Архив журнала

А и Б сидели на трубе

Грядущей осенью Ижевские власти планируют выставить на конкурс право аренды муниципального электросетевого имущества. С одной стороны, можно аплодировать победе рынка над монополией. С другой стороны, для всех очевидно, что монополия никуда не денется. Частные компании, получающие в аренду сети, становятся «прокладкой» между собственником и конечным потребителем, назначение которой последнему не совсем понятно. Власти, тем не менее, не видят иного способа решения проблем, накопившихся в коммунальной инфраструктуре, кроме как переложить их на плечи арендаторов.

А вот кому — сети электрические?

Согласие на аренду городского электросетевого имущества — одно из последних решений ижевской городской Думы перед летними каникулами. Но, несмотря на предотпускное «чемоданное» настроение, его никак нельзя назвать проходным. Администрация внесла проект еще на предпоследнюю сессию Думы, и в первоначальном варианте он был предельно лаконичен — «разрешить администрации города сдать в аренду муниципальное электросетевое имущество сроком на 49 лет». Именно эта лаконичность и смутила депутатов. Они потребовали объяснений: почему в аренду, кому, на каких условиях и какая от этого выгода городу. Проект отправили на доработку, и к следующей сессии депутаты получили пакет документов, из которого, по крайней мере, следовало, что именно подтолкнуло власти поискать более эффективного управляющего для городского электросетевого хозяйства.

Согласно справке о финансовом состоянии МУП «Ижевские электрические сети», предприятие последние два года терпит убытки, средства на эксплуатацию и развитие сетей из бюджета выделяются не в полном объеме, а в тарифе учтена лишь половина затрат, необходимых на эти цели (а нужно, по оценкам специалистов самих электросетей, ни много ни мало 90-100 миллионов в год). По оценке независимой аудиторской компании «Гермес», которую также представили депутатам, предприятие находится на грани платежеспособности и для улучшения его финансовой устойчивости необходимо увеличивать заемные средства за счет займов, кредитов и инвестиций.

В итоге Администрации удалось убедить депутатов, что без эффективного управляющего сети долго не протянут, и согласие Думы на аренду электросетевого имущества было получено. С условием, что арендатора выберут на конкурсе, а конкурсную документацию будет утверждать Гордума. Депутаты взяли на себя ответственность утвердить условия конкурса, — говорит Виктор Балакин. — И вот это будет основной документ. Его будет разрабатывать специальная комиссия. Будут учтены все предложения депутатов. Кто придет, кто лучше условия предложит — мы не знаем. Но тот минимум, который необходим, чтобы система работала бесперебойно и надежно, — он будет заложен однозначно. А если кто-то предложит больше инвестиций — только две руки вверх и двумя руками за это держаться«. По словам Виктора Балакина, предложения об аренде муниципальных электросетей ему приходилось рассматривать еще в бытность мэром. Тогда на управление этим хозяйством претендовало 3-4 компании. И сейчас глава города ожидает, как минимум, столько же предложений.

Кому, кому — только одному

Логично было бы предположить, что за ижевские сети будет бороться „Удмуртэнерго“, которое после реструктуризации единой энергосистемы превратилось в территориальную сетевую компанию. Однако генеральный директор ОАО „Удмуртэнерго“ Михаил Дралин этого не подтверждает: „Сегодня пока не принято решение участвовать в этом конкурсе, хотя это отчасти укладывается в нашу логику объединения сетевого пространства республики. Наш опыт показывает, что предельный износ значительной части электрического оборудования в Ижевске уже создает угрозу возникновения инфраструктурных ограничений экономического роста, опасность дефицита электроэнергии. В том случае, если конкурсная процедура будет объективной, а компания, которой предприятие будет передано в управление, направит финансовые ресурсы на новое строительство, повышение надежности энергоснабжения — это принесет безусловную пользу городскому хозяйству“. Направить финансовые ресурсы на новое строительство и принести безусловную пользу городскому хозяйству в свое время предлагали „Российские коммунальные системы“. Но с тех пор, видимо, утекло слишком много воды, и сейчас республиканское подразделение этой структуры готово уступить эту почетную обязанность кому-нибудь другому и тоже претендовать на ижевские электросети не собирается.

»В принципе, РКС во многих регионах берут в аренду и электрические сети, и тепловые, и газовые, и водяные, — говорит генеральный директор ООО «Удмуртские коммунальные системы» (дочернее предприятие РКС) Сергей Трухин. – Но здесь джентльменское соглашение заключено, что в Удмуртии строятся вертикальные холдинги по продуктам, поэтому мы пока не будем участвовать в конкурсе«.»Джентльменское соглашение«, определившее судьбу муниципальных электрических сетей, было заключено в 2003-2004 годах. В сентябре 2003 года на республиканском совещании с органами муниципальной власти было решено передать все муниципальное сетевое имущество в собственность республики. Точнее — в единую сетевую компанию, собственником которой была бы республика. Затем, до 2009 года ставшие государственными коммунальные сети должны были перейти в руки управляющих компаний на основе концессионных соглашений. Но на деле процесс передачи не состоялся. Муниципальные сети так и остались муниципальными. Вместо этого в 2004 году власти городов и районов начали передавать сети в аренду «Удмуртской управляющей компании» (по информации УФАС, учредители компании — три частных лица, уставный капитал — 10 тысяч рублей). Так, в 2005 году эта фирма заключила договора аренды электрических сетей более чем с половиной районов республики. И, возможно, этот процесс до сих пор бы продолжался, если бы не протест УФАС по УР, который посчитал, что такие договора заключаются в нарушение законов «О конкуренции» (без конкурса) и «О естественных монополиях» (без согласования с антимонопольным органом). По всей видимости, ижевские власти детально изучили этот опыт, раз решили выставить право аренды на конкурс. По имеющейся у нас информации, основной претендент на аренду городских электросетей — все та же «Удмуртская управляющая компания».

Бизнес на издержках

В принципе, привлечение в коммунальную сферу частной управляющей компании на условиях аренды — это далеко не местное изобретение. Проблема финансирования коммуналки существует, за очень редким исключением, во всех городах России, и многие выходят из положения именно так. Скандалы с антимонопольщиками, конечно, случаются не везде, но и золотой дождь пока нигде не пролился. За примерами далеко ходить не нужно — ТГК-5 уже с начала года сдает в аренду частной компании «Удмуртские коммунальные системы» (УКС) тепловые сети в Ижевске и Сарапуле. При этом УКС выступают отнюдь не в качестве инвестора, а скорее, в качестве диспетчера, задача которого получить максимальную прибыль на использовании уже имеющихся мощностей. Инвестиции же — дело собственника.

По условиям договора, УКС аккумулируют собранные с потребителей средства и вносят их в ТГК-5 в виде арендной платы, равной стоимости амортизации и сумме налогов, которые платит собственник. ТГК-5 перечисляет деньги подрядным организациям, которые ремонтируют, реконструируют и готовят сети к зиме, а УКС контролирует работу подрядчиков. При этом ремонт и реконструкция сетей производятся за счет инвестиционной составляющей тарифа, собственных или привлеченных средств УКС в сети не вкладывает. Любопытно, что хотя плата управляющей компании в тарифе не предусмотрена, собранных у потребителей денег хватает на то, чтобы «Удмуртские коммунальные системы» работали с прибылью, которую Сергей Трухин считает небольшой:»Мы живем в регулируемом бизнесе, и здесь не будет сверхприбылей. У нас 8 процентов, и выше мы не перепрыгнем. Наши единственные дополнительные доходы — это сокращение потерь тепла. Мы заинтересованы в увеличении количества потребителей. И соответственно наша задача — перейти на понятие «потребитель сам решает, когда включать тепло, а когда выключать, когда иметь горячую воду, а когда не иметь. Сам решает, а не администрации городов. В домах соответственно должны появиться приборы учета. Чем больше мы вложим в энергосберегающие технологии, тем больше мы сможем выдавать тех-условий на присоединение новых потребителей. Вот этим мы будем продолжать заниматься». Иными словами, задача управляющей компании — более эффективно использовать имеющиеся мощности и обратить потери в товар, который можно продать.

Так, в некоторых городах России РКС нашло вполне эффективные схемы управления издержками. Например, отдельный тариф за перетоп в морозы, в результате чего потребители стали внимательнее относиться к своим затратам: многие предприятия пересмотрели выданные им еще в советские времена присоединенные мощности и отказались от тех, которые они не используют. Соответственно появились свободные мощности для подключения новых потребителей, а значит, сетевая компания получила возможность увеличить обороты. Другой момент, серьезно осложняющий работу управляющих компаний в сетевом хозяйстве — дебиторская задолженность, особенно со стороны бюджетный организаций. Они, как правило, если и должны, то сразу много. Отключать их за неплатежи управляющий не имеет права, а взыскание долгов требует много сил и времени. По мнению специалистов, решить ее будет возможно только с помощью нормального финансового планирования. У муниципальных и республиканских властей сегодня для этого, похоже, нет ни четкой картины финансовых потоков в коммуналке, ни понимания причин, по которым возникают задолженности, ни представления о том, как эту проблему решать. Неслучайно появилась (и не только в Удмуртии) идея создания единого информационно-расчетного центра. Сергей Трухин — один из ее горячих сторонников: «Нужно учитывать всю экономику региона. На тепло накладывается вода, энергетика. Если бы все это просчитывалось совместно — в свое время я предлагал создать единый информационно-расчетный центр — тогда бы было все видно четко. Было бы легче свести информационные потоки в денежном выражении, даже не подчиняя их под один менеджмент. Тогда Министерство экономики владело бы информацией по республике. Это и есть суть правильной экономической модели, построенной на территории республики».

Идея создания ЕИРЦ в республике обсуждается не первый год, и каждый публичный информационный выплеск на эту тему пресса сопровождает описанием ситуации в Перми, где существование подобной структуры опротестовала прокуратура, обратившая внимание на то, что средства слишком долго задерживались на счетах расчетного центра. И еще одно обстоятельство, смутившее наблюдателей — пятипроцентная комиссия, которую ЕИРЦ якобы будет брать за свою посредническую и информационно-аналитическую деятельность. В общем, по тем или иным причинам создание общей коммунальной кассы до сих пор остается на уровне разговоров. Но вполне вероятно, что появление новых структур, заинтересованных в экономическом анализе, может сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Например, компания, которая будет управлять муниципальным электросетевым имуществом, тоже столкнется с проблемой неплатежей. Пока местные власти сами управляли сетями, электричество в школы и больницы поступало в долг — самим с собой договориться о рассрочке несложно. И, кстати, это одна из причин, которые обусловили нынешнее состояние сетевого хозяйства. И муниципальные власти тоже осознают, что с финансовым планированием платежей за коммунальные услуги дело обстоит не лучшим образом, и склоняются к тому, что создание ЕИРЦ могло в этом деле помочь. «Сегодня, к сожалению, в долгах энергетикам есть и бюджетные долги, — признает глава Ижевска Виктор Балакин. — Потому что есть льготы федеральные, которые должны приходить в коммунальную сферу, и они идут с отставанием, есть долги бюджета республики, есть наши долги. Теперь будет, наверное, жестче: потребил — заплати. Поэтому здесь надо смотреть, почему у нас не хватает платежей, чтобы вовремя рассчитаться. Или мы неправильно что-то планируем, или где-то что-то не работает в нашей системе. Надо посмотреть, как проходят наши платежи за коммунальные услуги. Здесь надо обдумать и идею расчетно-кассового центра». С помощью ЕИРЦ или без него, но частные управляющие проблему неплатежей в коммуналке постараются решить как можно быстрее — они в этом прямо заинтересованы.

Даже антимонопольщики соглашаются с тем, что приход частных структур в естественные монополии поможет навести там порядок: «С точки зрения приватизации-национализации, я не знаю, что будет дальше с электроэнергетикой — может быть, через 10-15 лет скажут обратно все национализировать, — говорит начальник отдела естественных монополий УФАС по УР Андрей Башкиров. — Но, по крайней мере, сейчас эта реформа проведет инвентаризацию всего сетевого хозяйства. Будет понятно, кто, где, сколько потребляет электричества, а то у нас куча бесхозных сетей, куча домов, которые неизвестно, как присоединены, неизвестно, к каким сетям. Снизить воровство — это ведь тоже задача реформы. Потери электроэнергии в тарифе сейчас составляют 50-60 процентов. Половина республики несанкционированно подключена что ли? Если мы найдем все несанкционированные подключения, все несоответствующие требованиям электроустановки — это уже будет хорошо». Однако решение проблемы неплатежей и появление частных посредников между госмонополиями и потребителем не являются ответом на главный вопрос — кто должен инвестировать в сети? Ведь у собственников сетей как не было на это денег, так и нет. А минимизация издержек частными арендаторами сводится к тому, что они просто экономят на обслуживании сетей, персонале и оборудовании. Уже сегодня потребители столкнулись с тем, что арендаторы внутриквартальных тепловых сетей просто не имеют сил и средств для ликвидации аварий на теплотрассах, а уж обслуживанием вообще никто теперь не занимается.

Что дальше?

Частные управляющие найдут все несанкционированные подключения к сетям, внедрят энергосберегающие технологии, добьются высвобождения неиспользуемых присоединенных мощностей и решат проблему неплатежей. Для самих сетей — будь то системы, передающие тепло, электричество или воду — это безусловный плюс: ремонт и реконструкция перестанут, наконец, быть проблемой. Собственники сетей могут быть довольны. Но для структур, которые сегодня делают прибыль на сокращении издержек, это может стать началом конца: нечего больше оптимизировать — не на чем больше зарабатывать. Можно еще попытаться переделить тариф изнутри. По нашей информации, именно так и планирует поступить «Удмуртская управляющая компания». Сейчас на долю электросетевых компаний приходится меньше 20 процентов тарифа, в смелых планах арендаторов — добиться ее увеличения до 30. Но это тоже разовая акция. Что дальше? Далекую перспективу сетевого бизнеса связывают с новостроем. «Экономика все равно развивается, — говорит Андрей Башкиров. — Мощностей не хватает, существует у потребителя отложенный спрос — он хотел бы приобрести оборудование новое, но нет мощностей, и у него это оборудование будет простаивать. Чтобы ликвидировать этот отложенный спрос, надо привлечь инвестиции в строительство, создание новой генерации. Когда пойдет новая генерация, те сети, которые сейчас существуют, они, конечно, эту всю генерацию не пропустят, мощности не хватит. Надо будет новые сети, новые трансформаторы, вся эта цепочка пойдет дальше».

Понятно, что это светлое будущее не наступит завтра, но собственники сетей уже сейчас обрисовывают его потенциальным арендаторам в ярких красках. Ижевская Гордума, правда, исключила из проекта решения об аренде электросетей срок, на который будет заключен договор с победителем конкурса. Изначально он был определен как 49 лет, но депутаты побоялись, что заранее оговоренная дата может помешать разорвать отношения с арендатором, если он не справится с работой. Обнадежить бизнесменов решили другим способом — обязательным условием договора будет принятие в аренду вновь образовавшейся собственности. «Инвестор будет заинтересован строить новые сети с тем, чтобы больше появлялось потребителей, и их снабжать надежно энергоресурсами, — комментирует решение глава города Виктор Балакин. — Тогда будет возможность для них строиться и быть спокойными, что у них будут расти объемы, а за счет объемов даже на маленьком проценте, наверное, можно зарабатывать».

Другой вопрос, как, собственно, компания-арендатор сетей будет строить новые сети. Пока ни один из так называемых инвесторов собственных денег в сети не вложил. Более того, по данным антимонопольщиков, договоры аренды, которые «Удмуртская управляющая компания» заключала с муниципалитетами, давали ей возможность, вкладывая в развитие сетей исключительно деньги потребителей, пополнять собственные счета на сумму, равную сумме инвестиций. «По договору аренды управляющая компания платит арендную плату, — объясняет ситуацию Андрей Башкиров. — Ее сумма составляет износ имущества за год. А все, что сверх этого они сделают — построят новое, разовьют — они в праве требовать финансирования из бюджета муниципального образования. Это по закону так: если имущество в муниципальной собственности, все улучшения, которые инвестор сделал за свой счет, подлежат возмещению из бюджета. Но существует еще второй договор — между управляющей компанией и регулирующим органом. Так вот, регулирующий орган все улучшения, которые они делают, им включил в тариф. То есть они получают два раза с потребителей сумму — по тарифу на электроэнергию и по возмещению затрат из бюджета. А население и налоги платит в бюджет, и по тарифу оплачивает ту же самую сумму. Так что еще и это основанием послужило для того, чтобы мы признали передачу в аренду, ущемляющую интересы потребителей». По договорам, которые опротестовывает УФАС, выходит, что все вновь построенные сети, если они будут ставиться на баланс муниципалитета, должны быть оплачены из муниципальной казны. Для чего в таком случае нужен арендатор после завершения оптимизации издержек и почему его называют инвестором — непонятно. Может быть, потому что муниципалитет не собирается ничего оплачивать? Ведь денег на это в бюджете нет. Чтобы компания, управляющая сетями на условиях аренды, носила это звание по праву, специалисты по контролю в сфере естественных монополий советуют при проведении конкурса и затем в арендном договоре делить инвестиционную программу на две части.

Все, что принадлежит местным властям, ремонтируется и обновляется за их счет, а весь новострой — его муниципалам наверняка не потянуть — оплачивает сетевая компания. В этом случае частный бизнес получает в сетях постоянную прописку, становясь собственником «куска трубы». Муниципалы этого побаиваются — так они теряют контроль над коммунальной сферой, ответственность за которую возложена на них законом о местном самоуправлении. Антимонопольщики успокаивают: естественная монополия определяется не по субъекту, а по виду деятельности. Так что кому бы ни принадлежали сети, защиту потребителей гарантируют УФАС и РЭК, и уж они-то проследят, чтобы тариф выше установленной государством планки не прыгнул. Другое дело, что сами действующие в Удмуртии сетевые компании пока, судя по условиям договоров, которые они заключили с собственниками сетей, не готовы из управляющих-диспетчеров превратиться в собственников. «Есть выражение одного западного гуру менеджмента, — говорит глава УКС Сергей Трухин, — «Если есть возможность взять башмаки в аренду — берите».

Пока отсутствие интереса к собственности, скорее всего, действительно объясняется возможностью зарабатывать за счет «оптимизации». Но как только бизнес на издержках перестанет существовать, нынешним арендаторам придется всерьез подумать о вложениях в строительство собственных сетей. Сделать это за счет инвестиционной составляющей тарифа удастся вряд ли, поскольку его рост ограничен государством да и платежеспособностью населения. По всей видимости, на будущее в сетевом хозяйстве могут рассчитывать только те компании, которые смогут вложить в развитие собственные средства или привлечь соинвестора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *