Алексей Гарипов: «Дороге нужен хозяин»

В Удмуртии создано новое министерство – транспорта и дорожного хозяйства. Управление этими отраслями не случайно решено выделить в отдельную структуру: республика планирует активно участвовать в федеральных программах, привлекать в дорожную отрасль частных инвесторов – нужна понятная схема формирования и распределения денежных потоков отрасли. О своем видении эффективного управления дорожным хозяйством рассказал СД руководитель одного из крупнейших предприятий отрасли, директор МУП «Трест «Дормостстрой» Алексей Гарипов.

— Алексей Владимирович, обрисуйте сегодняшнюю ситуацию в дорожном хозяйстве. Справедливо ли, на Ваш взгляд, автомобилисты ругают дороги в Удмуртии?

— Не хотел бы, чтобы мои слова были истолкованы превратно теми, кто не знает ситуацию в отрасли изнутри, поэтому приведу такой факт. Только в Ижевске и только на содержание дорог по государственным расценкам нужно 150 млн рублей в год. При этом из бюджета города выделяется только 50-60 млн. Отрасль недофинансируется примерно на 2/3.

И тем не менее усилиями руководства города и республики и лично Президента УР находятся дополнительные источники финансирования, и дороги в городе содержатся в удовлетворительном состоянии.
Госавтоинспекция, которая строго следит за безопасностью дорог с точки зрения эксплуатации, не имеет претензий – это ли не оценка ситуации в отрасли? На всех трассах, которые находятся на балансе города, влияют на его жизнедеятельность, на движение общественного транспорта, проведен ремонт – на каких-то капитальный, на каких-то ямочный. И когда в октябре была акция протеста автомобилистов с традиционным лозунгом: «Налоги есть – дорог нет!», ваши коллеги-телевизионщики не нашли где снять, как колесо срывается в яму на дороге.

— Вы говорите об основных магистралях. Что нужно сделать, чтобы и дороги, не имеющие первостепенного значения, не уступали им по качеству?

— Нужно понимать, что асфальт – это не гранитный камень. Это дорожная одежда, она, как и любая другая одежда, рано или поздно изнашивается до такой степени, что некуда даже заплатку поставить. Каждые 5-6 лет асфальт нужно полностью снимать и укладывать новый – за это время битум утрачивает свои физические свойства. А у нас есть дороги, к которым не прикасались по 10-15 лет. За это время разрушается уже не только асфальт, но и само основание дороги.

Чтобы такого не происходило, нужно составлять долгосрочный план ремонта дорог и уже исходя из него составлять краткосрочные планы на каждый сезон. Сейчас у нас такого плана нет, и мы каждый год исходим из того, сколько денег будет выделено, и уже на эту сумму набирается объем работ.

— И что мешает такой план составить?

— Как я уже сказал, из бюджета города выделяется только малая часть необходимых средств. Нам приходится ждать, когда в республику придет финансирование из Москвы, когда здесь оно будет распределено между городами и районами. И пока не определены источники финансирования, по федеральному закону «О размещении заказов» администрация города не может даже проектные работы заказать. Именно поэтому, кстати, иногда бывает так, что когда финансирование появляется – уже осень на дворе, сезон дорожных работ подходит к концу. Какой смысл в таком случае составлять план, если непонятно, как в полном объеме и в срок профинансировать его исполнение.

— То есть главная задача создаваемого в Удмуртии министерства транспорта и дорожного хозяйства – привлечение денег в отрасль?

— Да, и не только. Я считаю, что создание министерства позволит более эффективно использовать средства, которые выделяются на дорожную отрасль, и сформировать такую систему управления дорожным хозяйством, которая обеспечит качественное содержание дорог. И заранее хочу пожелать руководителю министерства и всему его коллективу успехов в решении этой задачи.

— Кстати, как Вы считаете, кто должен возглавить министерство?

— Я думаю – дорожник. Обеспечение транспортных потребностей в большей степени зависит от состояния дорог: если дорога плохая – ГИБДД ее закрывает, и транспорт ходить не будет.

— Вернемся к финансированию. Все ли возможные ресурсы сейчас задействованы для привлечения денег в отрасль?

— Я верю, что руководство города и республики делает все возможное, чтобы привлечь как можно больше средств в Удмуртию, в том числе и в дорожную отрасль. Сейчас это особенно актуально: ведь мы и в программе занятости населения участвуем, и материалы приобретаем у местного производителя. История показывает, что за счет строительства дорог многие страны выходили из кризиса – и Германия после Второй мировой войны, и США в 30-е годы.

— Однако очевидно, что пока бюджеты всех уровней не обеспечивают таких объемов финансирования, которые позволили бы отрасли совершить качественный прорыв. Как Вы считаете, привлечение частных инвестиций может изменить ситуацию?

— Это логично и разумно. Да, сейчас из-за кризиса привлекательность многих инвестиционных проектов резко упала, в том числе и в дорожном хозяйстве. Но через несколько лет – не буду гадать, через сколько, пусть это экономисты делают, – государственно-частное партнерство будет самой жизнеспособной формой отношений в нашей отрасли. И я убежден, что наиболее эффективно с управлением дорогой справится именно частный хозяин.

— А чем для инвестора отрасль может быть интересна? На междугородных трассах – понятно, там можно строить платные дороги и зарабатывать на их эксплуатации. А в городе как инвестор может окупить свои вложения?

— В городах платные дороги не предусмотрены законодательством, поскольку в черте города нет возможности обеспечить бесплатную альтернативу. И тем не менее на городских дорогах тоже можно реализовывать проекты на условиях государственно-частного партнерства. Например, муниципальное образование может отдать дорогу в управление тому или иному предприятию.

Сейчас у городских дорог нет непосредственного хозяина: торги проходят каждый год, и каждый год меняется предприятие, которое отвечает за состояние дороги. Только трест «Дормостстрой» и еще две-три организации стабильно работают на одних и тех же дорогах. И раз так, то мы следим за их состоянием: если коммунальные службы перекопали дорогу или, например, трактор проехал и испортил покрытие, добиваемся, чтобы были вовремя проведены восстановительные работы. Вот это, по сути, и есть управление дорогой.

— То есть, по Вашему мнению, на конкурс надо выставлять не разовые подряды на ремонт, а долгосрочное управление дорогой в целом – начиная с ремонта и заканчивая сезонным содержанием?

— Да, я думаю, это будет правильно. Установить госрасценку на управление дорогой – допустим, 4 рубля за  квадратный метр. Предприятия смогут снижать стоимость работ за счет сокращения внутренних издержек, применения новых технологий и т.д. Это будет выгодно и бизнесу, и муниципалитету, и горожанам, поскольку позволит повысить качество содержания и ремонта дорог.

В понятие управления дорогой я включаю весь комплекс работ, которые сейчас проводят разные предприятия по заказу разных городских служб. Сегодня за проезжую часть и тротуары отвечает одна организация, за стрижку газонов – вторая, за обрезку деревьев – третья, за фонарные столбы – четвертая, за рекламные конструкции – пятая, за уборку мусора – шестая, за ливневую канализацию – седьмая. Их действия никак не согласованы между собой. В результате нам надо дорогу асфальтировать – а в это время на фонарных столбах какие-то работы проводятся. Или, например, помыли и подмели проезжую часть, а следом по газону идут газонокосильщики,  и ветер раздувает скошенную траву – на дороге опять грязно. Или убрали с газонов мусор, отчитались, а на следующий день рекламщики меняют баннеры на этом участке дороги, и получается, что по документам на дороге порядок, а на самом деле – бардак.

Человек ведь воспринимает дорогу в целом, и если он видит, что на газоне свалены в кучу спиленные с деревьев ветки, он не задумывается, только что их срубили или они давно лежат, – для него это в любом случае беспорядок. Поэтому я и предлагаю отдать весь комплекс работ в руки одной организации и спрашивать за качество их выполнения только с нее. Тогда все работы будут производиться согласованно, у дороги появится хозяин, она не будет запускаться, и это будет гораздо более эффективная система управления дорогами, чем та, которая существует сейчас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.