Инструкции

Что делать в кризис

За последние 25 лет экономика России переживает уже четвертый по счету кризис.  Многие предприятия Удмуртии были образованы в межкризисный период или в самый его разгар и научились приспосабливаться к меняющимся условиям. На снижение платежеспособного спроса населения они необязательно реагируют уменьшением объемов производства, увольнением сотрудников, но ищут другие способы экономии и заработка. СД опросил предпринимателей, какие меры они применяют, чтобы выжить во время кризиса.

По данным Удмуртстата, в феврале 2015 года размер реально начисленной заработной платы в республике в сравнении с февралем прошлого года уменьшился на 9,1 %.  В апреле инфляция в Удмуртии (8,3 %) обогнала инфляцию в России (в среднем 7,9 %). Стоимость продуктов питания с начала года увеличилась на 11,9 %, непродовольственные товары подорожали на 9,1 %, услуги – на 3,8 %, бытовые услуги — на 6,8 %.  Население стало больше экономить, и в период с января по март оборот   розничной торговли снизился на 4,5 %, оборот на оптовом рынке – на 21 % по сравнению с тем же периодом 2014 года.

Потребители сокращают расходы, предприятия в ответ на снижение спроса оптимизируют бюджеты. За три первых месяца года в два раза выросло число работников, попавших под сокращение (с 1299 до 2 499 человек), еще более значительным стало количество тех, кого перевели на неполную занятость (с 622 до 1 299 человек). Сокращение штата — реакция бизнеса на кризисные явления, одна из самых болезненных, но далеко не единственная из оздоровительных мер, принимаемых региональными компаниями.

Строить в кризис 

Четвертая часть всего трудоспособного населения Удмуртии занята в строительном комплексе и смежных с ним отраслях, производящих стройматериалы, железобетонные изделия и цемент, занимающихся дорожными и инфраструктурными работами. Влияние кризиса в январе — марте 2015 года выразилось в сокращении почти на 12 % количества выполненных работ по виду деятельности «Строительство» — до 6610,6 млн рублей. Уже по результатам 2014 года на 10 % (до 37,9 млрд рублей) уменьшился объем подрядных работ. Более 40 % строительных организаций были признаны убыточными. Сегодня кредиторская задолженность бюджета республики перед строителями превышает 1 млрд рублей.

Строительная отрасль всегда одной из первых начинает испытывать негативное влияние очередного кризиса и ей сложней, чем другим, из него выходить.

Строители прогнозируют, что самый тяжелый период для строительных компаний и организаций — поставщиков стройматериалов начнется уже в этом году, если государство не окажет им своевременную помощь.  По данным руководителя ГК «Мастер»   Юрия Бычкова, объем бюджетного финансирования в реальном секторе экономики в Удмуртии в последнее время упал с 4 млрд рублей до 400 млн рублей, то есть в 10 раз. Председатель Правительства УР Виктор Савельев предупредил руководителей строительных компаний Удмуртии, что республика будет поддерживать строительный комплекс по остаточному принципу, после того как будут «закрыты» социальные статьи расходов.  Он посоветовал им проявлять больше инициативы, оптимизировать расходы, удешевлять строительство.   

По словам Юрия Бычкова, примерно у 30 процентов строительных компаний есть квалифицированный персонал, значительные оборотные средства. Если они будут ориентированы на покупательскую способность и удовлетворение потребностей рынка, то смогут выжить. «Сейчас необходимо предлагать рынку экономичное, дешевое, но при этом красивое и удобное жилье, сконцентрировавшись на небольших домах и квартирах. При этом можно использовать проектные и технические решения, позволяющие экономить до 40 % средств», — говорит он. ТОП антикризисных мер от Юрия Бычкова включает также помощь покупателям в получении более дешевых ипотечных кредитов, что поспособствует росту продаж жилья и укрепит позиции строительного рынка, и предоставление им разного рода льгот и возможности оплатить приобретение «в рассрочку», после того как они въедут в новое жилье.

Две главные меры, к которым прибегают строительные организации в период кризиса, назвал директор по строительству ООО «Спецстрой» Ренат Музитов. Во-первых, это оптимизация всех расходов, во-вторых, заключение договоров с субподрядными организациями и выстраивание отношений с контрагентами по закупу материалов с условием отсрочки платежей.

Что касается оптимизации затрат, то директор ООО «КомплексСтрой» Владимир Воронков уточняет: прежде всего речь идет о снижении расходов, связанных с непрофильной деятельностью, а также об отказе находить новые решения и развивать новые направления. Для сокращения затрат на персонал сейчас вообще самый благоприятный период. Необходимо оставить лишь тех сотрудников, которые абсолютно необходимы для выполнения текущих проектов. Например, тех, кто связан со строительством малоэтажных домов, так как именно частный заказчик может положительно повлиять на финансовые результаты компании в этот период.

Инвестиции в кризис

По наблюдениям руководителя Центра развития предпринимательства Удмуртской Республики Василия Алексеева, основные меры, к которым прибегают бизнесмены, включают, помимо сокращения расходов, замораживание новых и менее рентабельных проектов, также поиск более дешевых каналов продвижения товаров и услуг.  В работе с персоналом необходимо учесть возможность использования аутсорсинга, позволяющего экономить на оплате труда штатных высококвалифицированных специалистов. Переквалификация или повышение уровня компетенции руководства и сотрудников компании позволит при меньшей штатной численности достигать больших или сопоставимых результатов.

«Бизнесмены начинают лучше считать средства, в том числе определять уровень доходности или убыточности инвестиций (ROI), — добавляет эксперт. — А так как в кризис стоимость многих активов снижена из-за падения спроса, то именно сейчас можно смело начинать инвестировать в новые проекты, внимательно просчитывая финансовый план и не занижая рисков, опасения по поводу которых, впрочем, зачастую беспочвенны».

Советует предпринимателям быть оптимистичнее и смелее в запуске новых инвестиционных проектов и бизнес-консультант Лаборатории «UP!Space» Екатерина Лабинская.  По ее словам, в этом году бьют все рекорды по доходности инвестиций те компании, которые вложились в исследование потребительских потребностей и точно определили целевую аудиторию новых продуктов. «Они изучили российский и зарубежный рынки продуктов-аналогов и выявили огромный потенциал, что преисполнило их энергией для запуска проектов в, казалось бы, неблагоприятный период. Секрет их успеха в том, что они уловили самую суть потребности потребителей в своем продукте», — говорит эксперт. Сильные компании отличаются от слабых тем, что они не «сворачиваются», а наоборот, видят новые возможности расширения в кризисное время. Тем предпринимателям, у которых недостаточно средств для проведения серьезных исследований, разработки креативного блока и «упаковки» продукта, по словам г-жи  Лабинской, выгодно купить франшизу. Тогда мелким бизнесам разного профиля будет гарантирован определенный доход без особых рисков.

Руководитель Агентства подарочных решений «Саммер» Наталья Сабирова  придерживается того мнения, что сегодня нужно пробовать новые направления, искать более узкие специализации. При этом продвигаться нужно небольшими шагами. «Мы, например, прежде чем выпустить успешную линейку дизайнерских сувениров к юбилею П. И. Чайковского, оценили емкость рынка, востребованность в таких сувенирах, провели беседы с производителями, предоставляющими товар под реализацию»,  — рассказывает эксперт.

Г-жа Сабирова также отмечает, что необходимо разработать четкую программу по продвижению продукта, который не должен потеряться среди изобилия других предложений. «Люди не хотят тратить время на поиски нужного товара или услуги, изучая огромные интернет-магазины и корпоративные сайты. Определив то, что продается лучше всего, нужно посвятить этому продукту отдельный канал продаж, возможно, даже сайт, где разместить максимальное количество информации о нем», — говорит она.   

Советник по подаркам считает, что следует повышать уровень сервиса, используя простые маркетинговые ходы, не требующие больших вложений. Элементарно — поддерживать обратную связь с клиентом посредством писем (персональных, а не дежурных рассылок), предоставления  бонусов. Люди охотнее взаимодействуют с теми, с кем приятно общаться.

Ряд экспертов, говоря о тактике продвижения бизнеса, настаивают на персонализации бренда.  Наталья Сабирова тоже полагает, что кризис — время, когда руководитель может провести персональный ребрендинг, сделав вложения в себя, чтобы оставаться личностью, в которой люди видят лидера. «Мы переживаем трудные времена не впервые,  не боимся возврата кризисного периода, — говорит эксперт. — В иероглифе «кризис» заложен смысл и спада, и взлета, недаром он состоит из двух частей, одна из которых — «самолетик», летающий вниз и вверх. Главный принцип — не унывать, а действовать».

Замещение  импорта

В значительной степени кризис затронул удмуртские типографии. Их клиенты стараются снижать себестоимость продукции: уменьшают тиражи, заказывают не цветную печать (2 рубля за листовку), а черно-белую (30 копеек за такую же листовку). Из-за этого сумма среднего чека и количество заказов сокращаются, соответственно, падает и прибыль. По словам директора типографии Main Print Вячеслава Забродина, особенно нелегко в начале года пришлось крупным компаниям, некоторые из них прибегли к крайним мерам, проведя большие сокращения.

Типографии максимально зависят от доллара и евро, так как используют импортную бумагу, цена которой на момент продажи высчитывается с ориентацией на  валютный курс. «В конце прошлого года и начале 2015-го она менялась чуть ли не ежедневно, нам приходилось поднимать стоимость продукции, но сейчас ситуация нормализовалась, — замечает г-н Забродин. — Мы перешли с импортных на российские материалы, которые тогда же резко подорожали». Если в декабре тонна бумаги у отечественных производителей стоила 55 тысяч рублей, то в апреле — уже 67 тысяч рублей.  В апреле разница в цене составляла всего лишь 3 тысячи рублей за тонну.  Производители тоже зависят от курса, так как работают исключительно на импортном оборудовании.

Используют импортозамещение и авиационная, и радиоэлектронная промышленность в области создания беспилотных аппаратов. «Сейчас мы стараемся производить комплектующие и делать из них сборку самостоятельно или искать отечественных поставщиков, — отмечает генеральный директор ООО «Финко» Максим Шинкевич. — Благодаря этому удалось улучшить конкурентоспособность, увеличить количество экспортных контрактов. Растет и число российских заказчиков, которые, как, например, нефтегазодобывающие компании, в кризис начинают лучше считать деньги и переходят с пилотируемого вертолетного мониторинга нефтепроводов и газопроводов на мониторинг при помощи беспилотных летательных аппаратов, более дешевый по части топлива.  В таких условиях нет необходимости проводить сокращение персонала, напротив, есть необходимость в приеме на работу новых сотрудников».

Также реализует  свои проекты на базе импортного оборудования из-за отсутствия качественных отечественных аналогов компания ООО «Белфингрупп». «При росте валюты все закупочные цены увеличились, но, имея команду профессиональных инженеров, мы начали сами проектировать и изготовлять металлоконструкции для роботизированных комплексов, например, тумбы, кронштейны, оснастку, — рассказывает исполнительный директор ООО «Белфингрупп» Алексей Евсягин.  В интересах российских клиентов компания перешла с евро на рубли в расчетах за обучение, шеф-монтаж и пуско-наладку при поставках оборудования «под ключ».

ООО «Белфингрупп» тоже увеличивает штатную численность за счет компетентных профессионалов. Это происходит благодаря тому, что компания развивает не одно, а несколько направлений, что, по словам г-на Евсягина, хорошая антикризисная мера. Помимо поставок оборудования, создания роботизированных комплексов с применением промышленных роботов компания занимается инжинирингом и реинжинирингом предприятий, организацией процессов управления предприятиями, развивает сеть хостелов. Кризис для нее — это новые возможности, благодаря которым растет динамика прибылей.

На инженерный консалтинг в период кризиса есть спрос. Он не требует от предприятия больших вложений, как техперевооружение, но позволяет скачкообразно увеличить прибыль за счет изменения организации управленческих и производственных процессов.

Популярные антикризисные меры по оценкам экспертов СД

Эксперты СД в качестве основных антикризисных мер перечислили сокращение штата, перевод сотрудников на неполную занятость или на аутсорсинг, повышение уровня сервиса с применением более дешевых маркетинговых ходов и  каналов продвижения и вообще жесткую оптимизацию всех расходов.

Наиболее распространенные и, вероятно, вынужденные меры — это импортозамещение и развитие собственного производства, применение проектных и технических решений, позволяющих экономить средства, снижая себестоимость конечной продукции.

Делать ли вложения в новые проекты? Эксперты разделились во мнениях. Одни считают, что нужно сворачивать всю непрофильную деятельность и замораживать нерентабельные направления, продвигая только те товары и услуги, которые продаются лучше других. Другие, напротив, говорят, что сейчас самое время инвестировать в новые проекты, — с условием, что предварительно все будет хорошо просчитано, будет определен уровень доходности или убыточности вложений, исследованы потребительские потребности.

Опрошенные сошлись во мнении, что необходимо лучше понимать свою целевую аудиторию, вкладывать в ее изучение финансовые средства.  Нужно идти навстречу покупателям, предоставляя им льготы и возможность оплатить «в рассрочку». «Помогать» приходится также и подрядчикам, и поставщикам, разрешая им отсрочку платежей. Среди популярных антикризисных мер также — обучение и переобучение руководства и сотрудников, персонализация  бренда — PR первого лица компании как лидера мнений в отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *