Архив журнала

А вы бы как ЖКХ управляли?

Андрей Шутов, генеральный директор ОАО «Удмуртнефтепродукт», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Я побывал в Новороссийске, познакомился с мэром этого города, и он рассказал, как у них решается вопрос контроля за работой управляющих компаний. Там есть агентство, которое периодически проводит независимые социсследования. Жителям в опросных листах предлагается оценить работу главы района, администрации района, какой-то компании. Потом данные этого исследования предоставляются в компетентные органы. И на основании мнения жителей принимается решение об эффективности работы главы района или компании, работающей в сфере ЖКХ. Если в течение какого-то времени жители оценивают работу главы района или какой-то компании неудовлетворительно, то может быть принято решение о расторжении контракта. Что касается именно ЖКХ, то при выборе компании на обслуживание дома там дается испытательный срок — три месяца, насколько я понял, — по истечении которого, если компания справляется, то ее услуги оплачиваются, а если нет, то ей работа не оплачивается и контракт не продлевается. Я считаю, что это было бы хорошо взять на вооружение и в Ижевске: утвердить соответствующее положение Городской думой или как-то еще — было бы желание, такой механизм можно предусмотреть.

Олег Журавлев, генеральный директор ЗАО «Ижторгметалл», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Рынок управления ЖКХ в Удмуртии находится в начальной стадии своего развития. Большинство частных управляющих компаний, сегодня работающих в Ижевске, это бывшие ЖРП, которые сменили вывеску, но продолжают работать в основном по-старому. Качество услуг по обслуживанию жилищного фонда по-прежнему остается низким. Сегодня собственники жилых помещений (речь идет о многоквартирных домах) реально могут выбрать либо вышеупомянутую компанию, либо создать ТСЖ и управлять своим жильем самостоятельно. Я не думаю, что уход ГЖУ с рынка управления ЖКХ приведет к обострению конкуренции в этой сфере и серьезному переделу рынка.

Я считаю, что самым перспективным способом управления жилищным фондом являются ТСЖ, за ними будущее. Но сегодня, когда большая часть жилого фонда Ижевска имеет значительный износ, его эксплуатация для товариществ становится слишком зат-ратной. Такой жилой фонд более целесообразно передать в обслуживание управляющей компании, выбранной по конкурсу и с согласия общего собрания собственников жилья. Чтобы повысить качество обслуживания жилого фонда частной управляющей компанией, необходимо обеспечить жесткий контроль за состоянием этой работы как со стороны собственников жилья, так и со стороны органов местного самоуправления.

Рустам Хабибуллин, генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АССО-Строй», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Жилой фонд Ижевска достаточно неоднороден: в нем велика доля ветхого жилья и домов, требующих капитального ремонта. С моей точки зрения, это обстоятельство должно учитываться при осуществлении любых программ модернизации сферы ЖКХ.

Развитие рынка управления ЖКХ и расширение деятельности частных управляющих компаний — задачи, безусловно, важные. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что частным компаниям может оказаться не под силу справиться с теми проблемами, которые характеризуют большую долю ижевских многоквартирных домов.

Поэтому, на мой взгляд, управление старым жилым фондом, требующим капитального ремонта, логичнее оставить в ведении ГЖУ, дополняя бюджетным финансированием. А для домов современной постройки, которые в течение, как минимум, 5-10 ближайших лет не будут испытывать серьезных проблем, оптимальным является переход под управление частных компаний на самофинансирование.

Контроль за деятельностью частных управляющих компаний со стороны муниципалитета, конечно, необходим. Не должно возникать ситуаций, при которых частная компания избрана в качестве управляющей, а отказаться от ее услуг, в случае ненадлежащего их исполнения, нет никакой возможности. Между собственниками и управляющей компанией должен быть заключен договор, в котором были бы четко обозначены все условия оказания такого рода услуг.

Виктор Русских, генеральный директор ЗАО «Сотовая связь Удмуртии», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– На сегодняшний день рынок управления ЖКХ в г. Ижевске развит недостаточно. Данная ситуация, прежде всего, обусловлена тем, что до марта 2007 года в секторе управления жильем сохранялось жесткое администрирование со стороны муниципального образования, препятствующее развитию конкуренции. Это, в свою очередь, могло только законсервировать неудовлетворительную ситуацию, вызывающую справедливые нарекания граждан. Как следствие — сегодня собственникам помещений в многоквартирном доме осуществить реальный выбор управляющей компании почти невозможно, так как не из чего выбирать.

Конечно, уход ГЖУ с рынка управления ЖКХ станет толчком к развитию конкуренции в данной сфере, так как, по моему мнению, указанный рынок является привлекательным для бизнеса.

С другой стороны, очевидно, что реформа в жилищной сфере плохо подготовлена. Сегодня нет ни реестра управляющих компаний, ни органа, который бы занимался лицензированием подобных организаций. Поэтому вполне естественны опасения людей нарваться на фирмы-однодневки. Необходимо заполнять эти пробелы в жилищном законодательстве, но этот вопрос находится в компетенции органов федерального уровня власти.

