ИжевскУдмуртия

Ментальные карты Ижевска

Мы публикуем выдержки из исследования, проведённого АНО «Этноресурс» (г. Ижевск) в 2009 году. Исследование проводилось на средства гранта, выделенного в соответствии с распоряжением Президента РФ, и целиком было опубликовано в научном журнале «Иднакар».

И поскольку мы сделали темой номера новое позиционирование Ижевска и Удмуртии, то для нас ментальные карты города представляют интерес с точки зрения иллюстрации и отправной точки, от которой можно оттолкнуться, чтобы придумать для своего города свою идею.

Авторский коллектив:

Михаил Петрович Черемных – общее руководство проектом, разработка и проведение экспертно-аналитических семинаров;

Николай Юрьевич Рупасов – общее руководство социологическим исследованием, проектирование методики количественного исследования и экспертно-аналитических семинаров, формирование итогового отчёта;

Денис Михайлович Сахарных – публикация результатов проекта, общая редакция сборника, историко-краеведческий анализ;

Сергей Викторович Борисов, Александра Михайловна Черемных – проектирование методики количественного социологического исследования;

Вера Геннадьевна Кашина, Алексей Александрович Кашин – подготовка карт;

Константин Николаевич Обухов, Мария Юрьевна Выпова – обработка данных, статистический анализ количественного социологического исследования;

Лилия Сергеевна Воронцова – руководство полевым этапом социологического исследования;

Владислав Викторович Шулаев – PR-анализ.

Технические параметры социологического исследования:

Исполнитель – АНО «ИОЦ «Этноресурс».

Период проведения полевого этапа – с 15 марта по 10 мая 2009 г. Методика – индивидуальное анкетирование по месту жительства. Тип выборки – многоступенчатая. Стратегия отбора единиц анализа – квотирование по половозрастным характеристикам. Общий объём выборочной совокупности – 1300 человек. Максимальная ошибка репрезентативности выборки – 2,8%. Всего выборка включала 26 маршрутов, равномерно представляющих все районы города (как административные, так и «неофициальное» деление) и все присутствующие в городе типы застройки: частный сектор, центр города, многоэтажная застройка в спальных районах.

Карта перемещений/доступности

Карта перемещений/доступности отражает восприятие горожанами физического городского пространства, выраженное в таких категориях, как расстояние, близость/отдалённость (т.е. субъективно воспринятое расстояние), время (затрачиваемое на перемещение из одной точки в другую). Содержание этой карты во многом обусловлено особенностями транспортной инфраструктуры города.

Схемы обмена расширяющихся экономических, образовательных, досуговых воз­можностей на увеличивающийся транспортный (в плане и времени, и денег) бюджет  во­обще типичны для современного города. Важнейшей категорией оказывается при этом комфортность перемещения: если она упадет ниже определенного уровня, человек мо­жет отказаться от ряда городских возможностей. Или, наоборот, мириться с неудоб­ствами ради достижения конкретного результата.

Таблица 1. Время, затрачиваемое на поездку на работу/учебу в один конец «от двери до двери»

%
до 15 минут16,9
15–45 минут55,4
45–90 минут16,7
более 90 минут2,5
не работаю/не учусь8,5

Таблица 2. Время, затрачиваемое на поездку до работы/учёбы и район прожи­вания (% по столбцу)

Район проживания
ИндустриальныйЛенинскийОктябрьскийПерво­майскийУсти­новский
до 15 минут9,9%14,0%27,7%16,9%14,2%
15-45 минут67,6%47,3%52,2%60,0%51,4%
45-90 минут16,4%26,1%10,2%14,1%18,1%
более 90 минут0,9%6,3%1,5%1,2%2,8%
не работаю/ не учусь5,2%6,3%8,4%7,8%13,5%

Таблица 3. Район проживания и район работы (% от ответивших)

Район проживания
ИндустриальныйЛенинскийОктябрьскийПерво­майскийУсти­новский
Индустриал.ьный5,56%1,51%3,34%2,86%2,86%
Ленинский2,38%7,39%2,86%2,22%2,86%
Октябрьскийй4,53%2,46%10,17%3,81%4,29%
Первомайский2,07%3,49%3,18%6,91%3,65%
Устиновский1,67%1,59%1,27%2,22%5,96%
не работаю/ не учусь0,64%1,27%1,35%1,99%2,94%

Во всех без исключения районах наибольший процент вариантов поездки на ра­боту набрал свой же район. Из всего вышеизложенного следует, что заданная геогра­фией компактность Ижевска   очень ценный ресурс, благодаря которому на протяже­нии десятилетий сильно сглаживались отрицательно сказывающиеся на внутриго­родской логистике эффекты урбанизации: Ижевск по численности населения уже отно­сится к «крупным» (более 500 тыс. чел.) городам, в то время как продемонстрирован­ное выше распределение обычно характеризует компактность небольшого города.

