Концерн «Калашников»: от АК к интегральным боевым комплексам

Обрабатывающие производства Удмуртской Республики производят 30% валового регионального продукта — почти 260 млрд рублей по итогам 2015 года. Не менее двух третей в этом объеме — доля предприятий машиностроения. Цель нашего проекта — показать, что из заводов они стали именно предприятиями — со своими рыночными стратегиями, маркетингом, инновациями и менеджментом, оставаясь при этом не менее надежным фундаментом для удмуртской экономики, каким были для нее заводы.

Концерн Калашников

Крупнейший российский производитель стрелкового оружия, управляемых артиллерийских снарядов, высокоточного оружия. Концерн является флагманом отечественной стрелковой отрасли, на его долю приходится порядка 95% производства стрелкового оружия России. Продукция поставляется более чем в 27 стран.

  • Объем производства в 2015 году — 9,4 млрд. рублей.
  • Объем выручки — 8,2 млрд рублей. Чистая прибыль — 2,1 млрд рублей.
  • Стоимость чистых активов 7,6 млрд рублей. 
  • 51% акций концерна принадлежит Госкорпорации «Ростех», 49% — частным инвесторам.

Из тени «Ижмаша»

От флагмана удмуртской оборонки — производственного объединения «Ижмаш» — концерн Калашников получил противоречивое наследство — огромные производственные площади, устаревшее оборудование, долги и вместе с тем репутацию производителя легендарно-надежного стрелкового оружия.

Репутация, впрочем, начинала угасать и многочисленные попытки реанимировать предприятие не давали видимого эффекта вплоть до того момента пока корпорацией «Ростех» не было принято решение о привлечении в компанию частных инвесторов.

Именно с этого момента началась новая история Концерна Калашников. Во-первых, было принято решение отказаться от создания специализированного стрелкового холдинга, что объясняется сравнительно низкими объемами госзаказа на стрелковое оружие. В состав Концерна  в итоге был включен лишь Ижевский механический завод. Вместе с тем, акционеры концерна прибрели доли в предприятиях, не имеющих никакого отношения к производству стрелкового оружия — «Рыбинская верфь» и Zala Aero. По мнению, генерального директора Концерна Калашников Алексея Криворучко это позволит «Калашникову» уйти «от профиля исключительно стрелковой компании к многопрофильному оборонному холдингу, специализирующемуся на разработке и производстве интегральных боевых комплексов».

 

Алексей Криворучко концерн Калашников«Вплоть до 2014 года на предприятии не выпускалось новых образцов продукции, самое свежее изделие было поставлено на конвейер 20 лет назад. На момент моего прихода в концерн зарплата была низкая – 21 000 рублей, предприятие ежемесячно накапливало убыток. При этом, доля концерна на мировом рынке стрелкового оружия была менее 0,1%, по сути, предприятие, как экспортер, не существовало».

Алексей Криворучко, интервью на сайте www.forbes.ru, 01.04.2016

 

Из цехов в бренд-зоны

От «Ижмаша» в Концерне «Калашников» сегодня остался только бренд спортивного оружия — и тот пишется латиницей — IZHMASH. Четыре других бренда, под которыми производится львиная доля продукции Концерна: «Калашников» (гражданское и военное стрелковое оружие, высокоточные боеприпасы, авиационные пушки и управляемые ракеты; станки и инструмент), «Байкал» (Baikal) — охотничье и гражданское оружие.  Рыбинская нефть — катера специального назначения, Zala Aero — беспилотные летательные аппараты.

Для «Калашникова» новые направления — способ сбалансировать структуру производимой продукции. По мнению Алексея Криворучко, «работать на одном только стрелковом оружии крайне рискованно». Руководство предприятия рассчитывает, что катера и беспилотники уже в ближайшем будущем будут приносить от 15 до 20% общей выручки.

Это впрочем, не означает, что концерн собирается уступить свою долю на рынке стрелкового оружия. Скорее, наоборот — «Калашников» активно наращивает производство гражданского оружия (в 2015 году — более 40% от произведенного стрелкового оружия) и не менее активно запускает в производство новые продукты (в 2015 году начато производство пяти новых образцов гражданского и военного оружия, в 2016 году планируется поставить на конвейер еще десять).

Наращивание производства гражданского оружия с целью снизить зависимость от гособоронзаказа (в 2015 году на госзаказ пришлось 75% выручки, в 2016 году запланировано около 60%)  — еще один способ сбалансировать предприятие. В условиях санкций для предприятия оказался закрыт перспективнейший рынок США (на него приходилось 70% всего гражданского экспорта), что подтолкнуло концерн к активному освоению новых рынков сбыта гражданской продукции — прежде всего внутреннего рынка.

В 2015 году Концерн «Калашников» открыл 20 бренд-зон в российских городах, в текущем году планирует открыть еще 40, а в следующем — выйти на рынки ближнего зарубежья — в частности в Грузию и Казахстан.

  • 95% производимого в стране стрелкового оружия
  • 40% — производство гражданского оружия
  • 5% — доля стрелкового оружия в поставках по гособоронзаказу

Автомат Калашинкова АК-100

Модернизация и финансовый результат

За 2014-2015 годы в модернизацию и развитие производства Концерна «Калашников» было инвестировано 3 млрд рублей. Предприятие отказалось от производства непрофильной продукции, сократило производственные площади (со 135 до 35 га). При этом в 3 раза увеличилась производительность труда (до 1,8 млн рублей на одного работающего в год), а рост объемов производства в 2015 году составил 158% (9,4 млрд рублей).

В апреле 2016 года концерн завершил второй этап модернизации и ввел в эксплуатацию пять новых производственных объектов, в числе которых модернизированные цеха и новые корпуса производства стрелкового оружия, спецтехники и инструмента, а также логистического центра и здания административно-бытового комплекса (общая площадь объектов — около 49 тыс. кв. метров). В настоящее время на предприятии реализуются проекты реконструкции конструкторско-технологического центра и кузнечного производства.

В 2015 году Концерн «Калашников» впервые за последние семь лет заработал прибыль. В 2015 году выручка концерна составила 8,2 млрд рублей, в 2,8 раза превысив аналогичный показатель 2014 года (2,9 млрд рублей). Чистая прибыль в 2015 году составила 2,1 млрд рублей против убытка в размере 340 млн рублей в 2014 году. Концерн «Калашников» планирует в 2016 году в два раза увеличить выручку — до 18 млрд рублей (без учета продукции Рыбинской верфи и Zala Aero).

Инвестиции в обновление технологического оборудования и процессов, капремонт и внедрение информационных технологий

  • 1,5 млрд рублей в 2014 году
  • 2,1 млрд рублей в 2015 году
  • Экономический эффект от модернизации производства:
  • 311 млн рублей за 2015 год

Инвестиции в персонал

Сейчас в Концерне «Калашников» работает 5408 человек, в 1,3 раза больше, чем три года назад. Средняя заработная плата выросла с 21 тысяч рублей в 2013 году до 34 тысяч. Средний возраст персонала — 43 года (47 лет в 2013 году).

«Калашников» ставит перед собой цель к 2020 году  «стать самым привлекательным работодателем России». Это одна из ключевых задач реализуемой концерном программы развития производственной системы (ПСКК 2020).

Осенью 2015 года «Калашников» открыл крупнейшую в России лабораторию процессов (Lean-лаборатория) — учебный центр для обучения сотрудников предприятия и развития теоретических и практических компетенций в области формирования бережливой производственной среды. В 2016 году учебно-практическую подготовку в лаборатории пройдут 3000 сотрудников предприятия.

На предприятии работает мотивационная программа подачи предложений по совершенствованию производственных процессов. В 2016 году концерн приступил к формированию Корпоративного университета для развития компетенций и управления знаниями персонала. Концерном создана и реализуется программа «Школа — ССУЗ — ВУЗ — Предприятие», направленная на привлечение молодых специалистов.

  • Средняя заработная плата 34000 рублей
  • Количество работников 5408 человек
  • Средний возраст 43 года

концерн Калашников модернизация производства

Перспективы

Концерн «Калашников» ставит перед собой целый ряд амбициозных целей. К 2020 году предприятие, в частности, планирует увеличить объем валовой выручки в четыре раза, выручку по направлению «производство боевых и гражданских стрелковых комплексов» — в три раза, стать одним из ведущих предприятий РФ по производству управляемых ракет и снарядов, увеличив по этому направлению оборот в 10 раз.

Концерн не имеет права самостоятельного экспорта военной техники и вооружений, однако при посредничестве госкомпании «Рособоронэкспорт» планирует наращивать поставки практически по всему миру. Аналогично с экспортом гражданского оружия, задача концерна — создать новую, географически распределённую сеть дистрибуции на зарубежных рынках. Предприятие ведет работу по выходу на рынки Южной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки, Азии и Океании. В тоже время «Калашников» намерен вернуться со своей продукцией на крупнейший мировой рынок гражданского оружия — рынок США — сразу после отмены санкций.

Развитие новых направлений — производство беспилотных летательных аппаратов, катеров специального направления и дистанционно-управляемых боевых модулей — позволит концерну получить свою долю на перспективных рынках, находящихся в стадии активного роста.

До 2020 года «Калашников» планирует инвестировать в модернизацию предприятия более 6 млрд рублей, в четыре раза увеличить производительность труда, в два раза сократить себестоимость продукции, в четыре раза ускорить время разработки и вывода на рынок новых изделии.

Рыбинская верфь концерн Калашников катера

При подготовке статьи использованы фото и информационные материалы, предоставленные пресс-службой Концерна «Калашников», интервью генерального директора Концерна «Калашников» Алексея Криворучко, опубликованное на сайте www.forbes.ru, 01.04.2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.