Любовь Яковицкая о новом генплане Ижевска

Ижевск  не Чикаго

Накануне вынесения Генерального плана Ижевска на суд общественности СД побеседовал с Любовью Яковицкой, ландшафтным архитектором, участником Общественного совета по градостроительной деятельности при главе Удмуртской Республики. Архитектор, которая хорошо знакома с Генпланом 1987 года и входила в коллектив авторов Генплана, утвержденного в 2006 году,  рассказала о своих надеждах и опасениях по поводу нового проекта.

Проект нового Генерального плана Ижевска будет вынесен на публичные слушания в марте 2016 года. Об этом в середине февраля объявил министр строительства, архитектуры и жилищной политики УР Иван Новиков. Месяцем ранее председатель правительства Удмуртии Виктор Савельев заявил, что все замечания, которые поступят от горожан, будут учтены, «в соответствии с ними Генплан будет доработан и затем утвержден».

Справка СД

Любовь Яковицкая

Родилась  в г. Улан-Удэ, с 1966-го по 1976 год училась в средней школе пос. Первомайский Завьяловского района Удмуртии. Окончила Свердловский архитектурный институт. 11 лет была главным ландшафтным архитектором-дендрологом Ижевска. Входила в авторский коллектив по разработке Генплана столицы Удмуртии 2006 года. С 2005 года является индивидуальным предпринимателем. В настоящее время работает над проектированием парков в разных регионах страны.

Любовь Рувимовна, существует ли преемственность между генеральными планами? Был ли выполнен Генплан 1987 года?

— Преемственность между планами 1987-го и 2006 года, конечно, существовала. Новый документ продолжал и развивал предыдущий. Но в 90-х годах произошел резкий экономический спад, и многие задумки не реализовались. Предполагалось, что население Ижевска достигнет к 2005 году 800 тысяч человек, а оно, наоборот, сократилось до 623,5 тысячи. Были запланированы объемы жилищного строительства на уровне 350–540 тысяч квадратных метров в год, на деле же они составили 150–190 тысяч квадратных метров. Протяженность магистральных улиц и дорог составила 182 километра, а не 225, как планировалось. Было построено лишь 11 из 26 запланированных искусственных автотранспортных сооружений (7 мостов и 5 путепроводов). Из восьми подстанций мощностью 110 кВ построены только две. Отмечу и плюсы — это реставрация собора Александра Невского, восстановление Троицкой церкви, Свято-Михайловского собора. Реализована большая часть проектов детальной планировки жилых районов (Северо-Западный, Южный, Карлутский, Аэропорт, Восточный и др.). Построены магистрали на запад (ул. Промышленная — ул. В.Чугуевского, ул. Холмогорова — ул. им. 50-летия ВЛКСМ) и на юг (ул. Удмуртская — частично до ул. В. Чугуевского).

Генеральный план 2016 года принимается всего лишь через 10 лет после Генплана, принятого в 2006 году, и его корректировки, произведенной в 2009 году. Есть ли необходимость в столь частом изменении этого документа, определяющего стратегию, общую линию развития?

— Строго говоря, тот Генплан, который мы сейчас ждем, — это тоже корректировка действующего документа. Новый Генеральный план Ижевска должен был появиться в 2031 году. Корректировка допускается, если того требует развитие города и надо что-то срочно менять. В нашу ситуацию вмешался экономический кризис 2008 года, негативные процессы в экономике, которые начались два года назад. Строительным компаниям нужно было спасать свой бизнес, и администрация города пошла им навстречу, разрешив изменить назначение некоторых территорий с «земель общего пользования» на «земли жилой и деловой застройки». В 2009 году в Генплан были внесены большие изменения, отвечающие желаниям застройщиков строить не на периферии, а в центре города, на набережной Ижевского пруда, где жилье будет более дорогим, а также там, где были запланированы парки, скверы, городские леса.

Какие принципиальные отклонения от Генплана 10-летней давности были допущены за последние годы?

