Мобильные сервисы для вызова такси

Вызов одним касанием

Чтобы иметь представление о рынке мобильных приложений такси в Ижевске, достаточно заглянуть в GooglePlay или AppStore — вы увидите 7-8 программ, с помощью которых можно заказать машину. Однако действительных игроков мобильного рынка такси меньше. На территории Ижевска стабильно работают четыре основных мобильных приложения такси, притом только одно из них функционирует исключительно в столице Удмуртии, остальные охватывают другие регионы России или даже зарубежные страны.

По данным «РБК», рынок интернет-такси появился в России в начале 2012 года. В марте в Москве заработал сервис GetTaxi, а после него один за другим стали возникать аналогичные приложения. Так, за год с небольшим в России начали работать десятки мобильных сервисов: InTaxi, Rutaxi, TapTaxi, Wheely и другие.

Основные преимущества онлайн-сервисов такси: относительно низкая по сравнению с традиционными службами такси стоимость поездки, отсутствие необходимости дозваниваться и контактировать с оператором, а так как одно звено в цепочке вызова такси отпадает, процедура занимает меньше времени. Одним словом, посредником между таксистом и его клиентом выступает смартфон.

Именно из-за этих достоинств мобильные приложения были в штыки приняты российскими таксистами и… депутатами. И те и другие опасались, что стремительно нарастающая популярность онлайн-сервисов оставит без работы легальных таксистов. Ведь тот же Uber, одно из популярнейших в мире приложений, сотрудничает не только с официальными службами такси, но и с частниками. Действительно, если представить, что мобильное приложение — это не что иное, как информационно-коммуникационная программа, то стать перевозчиком в таком случае может любой человек, управляющий автомобилем.

Во-вторых, исторически так сложилось, что в европейских странах такси стоит дорого. А Uber и GetTaxi, придя на рынок, предложили те же условия по низким ценам. Поэтому в свое время против этих сервисов, завоевавших полмира, активно выступали профсоюзы таксистов в Европе.

Тем не менее за несколько лет существования мобильные приложения такси доказали свою состоятельность. Озлобленные поначалу официальные перевозчики начинали сотрудничать с интернет-сервисами либо создавать свои приложения.

Обширная география

«В 2012 году, когда смартфоны стали массовым явлением, было разработано фирменное клиентское приложение „Максим: заказ такси“ для платформ Android и iOS. В начале 2013 года мы выпустили версию для WindowsPhone. С каждым годом популярность приложения растет: в ряде городов через него поступает уже больше заказов, чем по телефону, — рассказывает о тенденциях на рынке мобильных приложений такси Мария Пухова, пресс-секретарь службы такси «Максим». — Наличие собственного мобильного приложения позволило нам сохранить существующих клиентов, которые следят за трендами, и привлечь новых, в первую очередь продвинутую молодежь».

В Ижевске развито два формата мобильных приложений такси. Первый  представляет собой интернет-версию определенной местной службы такси. В данном случае речь идет о компании «Такси 43», которая работает в Ижевске с 2006 года и запустила заказ такси через интернет в 2012 году — этакий прародитель мобильного приложения, который, к слову, функционирует и сейчас. Однако приложение для смартфонов у «Такси 43» появилось не так давно — в апреле 2015 года.

Приложения «Максим: заказ такси», TapTaxi и Rutaxi работают на территории разных городов России, два последних, в свою очередь, сотрудничают с множеством разных таксопарков. Фактически они выступают посредниками между службами такси и клиентами.

«Приложение TapTaxi впервые появилось на рынке России 13 сентября 2012 года и как раз в Ижевске, так как Ижевск для нашей компании всегда был площадкой для внедрения новых технологий, которые разрабатываются нами самостоятельно, — рассказывает Олег Масленников, основатель и генеральный директор компании «Такси 373». — Сейчас приложение TapTaxi работает в 35 городах России, причем услуга полностью стандартизирована для клиентов: услуга в Казани ничем не отличается, например, от услуги в Москве».

Возможностью заказать автомобиль онлайн клиенты «Такси 373» пользовались еще в 2000-х, как только у службы такси появился сайт. По словам г-на Масленникова, и сегодня есть такие пользователи.

Если вы вызовете машину в Ижевске, вас обслужит «Такси 373», в Казани — «Такси Татарстан», в Перми — «Пермские таксомоторные линии» и далее по списку.

