А вы бы рискнули открыть бизнес по франшизе?

Дмитрий Ащепков, предприниматель, скриптолог:

— Я считаю, кризис — это хорошая возможность «вкусно» договориться и получить франшизу на более выгодных условиях, т. к. я могу поторговаться с компанией, обсудить варианты рассрочки платежей и т. д. И франшиза в кризис — это делать надо. Это как старинная русская традиция: купить доллар подешевле, продать подороже.

Артём Губарец, бизнес-тренер, предприниматель:

— Я приобрел свою первую франшизу в 33 года, до этого 10 лет проработал в телекоммуникационной компании — от продавца-консультанта до коммерческого директора. Работая наемным сотрудником, я всегда хотел открыть свой бизнес. Но меня останавливала либо лень,  либо страх потери стабильного заработка. Сейчас я понимаю, что чем раньше начинаешь свой путь предпринимателя, тем быстрее получаешь богатый опыт проб и ошибок и незабываемое удовольствие от работы на себя.

Думаю, начинать предпринимательский опыт как раз лучше с покупки готового бизнеса «под ключ», т. е. франшизы, с прописанными моделями работы от «А» до «Я». В идеале пройти обучение у опытного франчайзи, который тоже работает в этой же нише и уже в прибыли.

Антон Макаров, директор по маркетингу ресторанного холдинга WelcomeGroup:

— Начинать или нет сейчас бизнес по франшизе — ответ для каждого будет своим. Если рассматривать бизнес по франшизе, то в первую очередь нужно ответить себе на вопрос: «Что именно я покупаю?» Зачастую это чужой опыт, поэтому если у вас уже есть практика в том, чем вы хотите заняться, то, наверное, франшиза вам не нужна. Другое дело — технологические франшизы, когда объектом покупки является чья-либо уникальная технология, тут зачастую дешевле купить технологию, чем ее разработать.

Понятие франшизы сейчас очень девальвировано. Делать франшизу, имея несколько точек и не имея предпринимательского опыта, — это модно, если можно так сказать. Первое, на что я обратил бы внимание, — это опыт предпринимателя, финансовые показатели его собственной сети. На этом этапе важно также пообщаться с теми, кто уже купил франшизу в другом регионе. Чем больше ты получишь информации, тем лучше. Чужой опыт работы, если он успешный, должен снять с вас большинство предпринимательских рисков.

Я знаю успешные франшизы, и если бы у меня была возможность, то да, я бы в этом поучаствовал. Выделить успешных среди прочих достаточно сложно, так как, имея отличную бизнес-модель, эти франшизы избавлены от необходимости агрессивно себя продвигать. Иметь дело с ними — выгодно, с прочими — есть риск того, что я называю «купить себе работу». Хотя, безусловно, это тоже ценнейший опыт, что может быть актуально для начинающих предпринимателей.

Еще раз про выбор франшизы — посмотрите на собственную сеть франчайзера (как давно на рынке, какие собственные показатели), пообщайтесь с партнерами из других городов, постарайтесь сделать первые продажи. Я думаю, что, сделав эти шаги, ответ на вопрос «покупать ли?» уже должен у вас появиться.

Айрат Мустафин, предприниматель:

— Бизнес по франшизе я бы не стал открывать, так как наши российские реалии превращают «бизнес под ключ» примерно в «обещания за деньги». Те предложения франшиз, что есть на российском рынке, в основном не имеют должного опыта и структуры либо стоят неоправданно дорого. Да и у меня самого уже есть определённый опыт ведения собственного дела с нуля.

В большинстве случаев франчайзеры продают торговую марку и обещания прибыли, а на деле вы будете всё делать сами.

Если есть деньги, которые хочется вложить в бизнес, и при этом останется ещё минимум столько же, тогда присмотритесь внимательно к франчайзеру и, если всё устраивает, покупайте смело франшизу, но учтите, что франшиза — это не «купил, и оно само работает», придётся работать даже больше.

Андрей Судаков, эксперт по франчайзингу:

— Для меня ведение бизнеса по франшизе перспективно, поскольку дает большую вероятность достижения финансовых результатов, так как копирует бизнес-модель, которая уже успешно реализована «здесь и сейчас». В настоящее время есть очень выгодные предложения.

На рынке большое количество предложений франшиз, которые выглядят очень и очень привлекательно: небольшие инвестиции старта, короткий срок окупаемости, высокая рентабельность. Для принятия решения о покупке франшизы рекомендую очень внимательно изучить все материалы франшизы, познакомиться с владельцем франшизы и его бизнесом, понять специфику и детали бизнеса, оценить свои возможности работы в этом бизнесе и готовность быть под постоянным «колпаком» франчайзера.

Если вы приобрели «настоящую» франшизу, то работать очень выгодно. В документах франчпакета четко обозначены алгоритмы запуска и ведения бизнеса, которые уже адаптированы к условиям вашей локации, и вам не придется терять время для эвристических изысканий, а надо будет просто действовать, так как это написано в регламентирующих документах, что должно неминуемо привести к достижению гарантированного результата.

В кризис интерес к франчайзингу повышается, так как люди хотят вкладывать свои деньги более осмысленно, с пониманием перспективы их окупаемости.

 Алексей Мокрушин, технический директор ООО «Аналитический центр «Провинция»:

— Я считаю, франшиза хорошо работает сейчас только на больших форматах, где нужны большие объемы проектной документации для запуска бизнеса. Ведь франшиза, она «про быстрый запуск бизнеса». Однако большие форматы и стоят дорого. Я бы лучше начал нефраншизный бизнес.

Константин Сунцов, владелец сети салонов красоты:

— Вообще, тема франчайзинга актуальна как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто хочет диверсифицировать свой бизнес.

Сейчас гораздо больше выбор первоклассных помещений для аренды по сниженным ставкам, рынок труда — без завышенных представлений о зарплате (на сегодня рабочая сила в России одна из самых дешевых в мире), множество подрядчиков, готовых работать с хорошим дисконтом. Возможно, заемный капитал вырос в цене, но он так же доступен, как и раньше.

Многие ошибочно думают, что, покупая франшизу, они как бы покупают какой-то аппарат по зарабатыванию денег и нужно только стоять у него и собирать деньги. Покупая франшизу, вы в первую очередь приобретаете систему, базу знаний и решений, и успех зависит от вашего вклада, от ваших усилий, от того, как вы эти знания и умения примените. В любом случае вы начинаете своё дело и полностью погружаетесь в него, открываясь по франшизе или самостоятельно.

Если я захочу открыть бизнес в отличной от моей отрасли, то, несомненно, я изучу предложения лидеров франчайзинга в данной отрасли. Обращу внимание на динамику развития, количество собственных предприятий, управляющую команду франчайзера. Думаю, бизнес по франшизе поможет мне сэкономить время и деньги на открытие.

Я считаю, главное для предпринимателя — выбрать нишу для открытия, далее выделить лидеров рынка в этой нише, а не просто листать каталоги с логотипами типа «1000 успешных франшиз» и выбирать по прикольным картинкам. Важно отделить франшизы-однодневки, франшизы без собственных предприятий. Я бы не рассматривал франшизы, где количество своих предприятий менее десяти: по-моему, компания должна сначала научиться управлять собственной сетью, а только после искать партнёров для открытия по франшизе.

Диляра Маликова, доцент ИжГТУ, кандидат экономических наук:

— Открывать ли бизнес по франшизе сегодня? Я думаю, этот вопрос интересует сейчас многих молодых людей. Свой бизнес начать хочется, есть небольшой капитал, но не всегда хватает опыта и идей. Статистика показывает, что бизнес по франшизе имеет шансы на выживание в 2-3 раза больше, чем малый бизнес, начинаемый с нуля.

Главным вкладом франчайзера будет являться его торговая марка, ноу-хау, технологии. В принципе, почти все разновидности малого бизнеса можно превратить во франшизу: авторемонт, шиномонтажные мастерские, автомойки, пиццерии, рестораны, отели, книжные магазины, одежду. Немаловажным моментом является и вопрос кредитования. Стартап-проекты, к сожалению, в нашей стране пока кредитуются очень неохотно. Но тем не менее именно предприниматели, решившие открыть свой бизнес по франшизе, имеют хорошие шансы получить одобрение банка.

Но в условиях макроэкономического положения и уровня курса валют я бы посоветовала развиваться на рынке самостоятельно и уметь рисковать. Именно сейчас раскрываются всевозможные варианты для развития своего бизнеса, создавая свой бренд и развивая его, не опасаясь, что завтра конкуренты из Европы смогут поглотить ваш бизнес.

Роман Вострухин, SMM-специалист:

— Сейчас хорошо развиваются и растут те направления, которые подразумевают переход с более высокого чека на более низкий. Пример: сети парикмахерских, которые еще недавно позиционировались как «эконом», при небольшом ребрендинге выглядят как вполне привычные парикмахерские, у них низкие цены, и люди, которые, допустим, еще год назад позволяли себе посещать более дорогие салоны, сейчас в эти парикмахерские ходят, потому что качество практически не отличается, а за название и статусность они уже платить не готовы и возможности не имеют.

При покупке франшизы я хотел бы получить то, что я не смогу получить методом простого интернет-поиска или общения с партнёрами и коллегами. Если человек в обмен на франшизу получает условно краткое описание, как отрыть кофейню, то он может это сделать достаточно легко и без франшизы. Во франшизе должна быть либо инновация, либо громкое имя — «Макдоналдс» или «Бургер Кинг», когда само имя генерирует продажи. Должна быть уникальность — техника продаж либо инновационная технология, которая позволит отстроиться от конкурентов.

Я сам по франшизе никогда ничего не делал, даже не планировал. Когда у нас было много запросов на открытие филиалов агентства «Терминал», мы планировали продавать франшизы и на этом зарабатывать. Но в итоге пришли к мнению, что брать с людей деньги за то, чтобы они могли открыть рекламное агентство, не очень честно. И стали открывать филиалы — более понятный и работоспособный вариант. В этом случае не будет кучи людей, которые, условно говоря, заплатили 300 000 рублей и запланировали стать миллионерами и ждут от тебя, что ты будешь им постоянно генерировать прибыль, будешь им чем-то обязан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.