— Город Ижевск имеет компактную структуру, диаметральную застройку. Чтобы ее поддержать, в Ленинском районе нужно было построить большой жилой район Александровский, а также ТЭЦ для его энергообеспечения. В 2014 году на берегу Ижевского пруда появилась новая электростанция, точнее, новый блок Ижевской ТЭЦ-1, но в нее не заложили достаточной мощности, чтобы обеспечить энергией новый район, рассчитанный примерно на 100 тысяч жителей. От планов строительства ТЭЦ-3 к 2005 году отказались. Тогда застройщики пролоббировали решение о строительстве жилого комплекса «Столичный» рядом с ТЭЦ-2. При этом ведется вырубка леса вдоль Воткинского шоссе, с другой стороны которого расположен жилой район Буммаш. Воткинское шоссе — это улица городского значения, очень динамичная, шумная. Вдоль нее должны быть большие коридоры зелени, а не высотное жилье в 17 этажей. Градостроительный кодекс РФ допускает вырубку в лесах только в двух случаях — для  прокладки инженерных коммуникаций и транспортных магистралей.

В какой степени корректировка 2009 года изменила Генплан 2006 года?

— Корректировка полностью изменила ситуацию. В основе Генплана 2006 года — природный каркас, который задает направления для развития города. Лес должен оставаться лесом, и там, где запланирован сквер или парк, не должны быть жилых домов, как и на набережной пруда. В итоге появилось до 5–6 десятков «горячих точек» с текущими или потенциальными градостроительными конфликтами между горожанами и застройщиками. Город стал превращаться в многоэтажного монстра, особенно после того, как была разрешена высотная застройка в районе Культбазы, в Восточном жилом поселке, в Ленинском районе и других местах.

Но где же взять территорию для нового строительства в городе? Считается, что ее нет.

— Строить предпочитают там, где выгоднее застройщику. Но территория у города есть. Целые кварталы, например на Буммаше, необходимо реконструировать — это большие объемы работы. Нужно сносить ветхое жилье в центре, в Южном жилом районе, где по Генеральному плану должно быть жилье максимально хорошего качества. Высотные дома можно строить на ул. Ленина выше кардиологии, в Восточном жилом районе, хотя там улица слишком узкая, нужно ее расширять. В Генплане предполагалось, что будут поэтапно осваиваться территории от ул. Чугуевского до Воткинской линии и далее, частный сектор на улице Либкнехта.

 Какие опасения у вас вызывает проект нового Генерального плана?

— Опасения в том, что его реализация приведет к дополнительным проблемам с транспортом, энергоснабжением и особенно к потере зеленых насаждений. Из-за строительства жилья в верховьях речек Карлутки, Подборенки и других нарушается их питание, и это имеет далеко идущие негативные последствия.

На Генплане Ижевска 2006 года находилось 189 объектов зеленого строительства. Однако зеленое строительство в городе не ведется. 99% потенциальных и даже имеющихся скверов и парков могут быть застроены, так как власти рассматривают их как пустыри. В 2013 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР были лишены статуса особо охраняемых природных территорий те объекты, которые его имели или должны были получить. Городские леса становятся площадками для возведения жилых комплексов.

Отход от ранее выбранного направления развития города совершен в новом Генплане в отношении набережной Ижевского пруда. Ее часть по улице Милиционной выделили в зону особого режима, а все остальное отдали под жилье, которое влечет за собой инфраструктуру, отличную от той, что нужна в зоне общественно-деловой застройки.

Усугубляет ситуацию то, что в Ижевске не остается территории для таких объектов, как городской ЗАГС, филармония (нынешняя находится в бывшем Доме политпросвещения), музеи (воды, археологии и др.), планетарий, специализированные парки (детский парк аттракционов, спортивный, дендропарк, гидропарк, аквапарк). Мы говорили о реконструкции Летнего сада им. Горького, о превращении его в сад при Генеральском доме, соответственно, аттракционы должны быть в перспективе выведены оттуда. Но недавно администрацией города было решено установить рядом с ротондой колесо обозрения 50 метров в диаметре. Это ломает всю концепцию восстановления сада им. Горького как исторического объекта.

Планы развития Ижевска

Утвержденный в 1809 году Генеральный план «будущего города Ижа» был создан С. Е. Дудиным. Изменения в планировке и застройке города производились в 1920–1930-х годах, после того, как в 1921 году Ижевск стал центром Удмуртской автономной области.

Специалисты Горьковского краевого института проектирования городов сделали Ижевску Генеральный план 1934 года.

Институт «Ленгипрогор» (г. Ленинград) был разработчиком генпланов 1963-го и 1987 года. Оба они были утверждены постановлениями Совета министров РСФСР.

Два генеральных плана, 2006-го и 2016 года, а также корректировка Генплана 2009 года были разработаны Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург) по заказу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Ижевска.

Проект Генплана обсуждался с крупными девелоперами, ведущими застройщиками, которые внесли в него предложения и замечания за 1–2 месяца до вынесения его на публичные слушания. Был ли представлен данный проект общественности, в частности, Общественным советам по градостроительной деятельности при главе УР и Ижевска?

— Нет, у общественности не было возможности влиять на проект, хотя мы надеялись, обсуждали его на заседаниях Общественного совета по градостроительной деятельности при главе Удмуртии. Теперь у общественников есть последняя надежда повлиять на развитие города — участвовать в публичных слушаниях по проекту. По сути, жители Ижевска лишены права формировать свою среду обитания. Хотя Генеральный план только бы улучшился от того, что специалисты опирались бы на идеи и предложения, исходящие от населения.

Виктор Савельев отметил, что правительство заинтересовано в скорейшем принятии нового документа, так как старый «ни в какие ворота не лезет», потому что в нем «в основном решались вопросы застройщиков». Новый Генплан, по его словам, будет направлен на «комплексность застройки и учет интересов населения». Какие интересы населения должны быть учтены? 

— Интересы населения — это комфортная жилая застройка, удобные транспортные связи и организация всех видов отдыха: от активного до тихого. Люди должны иметь возможность полноценного восстановления сил после трудового дня, недели. Разработчики проекта должны позаботиться о том, чтобы в дальнейшем на основе Генплана решались главные задачи здорового развития города. Это разумное чередование жилой застройки и рекреационных территорий, выведение промышленных предприятий из центральной части города и разработка санитарно-защитных зон вокруг них, создание оптимальных транспортных связей через градоформирующие узлы — городские и районные общественно-деловые и торгово-развлекательные центры. Все это в целом формирует город, а в масштабах человека — создает комфортную городскую среду и инфраструктуру, непосредственно приближенную к его месту жительства.

Что в идеале городу должен дать новый Генплан?

— Последовательную реализацию всего прогрессивного, что было заложено в действующем Генплане. Тогда и через 20 лет мы будем жить в городе, удобном для людей всех возрастов. Ижевск — компактный по застройке, коммуникациям и транспортной схеме. Прямоугольная сетка улиц накладывается на ландшафт вокруг ядра — городского пруда. Это идеальная схема. Хотелось бы, чтобы восторжествовал здравый смысл, чтобы учитывались интересы населения, а не только строительного бизнеса. Если развитие города пойдет в другом направлении, то это будет трагедия. Нужно городу отработать правила, чтобы сохранение и благоустройство лесов включалось в обязательства для застройщика, если он строит рядом с лесом жилой квартал.

Уникальность Ижевска в том, что он имеет протяженные лесные границы, и этим нужно грамотно воспользоваться. Раз экономическая ситуация не способствует созданию новых парков, то нужно обустроить городские леса как парковые территории. Тем самым мы защитим лес и создадим для людей комфортную среду обитания около их жилья.

Как Ижевск может измениться через 50–100 лет?

— Так, как этого захотят жители. Мы можем менять город, перестраивать его под потребности населения. Если сейчас население не увеличивается, то нужно строить малоэтажные дома, а не многоэтажки, квартиры в которых в основном покупают, чтобы перепродать. Цивилизованные города — это малоэтажные города. Если Ижевск — город для людей, то не надо его уродовать каменными трущобами. Ижевск — не Нью-Йорк и не Чикаго, а типичный город средней полосы России. У него нет потребности в небоскребах, как в Нью-Йорке, где земельные участки стоили дорого и их настолько не хватало, что остров Манхэттен пришлось наращивать тоннами земли и мусора. Нью-йоркский Центральный парк — полностью искусственное сооружение, необходимость в котором для населения даже не сразу осознали. Хотелось бы отстоять Культбазу, чтобы там осталось нормальное жилье для семей, с куском земли в полторы сотки и гаражом. Стоит задуматься, действительно ли Ижевску нужен город-спутник на землях бывших сельхозугодий в пригороде, если в ближайшие 25 лет население вряд ли увеличится даже на 100 тысяч жителей. В нынешних условиях лучше заняться реконструкцией старого жилого фонда в центре города, задуматься о судьбе пятиэтажек, срок эксплуатации которых уже истек.

Во всем мире бизнес подстраивается под потребности населения. В градостроительстве потребности в экологической безопасности, удобстве, красоте домов и улиц, общественных пространств должны стоять на первом месте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.