Подобным образом работает приложение Rutaxi: в Ижевске его представляет служба «Лидер», а в Екатеринбурге и ряде других — «Везет». Всего мобильное приложение доступно жителям 93 городов России.

«Максим: заказ такси» так же, как и «Такси 43», работает с собственным парком. Приложением пользуются в 125 городах России, Казахстана, Грузии, Украины и Болгарии.

Эксклюзивные предложения

Итак, что предлагают сегодня ижевчанам мобильные приложения такси? Практически в каждом приложении пользователю доступны следующие стандартные функции: автоматическое определение местонахождения клиента, выбор адреса на карте, выбор класса автомобиля, предварительный расчет примерной стоимости поездки, список совершенных поездок и введенных адресов, возможность указать особые условия (детское кресло, большой багажник), оценить поездку и написать жалобу или пожелание в диспетчерскую. Впрочем, есть и эксклюзивные предложения.

Так, например, «Максим: заказ такси» и Rutaxi заранее назначают точную цену поездки, которая не изменится при любых условиях, если только пассажир Rutaxi заранее не предупредит, что хочет, чтобы стоимость поездки рассчитывалась таксометром. Кроме того, приложение Rutaxi дает пользователю хорошую скидку (до 25%), стимулируя пользователя заказывать автомобиль через онлайн-сервис, а не по телефону. А TapTaxi работает сразу на четырех языках: русском, татарском, английском и украинском — достаточно зайти в настройки профиля и выбрать подходящий язык.

«Приложение TapTaxi позволяет самостоятельно выбрать автомобиль или любимого водителя, который находится в непосредственной близости от заказчика, а также наоборот — путем специальной опции избавиться от того, который заказчику не понравился по тем или иным причинам. Система больше не будет предлагать данного водителя конкретному заказчику», — поясняет Олег Масленников.

У водителей, в свою очередь, тоже есть бонусы от использования мобильного приложения.

«В 2007 году компания одна из первых в России перевела водителей с раций на собственное мобильное приложение, которое в настоящее время является самым функциональным и удобным в отрасли. Оно позволило быстрее работать с заказами и сократить холостой пробег», — отмечает Мария Пухова.

К слову, водители Rutaxi использует аналогичное приложение с похожим названием — TaxiDriver.

А приложение TapTaxi поддерживает систему «Мост» — это способ междугородних поездок на попутных автомобилях такси по фиксированной цене со скидкой до 40%.

«Каждый день сотни тысяч водителей возвращаются пустыми из чужих городов домой, для минимизации их холостых пробегов внедрена система „Мост“», — говорит директор компании «Такси 373».

Клиент делает предварительный заказ — за несколько дней до поездки, скажем, из Ижевска в Казань. Водитель, живущий в Казани, берет этот заказ и едет в Ижевск по своим делам, например, к родственникам. Он уже знает, что через пару дней по пути домой он кого-то подвезет и заработает денег. В системе «Мост» не могут регистрироваться физические лица, а только водители службы такси или индивидуальные предприниматели, у которых есть разрешение заниматься перевозками, — словом, профессиональные таксисты. К ним вся информация о заказах также поступает через мобильное приложение.

Сервис действует по всей территории России. Но для водителей действует ограничение по расстоянию. Если пассажиру нужно попасть из Ижевска в Москву, то это не значит, что от дома до пункта назначения его будет сопровождать один таксист. Из соображений безопасности первый водитель привезет клиента из Ижевска, например, в Казань, второй — из Казани в Нижний Новгород, третий — из Нижнего Новгорода в столицу.

В последний год оплата услуги банковской картой появилась во всех мобильных приложениях, которые используют в Ижевске. Однако «Максим: заказ такси» предлагает несколько иной вариант безналичного расчета.

«Одно из отличий нашего приложения — возможность оплатить поездку безналичным способом, не привязывая банковскую карту и не боясь кражи персональных данных. Оплата производится с личного счета клиента в компании», — рассказывает Мария Пухова.

Тем не менее раскрывать информацию о проценте заказов через мобильные приложения представители такси не торопятся, однако отмечают: онлайн-заказов, сделанных через смартфон, все больше и больше и темпы роста увеличиваются — вероятно, вскоре на приложения будет приходиться львиная доля вызовов такси.

