Конкуренция за трафик

 Хорошо шумим

 Тот факт, что Ижевску в обозримом будущем не стать одной из туристических столиц России не отменяет все-таки необходимости бороться за «пассажиропоток». По мнению экспертов, столица Удмуртии не может похвастать архитектурой, климатом, историческими развалинами или другими традиционными туристическими козырями, однако вполне может получить свою долю на рынке событийного туризма, а полученный трафик — конвертировать в экономическую выгоду. При этом большинство экспертов делится на две группы — часть из них считает, что городу нужны события мирового масштаба, а часть уверена, что нужно для начала научиться хорошо делать локальные события.

Конкуренция за трафик

В вышедшем в декабре 2016 года туристическом рейтинге регионов России, Удмуртия находится на 65-м месте из 85. Она набрала 30,1 балл и вошла во вторую группу регионов (всего таких групп три) вместе со Свердловской областью, Башкирией и Пермским краем. Правда от лидеров группы нашу республику отделяет порядка 20 баллов, а от регионов третьей группы, которые «только начинают работать над развитием туристического потенциала» и у которых «при наличии интересной туристической «начинки» нет ориентации на потребителя туристических услуг», всего — 0,1 балла. Большинство регионов третьей группы являются депрессивными. Регионы первой группы (среди них   Карелия, Татарстан, Калужская и Псковская области) получили высокую оценку по таким критериям как: популярность регионального туристического бренда, туристическая уникальность, оборот туристических услуг, экология, криминогенная ситуация, развитость транспортной и социальной инфраструктуры и т.п.

Впрочем, эксперты отмечают, что подобные рейтинги показывают только часть мозаики, поскольку с точки зрения экономики традиционный туризм с целью отдыха и развлечения — это всего лишь один из способов привлечь в тот или иной регион людей. Конкуренция идет за «человеческий трафик» в целом — то есть совершенно не важно приезжают люди в регион отдыхать у моря, смотреть на развалины, учиться или работать в на заводе. Важно — количество этих людей. Это главный ресурс современной экономики и именно за него конкурируют территории и города. Чем больше людей, тем больше потребностей, которые нужно удовлетворять.

Поэтому большинство опрошенных СД специалистов говорит о том, что шанс Ижевска увеличить свою долю на этом рынке состоит в том, чтобы развивать свои сильные стороны, создавая события, которые являются продолжением его истории, отражали бы его компетенции.

По мнению Натальи Рыбальченко, основателя компании «POINT. Точка развития», эксперта национальной инициативы «Живые города», в Ижевске есть несколько «историй», которые интересны и в российском, и в мировом масштабе. Она отметила Форум «Живые города», который запустил процесс внебюджетного развития территорий и вовлек людей в свободное партнерство на благо города. Это событие привлекает в город экспертов, и его можно отнести к категории интеллектуального туризма, к которому близок образовательный туризм, когда человек имеет возможность за неделю или месяц получить новые знания и навыки, познакомиться с коллегами, найти партнеров.

— Ижевск мог бы занять нишу интеллектуального и образовательного туризма, что прекрасно вписывается в предполагаемую бренд-стратегию Ижевска как города инженеров, города интеллектуалов, связанного с открытиями в разных сферах, — говорит Наталья Рыбальченко. — Возможной идеей туристической стратегии Ижевска могла бы быть идея «город интеллекта, талантливых людей, нестандартных инициатив», связанная с обучающими программами. Такие мероприятия уже есть — это «Фестиваль человека», «Формула успеха», «Живой город» и другие. Их могла бы дополнить тема оружия, металла. Одна из первых ласточек в этом направлении —фестиваль «Ferrum Fest»: художники выходят на улицы, делают скульптуры, которые становятся частью  городского культурного ландшафта. Город, проводя фестиваль, приобретает что-то новое.

Дмитрий Космин, заместитель Главы Администрации города Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию города, считает что в Ижевске есть лишь два события, которые могут дорасти до мирового уровня — это Рыжий фестиваль и Фестиваль пельменя, но приоритетной для Ижевска по его мнению должна быть «оружейная тема» — как для города, известного в мире как столица стрелкового оружия.

— Можно организовать в Ижевске стрелковый чемпионат мира или постоянно действующую выставку вооружений мирового масштаба, объясняет г-н Космин. — Но это вопрос уровня не городской администрации, а правительства и главы республики, Минобороны России. Нужно развить инфраструктуру: построить стрелковый стадион, стрельбище, тиры, помещение для выставки, организовать фестиваль и пригласить в Ижевск стрелков со всего мира.

Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, уверен, что развитие интеллектуального, образовательно-научного туризма будет полезно, особенно для продвижения инновационного технологического позиционирования Ижевска:  «Так, Фестиваль науки и технологий может вобрать в себя соответствующие мероприятия для молодежи, включая соревнования по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам. Кроме того, этот фестиваль нужен для продвижения ижевских вузов, прежде всего одного из лучших в России технологических вузов — ИжГТУ, который сейчас явно недооценен. 19 сентября — День оружейника — тоже нуждается в дополнительных мероприятиях в Ижевске. Это нужно для коммуникационного подтверждения лидерства Ижевска в этой тематике, и это прекрасный информационный повод. Эффективность формата стрелкового фестиваля с выбором королевы стрелков проверена в течение нескольких столетий многими европейскими городами».

Человеческий фактор

В целом эксперты отмечают, что Ижевск для развития событийного туризма готов и даже имеет в этом определенные преимущества перед другими регионами — здесь есть кадры и опыт проведения действительно масштабных мероприятий.

Оптимистично смотрит на ситуацию с городскими событиями в Ижевска заслуженный работник культуры Удмуртской Республики Мария Толстухина: «Я люблю фестивали, конкурсы, концерты. Всего этого в Ижевске хватает. На память сразу приходят фестивали: Чайковского, Рыжий, Цирковой, Танцевальный, Апельсин, Бурановский. Нужно развивать то, что есть и поддерживать начинания активной части населения». По ее мнению, в Ижевске есть вся нужная инфраструктура, и он уже стал узнаваемым. Необязательно ставить супервысокие цели и стремиться к широкому размаху. Требуется только помогать финансово инициативам «снизу», повышать эффективность событий за счет слаженности работы всех организационных структур.

На взгляд Екатерины Лабинской, дизайнера, управляющего партнера креативной лаборатории UP!spacе,  главное в городе — это команда, конкретные люди, умеющие проводить городские мероприятия. Такие эксперты в Ижевске есть, у них могут поучиться и столичные ивент-агенства: «Чтобы энергия экспертов не уходила в пустоту, городу важно научиться формулировать задачи и формировать слаженные команды, которые сами обеспечат себе информационную поддержку. Причем, сделают это оптимальным образом, — не всегда нужно кого-то везти, информацию можно почерпнуть и в интернете. Стадия городских событий «встретились — поговорили — разошлись» должна заканчиваться реализацией конкретных проектов. То есть сначала должна появляться задача проекта — это раз. Затем для ее решения в рамках проекта собирается команда. Недостающие компетенции добираются приглашенными экспертами».

Директор Штаба городских проектов «ЛИФТ» Дмитрий Шевкунов также подчеркивает важность ухода от спонтанности в создании событий к их тщательному планированию, что позволит как повысить качество их проведения, так и послужит вовлечению в процесс большого числа местных жителей, что в конечном итоге позволит не только привлекать туристов и участников из других городов, но и самим и развиваться населению города. В качестве примера Дмитрий приводит фестиваль «Белые ночи» в Перми: «Такие крупные мероприятия увеличивают туристический поток и развивают инфраструктуру, которая нужна для обслуживания гостей, помогают вовлекать в культурные и экономические процессы все заинтересованные стороны. В том числе представителей власти, бизнеса, профессиональных объединений, формальных и неформальных сообществ, носителей перспективных идей. Для того, чтобы такое событие было успешным, требуется провести предварительную работу со всеми агентами, созвать координационный совет – исполнительный орган, который представлял бы интересы всех сторон. Должны работать фонды, ориентированные на специфику мероприятия. А также фонды местных сообществ, учредителем которых являлся бы бизнес, в качестве стратегической цели видящий перед собой развитие культуры. Конечно, производство культурных ценностей не приносит прибыли сразу. Но если у жителей появится возможность повышать уровень культуры, и город будет в этом настойчив и успешен, то это отразится на будущих поколениях горожан.  В долгосрочной перспективе это даст хорошие результаты, например, новые стандарты элитарной и массовой культуры. А значит, откроет дорогу новым стартапам».

Инфраструктурный вопрос

Инфраструктура — самый больной вопрос для Ижевска. Большинство экспертов, оценивая потенциал города в проведении масштабных мероприятий, так или иначе отметило нехватку различных инфраструктурных составляющих, так или иначе препятствующих организации в Ижевске по-настоящему крупных событий.

Это, в частности, отмечает руководитель IDstudio Александр Смакотин: «Организация федеральных мероприятий просто невозможна по причине отсутствия современных площадок, которые спроектированы под подобные задачи и с учетом крупных фестивальных проектов. Если говорить об Ижевске, то наследие закрытого города, в котором не собирались проводить крупные международные мероприятия — это то, с чем мы живем по сей день. Та эпоха закончилась, но на смену ей, к сожалению, не пришла эпоха открытого города, готового к встрече гостей. Для того, чтобы проводить большие фестивали, город надо совершенствовать под эту задачу, а этого никто не делает, у Ижевска просто нет подобной стратегии».

Владислав Шулаев говорит, что, если «обжить» набережную Ижевского пруда и дополнить ее плавучими сценами, то она может превратиться в одну из наиболее востребованных фестивальных площадок, наряду с Центральной площадью. Там можно было бы отмечать День рождения «Арсенала», одного из важнейших центров истории и культуры города. Также в наборе ижевских дат не хватает ежегодного дня рождения главной башни Ижмаша — первого многоэтажного промышленного здания в России.

Константин Космин отмечает, что «Фестиваль Чайковского мог бы перерасти российский уровень, если бы в республике был хороший концертный зал. Пока же Ижевск не может конкурировать с Клином, Санкт-Петербургом и Москвой, у которых тоже есть «права» на композитора. Кстати, такой концертный зал мог бы быть составляющей многофункционального центра на набережной Ижевского пруда, вместе с выставочным залом, площадью для танцев и парком вокруг нее».

Мария Дремина, архитектор, доцент кафедры менеджмента Российского государственного профессионально-педагогического университета, отмечает, что развитие инфраструктуры важная часть, но «не стоит ставить телегу впереди лошади»: «Массовые культурные мероприятия российского или мирового масштаба не должны проектироваться автономно от стратегии развития города. Это колоссальные по ресурсам проекты. Значит, они должны быть органично вписаны в стратегию, играть определенную роль в развитии города. Например, бразильские карнавалы — это не просто мероприятия; это целый индустриальный кластер, огромная сеть предприятий разных направлений деятельности, работающих только на карнавал, — от инфраструктуры и продвижения мероприятия до костюмов и сувенирки.   Все это управляется как долгосрочный проект, имеющий цель, задачи, ресурсы. Ижевск не имеет достаточно ресурсов, чтобы протянуть подобные проекты. Нет ни профессионалов-управленцев, ни денег. Поэтому рассчитывать можно только на успех локальных уникальных мероприятий, с возможностью продвижения информации о них в СМИ. В Ижевске нет международного аэропорта,  нет хороших дорог, нет кафе и гостиниц разных ценовых категорий, мало достопримечательностей. Даже если значительно улучшить инфраструктуру, она большую часть года будет бездействовать. Масштабные проекты в таких условиях разворачивать нельзя. Выживут только небольшие события. При этому не нужно гнаться за их количеством, лучше брать качеством их организации и уникальностью. Если делать качественно, то того, что уже есть, вполне достаточно».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.