Поэтому мне представляется, что администрация города в значительной степени потеряет контроль над ситуацией в ЖКХ, если ГЖУ уйдет с рынка управления жилым фондом. Я считаю, что администрации Ижевска необходимо создать отдельную структуру, которая взяла бы на себя администрирование рынка услуг ЖКХ. В этом случае будет создана наиболее эффективная система контроля, в которой будут участвовать органы госвласти, органы местного самоуправления и граждане — собственники жилых помещений. И депутатам всех уровней власти также придется тщательно осуществлять депутатский контроль в данной области.

Алексей Гарипов, директор МУП»Трест «Дормостстрой», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– В том, что ГЖУ уходит с рынка, есть и плюсы, и минусы. Плюс ГЖУ — это четкая, ясная административно подчиненная вертикаль. Следовательно, контроль качества, принятие работы, принятие расценок — все это было понятно и прозрачно.

Минус — что деньги собирались «в общий котел», и жители новых домов платили за жителей старых домов за капремонт. Не было четкой взаимосвязи между конкретным рублем, внесенным мною за квартплату, и той жилплощадью, которую я занимаю.

Когда появятся частные компании, люди четко увидят эту взаимосвязь: вот предприятие, мы ему платим деньги — двор чистый, электрик трезвый, дворник с метлой, мусор каждый день вывозят.

Но существует другая опасность: администрация города не сможет влиять на частные организации. Они скажут — мы квартплату собираем по утвержденным тарифам, и договор у меня с жильцами, а не с администрацией. Этот переходный период обязательно будет и вызовет огромный негатив. Но со временем, я думаю, произойдет отсеивание фирм, которые пришли денег заработать, а не поддерживать в нормальном состоянии жилой фонд.

При этом должна быть все-таки принята государственная программа для передачи домов в частные руки в таком состоянии, чтобы их только поддерживать и накапливать деньги на капитальный ремонт. Другие схемы — взять кредит, отремонтировать, а потом переложить этот кредит на плечи жителей — я не думаю, что они жизнеспособны.

Владимир Агеев, генеральный директор ООО «Строительная фирма «Римский квадрат», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– У нас есть организация, которая выполняет роль управляющей компании, — «РК-сервис», но цели извлекать прибыль мы не ставим. Мы обслуживаем только тот фонд, который сами строим. Эта организация в нашей структуре дотационная.

Большинству домов в Ижевске от 20 лет и более, все они нуждаются в капитальном ремонте. И поэтому, конечно, государство должно оказать финансовую помощь в капремонте — хотя бы, чтобы отремонтировать подвалы, трубы, коммуникации, систему водоотведения. Когда будет проведен хотя бы в какой-то части капитальный ремонт, у коммерсантов появится интерес такими домами управлять.

Сейчас там одни затраты, и им не видно конца. Но любая коммерческая управляющая компания должна получать прибыль. Я не вижу там ни копейки прибыли. Соответственно, если кто-то идет в эту сферу — у меня сразу возникает вопрос: с какой целью они туда идут? Первая мысль — чтобы обанкротиться и исчезнуть.

То есть сами фирмы, которые станут управляющими компаниями, должны быть достаточно финансово обеспеченными. В тендерах, которые должны быть организованы, необходимы если не залоги, то финансовые гарантии. Это социально важный вопрос. Доверить управление жилым фондом организации, которая может выиграть тендер только по причине дешевизны услуг, ни в коем случае нельзя. Здесь это не показатель. Нужно проверить ее финансовое состояние.

Нужно предусмотреть и другие механизмы контроля — например, тендер может быть выигран на какое-то время. Пока тендерной документации я не видел, но от нее многое может зависеть, и к этому нельзя относиться безалаберно.

Представьте себе, что будет в том районе, где платежеспособность ниже и компания попадется недобросовестная — вот вам и социальный взрыв.

Юрий Тюрин, директор ООО»Ассоциация «Ваш дом», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Рынок управления ЖКХ сегодня не развит вообще. Он не может быть развит, потому что его не было. И, конечно, уход ГЖУ подтолкнет к развитию новые компании. Чтобы не получилось хаоса, особенно на начальном этапе, нужен контролирующий орган, который будет выдавать на это дело лицензии и будет иметь возможность эти лицензии отзывать, если компания не справляется.

Если этого не сделать, то нормальный конкурентный рынок, конечно, все равно рано или поздно сложится, но за это время жители много потеряют и экспериментов над нами будет поставлено достаточно.

Впоследствии, я думаю, необходимость в жестком контроле муниципалитета отпадет. Заинтересованные в стабильном рынке сильные компании создадут что-то вроде ассоциации предприятий по обслуживанию, и рынок сам будет себя контролировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *