Бизнес-идеи. Василий Мунтян о своем проекте «Рубашка на заказ»

Для российского бизнеса интернет-сервис «Рубашка на заказ» давно стал оригинальным проектом. За время существования предприятия о нем написали практически все крупнейшие бизнес- (и не только) издания России. В рубрике «Правила бизнеса» основатель и владелец сервиса Василий Мунтян рассказывает о том, с чего началась «Рубашка на заказ».

Долго было непонятно — помрем мы или выживем

v-muntyan

 — Восемь лет назад я работал в банке, где использовался дресс-код, и мне приходилось постоянно надевать сорочки. Однажды мне попался на глаза шведский интернет-сервис tailorstore.com — кстати сказать, мы до сих пор за ним поглядываем, — предлагавший клиентам пошив рубашек по индивидуальным меркам. Сделав заказ на этом сетевом ресурсе, я был приятно поражен его оперативным и качественным исполнением. Сшитая сорочка идеально подошла мне…

Пока мы медленно набирали клиентскую базу, очень долго было непонятно, «помрем» мы в дальнейшем или выживем. Дело в том, что наш продукт типично нишевый. Здесь нет безграничной масштабируемости, а есть ограниченный круг людей, готовых пользоваться этим сервисом. Многим покупателям вполне достаточно прийти в обычный магазин и приобрести сорочку там.

Величина российского рынка — это «миллионы сорочек», а мы в месяц производим 1 300 индивидуальных изделий, которые продаем как сами, так и через партнеров. На своем сайте мы фиксируем статистику в спросе и прекрасно понимаем, что для розничной торговли эти показатели «не сделали бы погоду». Тем не менее клиенты создают мнение о покупках, и это «автоматом» ведет в интернет-сервис «Рубашка на заказ» их друзей, коллег и компаньонов. Сегодня это называется «сарафанным маркетингом», и именно благодаря ему мы выросли с нуля до небольшого плюса в рентабельности — примерно 10%.

10% — это вполне адекватно для западного бизнеса, но никак не для отечественного! Года два назад я видел рейтинг рентабельности российского реального сектора в экономике, и текстильная промышленность заняла в нем последнее место с показателем в 9%. По своему опыту скажу, что это близко к правде.

Почему именно легкая промышленность в России испытала на себе самую тяжелую долю? Потому что международный порог входа здесь поднят очень высоко. Гораздо дешевле, понятней и проще размещать заказы в Азии. Сегодня ни один инвестор не согласится вложить $100 млн в открытие ультрасовременной автоматизированной фабрики в России, чтобы в следующее десятилетие сидеть и ждать, когда придут массовые заказы. Этого никогда не произойдет, потому что этого не позволит сделать рынок. Сегодня заказы могут прийти только при постепенном процессе в расширении клиентской базы.

На Западе тоже выпускают нишевые продукты, и в этих нишах производители не сталкиваются с гигантами, ориентированными на выпуск массовой текстильной продукции. На «массовку» нам выходить невыгодно, потому что там давно сложился четкий и понятный мировой рынок. Условно говоря, всем известно, что себестоимость пошива одного изделия в странах Балтии будет $2, а в Китае всего $1, и достаточно просто выйти на поставщиков, чтобы купить этот «ширпотреб», а не возиться с организацией производства. В этом сегменте рынка мы не сможем конкурировать. Так же как и в секторе элитной брендовой одежды, который характеризуется абсолютно другими технологиями даже не в выпуске, а в продажах. А вот если взять  индивидуальный пошив, то здесь мы как раз можем держать себестоимость ниже, чем на фабриках в Азии или в Европе.

В России ткани для сорочек давно не производят

В своей нише мы чувствуем себя довольно комфортно. Полтора века назад массового пошива не было в природе. Тогда все и всё шили индивидуально, и, можно сказать, что сейчас наше интернет-ателье воссоздает утраченное понятие «индпошив».

Рынок труда у нас очень трудный: сегодня мало где учат на дизайнеров одежды, закройщиц и швей. «Звезды» в своих профессиях давно работают «на насиженных местах», и поначалу мы пробовали набирать группы новичков для обучения. Однако из этой затеи ничего путного не вышло — люди не задерживались. Поэтому подбор квалифицированного персонала мы вели долго и по крупицам, потому что требования к качеству изделий у нас очень строгие — у сорочек швы внешние и кривизна сразу может броситься в глаза клиента. Поэтому даже миллиметр кривизны не допустим.

Проблема с тканями есть даже сегодня. В России ткани, которые подходят для сорочек, давно не производят. Поэтому все материалы (на складе ателье сейчас находится 8 км тканей. — Прим. авт.), нитки, клеевые внутренние материалы приходится закупать в Италии, Голландии, Испании и Гонконге. Что касается фурнитуры, то обычные пуговицы мы заказываем в Санкт-Петербурге, а перламутровые — в Корее.

Цены на наши сорочки находятся в диапазоне от 4 до 7 тысяч рублей. При этом в себестоимости почти 55% приходится на ткани. Еще по 16-17% — на пошив и доставку изделия заказчику.

Мы сразу начали формировать базу данных, куда включены лекала всех деталей и элементов сорочек. С этой базой работают наши конструкторы, и мы ведем доработку и пополняем наш «архив». В итоге лекала из базы «собираются» в индивидуальные лекала для сорочки каждого клиента.  Конструктор делает лекала, распечатывает их на плоттере, вместе с тканью со склада лекала поступают на классический ручной раскрой и после чего запускаются в пошив. Здесь у нас заняты полтора десятка человек (всего в компании — до полусотни работниц. – Прим. авт.), которые специализируются по операциям, и затем рубашка поступает на суровый контроль, скрупулезно проверяется, упаковывается и отправляется клиенту.runazakaz

 

 

 

 

 

 

Мы стараемся внимательно смотреть вперед и по сторонам в поисках новых «ниш», где сможем сработать в индпошиве. К примеру, сейчас активно разрабатываем направление спортивной одежды для бега, плавания и велосипедных прогулок. Ставка будет сделана на оригинальность дизайна, комбинации цветов, тканей, моделей и опять же с учетом индивидуальных размеров клиентов.

Разумеется, я ношу свои сорочки! И не просто так ношу, а одновременно тестирую их, высказывая рекомендации по изменениям и улучшениям.

На конец сентября через онлайн-продажи у нас было реализовано «ровно» 56 тысяч рубашек, а в целом выпущено около 90 тысяч.

Раньше мы ставили себе целями: «Будьте ответственны за свое дело», «Будьте открыты и честны»… Сегодня, я думаю, мы уже близко подошли к тому, чтобы утверждать: «Мы ответственны за свое дело», «Мы открыты и честны».

Мы хотим, чтобы наши сотрудники на работе получали не только строгие производственные задачи, но и позитивные ощущения от своего труда. Когда к нам приходят письма от благодарных клиентов, мы их распечатываем, вывешиваем в коллективе на всеобщее обозрение, и, поверьте, это приносит большую радость!

Справка СД

Интернет-сервис «Рубашка на заказ» (rubashka-na-zakaz.ru) был основан в 2009 году Василием Мунтяном. Инвестором проекта стал его отец — банкир Андрей Мунтян. Инвестиции в запуск сервиса (сайт, аренда цеха, оборудование, зарплата) составили 5 млн рублей.По информации сервиса kartoteka.ru, выручка ООО «НПЦ «Бизнес Старт» (юридическое лицо сервиса) за 2015 год составила 38,7 млн рублей, чистая прибыль — 1,8 млн рублей.

Фото: из архива Василия Мунтяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.