Заезжие гости

Популярные в Москве и Санкт-Петербурге сервисы, которых пока нет в Ижевске (Gettaxi, Wheely, Uber и «Яндекс.Такси»), в один голос твердят: ижевчане смогут воспользоваться их приложениями уже в ближайшие пару лет. Появившись сначала в российской столице или за рубежом, приложения постепенно осваивают региональный рынок.

«Мы надеемся, что в ближайшие два года появимся у вас и будем помогать жителям передвигаться по городу. В целом в течение двух лет мы планируем запустить сервис во всех городах России, население которых превышает 500 тысяч человек», — заявляет пиар-менеджер компании Wheely Сана Паритова.

Wheely предлагает своим клиентам три класса машин: «экспресс», «бизнес» и «вип». Большей популярностью в регионах (приложение работает в Казани, Екатеринбурге, Перми и Сочи) пользуется «экспресс». Однако единой цены, которая бы не зависела от региона, не предусмотрено. Так, в Перми стоимость услуги рассчитывается по формуле «40 + 4 + 8»: 40 рублей за посадку, 4 рубля за минуту, 8 рублей за километр. А в Екатеринбурге действует формула «60 + 4 + 11». Средняя стоимость поездки в нестоличных регионах — 250 рублей.

У приложения Uber география распространения чуть шире — пять провинциальных городов: Казань, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск и Ростов-на-Дону. К слову, во всех из них Uber запустился  только в 2015 году. Как у Wheely, у этой системы есть градация по классам машин — это «комфорт» и «премиум», однако в регионах пользователи не могут выбрать второй вариант. Стоимость поездки в разных городах варьируется незначительно: подача — от 50 до 59 рублей, километр и минута поездки — от 4 до 6 рублей.

В Uber отмечают, что планируют запуститься в городах численностью более полумиллиона человек. Однако приоритетными в 2016 году станут еще не охваченные города-миллионники.

«Перед запуском города мы смотрим, какое количество людей уже скачали и открывают приложение еще до того момента, как Uber начинает в этом городе работать. Среди таких „лидеров“ были Казань и Сочи», — делится Евгения Шипова, официальный представитель Uber в России.

«Яндекс.Такси» есть пока только в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, свои планы насчет запуска в новых городах пока не разглашает. Наконец, Gettaxi утверждает, что его тарифы выгоднее, чем у конкурентов, на 40%. Сервис, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, работает в восьми городах России:  Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи, Самаре, Красноярске, Ростове-на-Дону, Краснодаре.

По мнению Олега Масленникова, эти приложения имеют небольшие шансы закрепиться в Ижевске.

«Все эти компании пришли в Россию через Москву либо с нуля начинали свою деятельность в Москве и только потом оказались в регионах. А мы — наоборот, и в этом наше существенное отличие и преимущество», — говорит он.

Это утверждение иллюстрируется примером того же такси «Максим», которое также начинало работу не в столице, а в маленьком городе на Урале.

Сегодня мобильные приложения в Ижевске могут предложить клиенту те же возможности, что и популярные приложения, функционирующие в других крупных городах России. А тарифы, как правило, ощутимо ниже для пользователя (средняя цена поездки посредством TapTaxi в Ижевске — 148 рублей, в Перми — 150).

Поэтому на вопрос, расширится ли этот рынок в ближайшее время, последует, скорее, отрицательный ответ, если только «заезжие гости» не  предложат что-то принципиально новое для пассажиров и водителей.

Справка:

Как устроен бизнес в мобильном такси

Компании «мобильного такси» зарабатывают на том же, на чем в свое время зарабатывали так называемые службы такси, — на диспетчерских услугах. Они организуют процесс и берут с исполнителя — таксиста процент. В среднем водители отдают сервису за услуги порядка 20% от оплаченных заказов. Разумеется, все расчеты ведутся в электронном виде. Что касается требований сервисов к водителям, то здесь тоже все довольно стандартно: возраст от 21 года, стаж вождения от трех лет, отсутствие судимостей. Также существуют требования к автомобилю (в систему необходимо завести копии документов на авто). Кроме того, в некоторых приложениях (например, в Uber) оплата водителей зависит от того, какую оценку выставит клиент таксисту (клиенты тоже получают оценку от водителей), — за плохие оценки сервис может снизить размер вознаграждения, оштрафовав водителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.