», марка молодежной одежды –  C*A*M*E*L*O*T. Это делается для того, чтобы сайты с совместной покупкой не находили поисковики. Массовость оргам, конечно, нужна, но не настолько – их вполне устраивает междусобойчик внутри сложившегося на определенном форуме сообщества, где о том, стоит ли доверять тому или иному участнику, можно судить по рекомендациям других форумчан или хотя бы по истории его сообщений. В СП, как в разведку, берут только надежных товарищей.

С другой стороны, существуют и правила для самих оргов. Они дают участникам определенные гарантии того, что организатор не исчезнет, собрав предоплату. Например, организовать первую СП можно только заручившись рекомендациями трех действующих оргов с хорошей репутацией. А чтобы исключить погоню за прибылью в ущерб качеству организации, оргам запрещено вести больше пяти закупок одновременно. Правда, сюда не входят закупки, которые уже в доставке, так что у многих насчитывается больше десяти СП одновременно.

«Год назад я одну закупку еле вела и удивлялась, как можно вести больше одной, – вспоминает наш орг. – Как люди по восемь успевают? А сейчас – ничего, и одиннадцать не предел!»

«Черный список» и строгий суд

В СП есть и правила, связанные не с конспирацией, а с этикой поведения. Например, когда собраны размерные ряды и/или заказ на нужную сумму, орг отправляет заказ поставщику, получает от него счет и дает команду «стоп». После нее отказываться от заказа нельзя – чтобы не сорвать закупку и не подвести других участников.

Нарушителей правил заносят в «черные списки», доступные для всеобщего обозрения, – с участником, не оплатившим товар после «стопа», никто из оргов больше связываться не захочет.

Спорные ситуации возникают довольно часто. Разруливает их модератор. Ему тоже непросто. Его-то работа вообще не оплачивается, а судить приходится много.

«Бывает много разборок, – говорит наш орг, – в основном они все «чисто бабские». Скандалы, бывает,  возникают на ровном месте. А я считаю, что в любом деле главное быть человеком и не трясти по любому поводу «черным списком». Однажды у меня муж съездил на раздачу, потом долго матерился: его разозлила доставка. Обычно мы раздаем товар на встречах, а тут была СП табуреток, и мы организовали доставку – она у нас стоит 50 рублей. Так покупатель даже к подъезду не вышел, мужу пришлось поднимать товар на пятый этаж. Можно было устроить скандал, занести в «черный список» этого участника, но я не сторонник такого решения конфликтов».

Участники тоже могут высказывать свое мнение. Для них есть жалобная книга, где можно наябедничать на оргов. Иногда в потоке взаимных оскорблений трудно понять, кто действительно виноват. Тогда модератор не судит, а прекращает спор, например, так: «Хватит ругаться, доказывать и т.д. Если после моего поста будут высказывания – бан на неделю и не посмотрю, орг или не орг!!!»

Не шопоголики

Бан на целую неделю – это и в самом деле серьезное наказание для СП-шников. Участники сообщества признают, что не только привлекательные цены, но и сама возможность выбирать и обсуждать товар без отрыва от домашних дел или работы, а в какой-то степени даже и свод законов, по которым живет мир СП, имеют почти магическую притягательную силу.

Если бы в СП участвовали мужчины, это притяжение можно было бы сравнить с азартом. Но поскольку за большинством ников в Ижевских СП-сообществах скрываются женщины (часто домохозяйки или находящиеся в отпуске по уходу за ребенком), его, наверное, лучше сравнивать с любовью к сериалам: оторваться невозможно, как и объяснить причину этой странной любви.

Наш орг пытается сформулировать свои рациональные мотивы: «Я зарабатываю, не выходя из дома, и к тому же покупаю себе, например, футболку СAMELOT за 130 рублей. В ижевском магазине за эти деньги можно купить в лучшем случае вещь из позапрошлогодней коллекции». Но ограничиться рациональными объяснениями  наша собеседница не может: «Мне просто нравится СП. Я год работаю оргом и даже не потому, что мне надо много вещей – я не шопоголик, не раб шмоток. Совместная покупка – это вещь такая… Попробуешь один раз – заражаешься этим навсегда»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.