Структура проблем по районам тоже различна. Жители Ленинского района чаще других жалуются на большие интервалы движения общественного транспорта, жите­лям Индустриального не хватает прямых маршрутов в различные части города, жи­телей Устиновского района больше других беспокоит устаревший подвижной состав. Проблема отсутствия парковок чрезвычайно актуальна для Октябрьского и Устиновского райо­нов, проблема плохих дорог имеет наибольший вес в ответах жителей Ленинского рай­она.

Карта потребления

В структуре ментальных карт карта потребления отражает процессы на «сты­ке» физического и информационного пространств. С одной стороны, структура по­требления косвенно отражает физическую «связность» городской инфраструктуры, уровень работы транспорта, доступность тех или иных сервисов, с другой  -   через потребление формируется часть городских брендов, идентичность жителей в рамках сообществ или территориальных объединений.

Таблица 9. Места приобретения товаров повседневного пользования / район проживания (% по столбцу)

Район проживания
Индустри­альныйЛенинскийОктябрьскийПервомайскийУстиновский
продуктовые супермаркеты68,264,368,858,554,4
маленькие  магази­ны у дома, ларьки19,828,121,630,925,2
крупные   торговые центры10,62,78,27,519,4
рынки7,412,74,63,83,1

Таблица 10. Места приобретения товаров повседневного пользования / при­близительный доход на одного члена семьи (% по столбцу)

Приблизительный доход на одного члена семьи
до   3   000 руб.3 000 – 5 000 руб.5 000 – 10 000 руб.10 000 – 20 000 руб.более

20 000 руб.

продуктовые супермаркеты56,760,762,965,580,0
маленькие магази­ны у дома, ларьки36,226,623,422,613,3
крупные   торговые центры7,87,710,315,520,0
рынки5,77,46,03,6

В качестве мест покупок продуктов питания преобладают сети продуктовых супермаркетов, которые в Ижевске имеют весьма существенное количество торговых точек («Айкай», «Ижтрейдинг», «Столичный»). Показателен крайне низкий процент посещения рынков, хотя последних (с учетом мини-рынков) в Ижевске немало. Начи­нает складываться практика посещения горожанами моллов (пока среди семей с высо­ким доходом и личным автотранспортом).

Данные по структуре потребления подчеркивают характеристику Ижевска как компактного города с развитой транспортной структурой, причём, исходя из этих же данных, можно сделать вывод и о высоком уровне потребительской культуры как тако­вой. В городе уверенно доминируют развитые сети продуктовых супермаркетов, большинство из которых находится в шаговой доступности. То же самое можно сказать и о секторе услуг по уходу за внешностью и здоровьем и о той части розничных точек продажи товаров и услуг неповседневного спроса, которая связана с высокой частотой потребления (например, бытовая химия и хозтовары). Большинство районов города имеют соответствующую инфраструктуру, некоторая напряженность ощущается в Ле­нинском и в некоторых участках Индустриального и Первомайского районов. Также результаты опроса показывают, что с точки зрения потребительской инфраструктуры в городе сформировался «второй центр»  –   это территория в Устиновском районе, цен­тром которой приблизительно является перекрёсток улиц Ленина и Молодёжной. Веро­ятно, в ближайшем будущем северо-восточное направление пространственного разви­тия города обретёт ещё большее значение.

Структура культурного потребления более сложна. Позитивные в городском раз­витии тенденции, в частности, хороший выбор кинотеатров и кафе, накладываются на ограниченный и явно неудовлетворённый спрос на концерты и театральные постанов­ки. Также заметен высокий спрос на парковую инфраструктуру. В определённой ситу­ации такое соотношение спроса и предложения может ощущаться горожанами как проблемное: удовлетворение первичных потребностей на фоне последующего недостат­ка более изощрённых способов потребления неизменно приводит к дискомфорту и фрустрации. Также нельзя не учитывать небольшую частоту посещения мест досуга. Одним из возможных выходов здесь может быть развитие дешёвых сетей досуговых за­ведений шаговой доступности. Опыт «флагманов» общепита в этой области вполне успешен (сети «Ещё кусочек», «Кружка за кружкой» и др.).

