Предприниматели Удмуртии отбились от повышения налога на имущество

Уклонились от налога

Предпринимателям Удмуртии удалось отправить на доработку законопроект, который привел бы к существенному увеличению налогов для многих малых и средних предприятий. В ноябре прошлого года, как только текст законопроекта стал доступен в Сети, бизнес-сообщество республики вело последовательную работу против его принятия. И добилась своего — проект был отправлен на доработку, хотя о полной его отмене речи пока не идет.

Налог на имущество по-новому

Согласно законопроекту, подготовленному Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, с 1 января 2017 года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, значительно расширяется. Если в действующем законе налогом на имущество облагаются административно-деловые и торговые центры площадью свыше тысячи квадратных метров, то поправки, подготовленные министерством, снимали эти ограничения. Кроме того, список пополнился нежилыми помещениями, предусмотренными для размещения офисов, торговыми объектами, объектами общественного питания либо фактически использующимися для их размещения. Также проект включал в перечень объекты социальной сферы, используемые для нужд культуры, искусства, физической культуры и спорта.

По словам министра имущественных отношений Рустэма Зайнуллина, к последним нецелесообразно применять исчисление налога на имущество исходя из их среднегодовой стоимости, учитывая платность оказываемых ими услуг. В результате перечень из 1 300 объектов вырос более чем в два раза и включал уже свыше трех тысяч пунктов.

Цель законопроекта понятна — Правительство УР ищет любые возможности для пополнения бюджета, а налог на имущество организаций — один из немногих региональных налогов.

Чем грозит повышение налога предпринимателям

Впрочем, по логике предпринимателей, поправки могут принести больше вреда для регионального бюджета. Они, очевидно, затрагивают в первую очередь интересы малого и среднего предпринимательства: дополнительное налоговое бремя ляжет на владельцев небольших торговых площадей, офисов, спортивных залов, кафе и для многих может оказаться просто фатальным.

«Крупный бизнес не почувствует изменений, поскольку с 2014 года они исчисляют налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, — говорит общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Глазове Андрей Макаров. — Другое дело — малые предприниматели — им придется дополнительно платить налогов минимум 40 тысяч рублей в год. Сумма налога на имущество может составлять по одному объекту до 300 тысяч рублей в год. Реализация законопроекта ударит по платёжеспособности малого бизнеса и, как следствие, приведет к увеличению налоговых рисков, „серым схемам“ и закрытию бизнеса. Коммерсанты разорятся, районные и городские бюджеты лишатся части налоговых поступлений. В результате не выиграет никто».

Кроме этого, представитель общественных организаций предпринимателей указывает на то, что законопроект не предусматривает налоговых льгот для организаций, применяющих специальные режимы налогообложения — упрощенную систему налогообложения и ЕНВД. В настоящее время использование спецрежима освобождает от уплаты налога на имущество. Исключение составляют объекты недвижимости, включенные в перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости. С введением изменений в закон об имуществе применение спецрежимов потеряет смысл, поскольку дополнительный налог будет возложен на всех.

Определение стоимости недвижимости

Напомним, в ноябре 2014 года в региональный закон «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» внесены изменения, устанавливающие особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов коммерческой недвижимости. Тогда закон распространился на помещения площадью свыше тысячи квадратных метров. Ранее налог исчислялся от инвентаризационной стоимости.

Известно, что кадастровая стоимость значительно превышает инвентаризационную, а в отдельных случаях и среднегодовую стоимость, используемую сегодня для расчета размера налога на имущество для большинства объектов недвижимости. Ее можно оспорить, обратившись в суд, предварительно проведя экспертную оценку недвижимости.

Однако, по словам Андрея Макарова, расходы на судебные издержки сопоставимы с суммами вводимого налога. Поэтому малому бизнесу ни в том, ни в другом случае не будет выгодно что-либо оспаривать. И, скорее всего, предприниматели этим заниматься не будут.

Иногда кадастровая стоимость, наоборот, слишком занижена. Во многих случаях оценка проводилась 5 лет назад. Построенные и введенные в эксплуатацию в течение этого срока объекты имеют кадастровую стоимость, которая в десятки раз ниже рыночной. Помимо этого, в настоящее время, по данным Управления ФНС России по УР, еще 128 объектов не имеют хозяев и не поставлены на кадастровый учет.

Власть не договорилась с бизнесом

По мнению бизнесменов, авторам законопроекта следовало бы сначала вынести его на обсуждение, что позволило бы избежать недоработок и неточностей. Впрочем, очевидно, что у предпринимателей больше претензий не «к букве, а к духу» обсуждаемого закона. Именно поэтому он вызвал столь бурное обсуждение в бизнес-сообществе. В Глазове проект рассматривался на встречах с предпринимателями, на Совете по поддержке малого предпринимательства, в администрации города, в Городской думе и комиссии по экономической политике, бюджету, налогам и по вопросам собственности. По решению глазовских депутатов в Государственный совет Удмуртской Республики было направлено письмо о нецелесообразности принятия закона.

На заседании Общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике представители всех общественных предпринимательских объединений также высказались против принятия законопроекта. По итогам заседания Александр Прасолов направил обращения к главе Удмуртии, председателю правительства и в Госсовет с просьбой отложить принятие законопроекта. По мнению бизнес-омбудсмена, принятие законопроекта преждевременно.

«Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года предложил „на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их“», — напомнил г-н Прасолов.

Предпринимателям удалось донести свою точку зрения до профильных комиссий Госсовета. Отрицательное заключение по законопроекту было вынесено постоянной комиссией Госсовета Удмуртии по экономической политике, промышленности и инвестициям, председатель которой Валерий Бузилов высказался, в частности, против увеличения налоговой нагрузки на спортивные и социальные объекты.

«Мы постоянно говорим о государственной поддержке объектов социальной сферы: культуры, искусство, физическая культура, спорт. А в случае утверждения законопроекта все, что мы декларировали и декларируем, сразу перечеркиваем», — сказал он.

Постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам Госсовета УР также отправила проект на доработку.

«Налоговые законопроекты всегда бурно обсуждают, — прокомментировала СД решение комиссии ее председатель Софья Широбокова. — Всегда найдутся сторонники и противники таких нововведений. Кто-то получит снижение платежей, а кто-то — рост, в любом случае считаю, что бюджет республики не должен страдать. Нам необходимо понимать одно: мы должны максимально адаптировать данные законы к экономической действительности, учитывая особенности нашей республики».

Предприниматели Удмуртии отбились от повышения налога на имущество: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.