Карта идентичности

Среди прочих видов карт информационного пространства карта идентичности в наибольшей степени привязана к географическому пространству. У большинства лю­дей в городе есть места, где им нравится бывать, а общность этих предпочтений созда­ёт репутацию локусам городского пространства. Чем больше таких мест активировано в сознании горожан, тем выше связность восприятия города. Чем больше мест с поло­жительной репутацией, тем выше уровень городского патриотизма. В рамках исследова­ния пространство городских брендов измерялось максимально глубоко: не только через предпочтения конкретных мест, но и через идентификацию города с людьми и события­ми.

В целях выделения наиболее значимых городских «брендов» (наиболее характер­ных, узнаваемых зданий и мест) респондентам предлагалось выделить те из них, кото­рые, по мнению людей, в наибольшей степени могут дать характеристику города для приезжего человека, в масштабах жителей всей страны.

Таблица 20. Мягкий рейтинг мест-«брендов»

%
Михайловский собор75,6%
Цирк44,7%
Зоопарк32,9%
Арсенал26,4%
Монумент Дружбы народов24,3%
Александро-Невский собор22,6%
Главный корпус Ижевского оружейного завода20,5%
Ижевский пруд16,9%
Президентский дворец16,2%

В следующем вопросе респондентам предлагалось выбрать те утверждения, кото­рые, по их мнению, дают характеристику Ижевска. Дополнительно можно было указать свой вариант ответа – мы специально решили оставить формулировки ответов практи­чески в неизмененном виде.

Таблица 23. Мягкий рейтинг утверждений, лучше всего отражающих образ Ижевска

%
Ижевск – столица Удмуртии80,9%
Ижевск – город оружейников71,5%
Ижевск – многонациональный город45,2%
Ижевск – крупный промышленный центр32,1%
Ижевск – образовательный центр12,8%
Ижевск – культурная столица Поволжья12,8%
Ижевск – спортивный центр10,7%
Ижевск – центр Ижевско-Воткинского восста­ния 1918-1919 гг.4,2%

Карта возможностей

Среди всех выделенных типов ментальных карт карта возможностей в наимень­шей степени привязана к физическому пространству, к городской географии. В рамках исследования она выполняет интегральную функцию оценки социального самочувствия горожан и их желания жить и работать в Ижевске, связать с историей этого города свою личную биографию и историю своей семьи.

Шкалы оценок были сделаны достаточно общими по формулировкам, поскольку интересной является именно интегральная оценка горожанами уровня возможностей в городе. Зачастую для формирования положительной городской идентичности доста­точно осознания, что та или иная возможность принципиально существует (а го­родской «интерфейс» доступа к глобальной инфраструктуре «большого мира» исправно функционирует), даже если сам горожанин этой возможностью в данный момент не пользуется.

Для общих оценок были выбраны две шкалы с семантическими формулировками «престижность проживания» и «удобство и комфорт проживания». Для сравнения с Ижевском были выбраны города, по мнению исследователей, наиболее известные го­рожанам и которые, вероятно, лидируют по частоте посещения. Если интенсивные свя­зи с Москвой характерны практически для любого города европейской части России, то Казань объединяет с Ижевском хорошее транспортное сообщение, связи татарской диаспоры, а также сформировавшийся в последние годы интенсивный туристический поток, который как раз отражает более широкий интерфейс возможностей столицы Татарстана, представленный такими объектами, как комплекс IKEA, аквапарк, эли­тарными спортивными клубами (футбол, хоккей, баскетбол), несколькими масштабны­ми культурными объектами (Кремль, Раифский монастырь и т.д.). Кроме того, через аэропорты Казани и Нижнекамска летает подавляющее большинство региональных ту­ристических чартеров.

Таблица 37. Шкала «престижность» (%)

ИжевскКазаньМосква
полностью согласен17,125,343,5
скорее да, чем нет30,834,318,0
скорее нет, чем да32,07,05,5
совершенно не согласен9,33,54,4
затрудняюсь ответить10,829,928,5

Таблица 38. Шкала «удобство и комфорт» (%)

ИжевскКазаньМосква
полностью согласен23,319,714,5
скорее да, чем нет38,631,119,7
скорее нет, чем да21,08,118,5
совершенно не согласен7,82,410,3
затрудняюсь ответить9,338,837,0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *