Как стать нотариусом. Рассказывает председатель нотариальной палаты УР

Лариса Пушина: «У большинства людей упрощенное представление о работе нотариуса»

Нотариус — одна из самых загадочных профессий, связанных с юриспруденцией, и одна из немногих, в которой лицо, не являющееся государственным служащим (если речь идет не о государственных нотариусах), действует от имени государства.

Президент Нотариальной палаты Удмуртской Республики Лариса Пушина рассказала в интервью журналу «Свое дело» о том, как становятся нотариусами, о невидимой стороне их работы и для чего нотариусам Нотариальная палата.

larisa-pushina

— Нотариус довольно интересная профессия — их так мало, что первый вопрос напрашивается сам собой: как становятся нотариусом и сложно ли это?

— Действительно, очень много ходит слухов о том, как сложно стать нотариусом. На самом деле это достаточно доступная профессия. Для того чтобы стать нотариусом, нужно соответствовать определенным требованиям — иметь гражданство РФ, причем нельзя быть гражданином другой страны, не иметь судимостей и т. д. Кроме того, нужно иметь высшее юридическое образование, пройти специальную стажировку, которая продолжается один год, сдать квалификационный экзамен, получить право совершать нотариальные действия и после этого, на основании конкурса, можно занять вакантную должность нотариуса.

— А как вы стали нотариусом?

— Закончила юрфак. Работала какое-то время юристом на предприятии, потом в области недвижимости, затем прошла стажировку у нотариуса, работала три года помощником, а потом был объявлен конкурс на пять должностей в городе Ижевске и по его результатам я была назначена на одну из этих вакантных должностей нотариуса.

— А сегодня есть вакантные должности нотариусов в Удмуртии?

— На сегодняшний день в Удмуртской Республике вакансий нет, но по стране есть — например, в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе. То есть если речь идет о том, чтобы попасть в профессию, то это реально. Но поскольку нотариусы — самозанятые граждане, то есть они самостоятельно формируют свою работу с учетом обязательных платежей и получают от этой деятельности доход, то где-то этим заниматься более интересно, где-то менее интересно — в зависимости от деловой активности. Конечно, в Москве самый большой конкурс на должность нотариуса.

— Но количество нотариусов в каждом регионе ограничено?

— Да. Нотариус совершает действия от имени государства, и только те действия, которые государством прямо предусмотрены для этой должности. Мы самостоятельны только в плане финансов, а наша деятельность регламентирована законом, и, соответственно, количество нотариусов ограничено, так же как, например, ограничено количество судей. Их ровно столько, сколько требуется для того, чтобы осуществлять эти функции от имени государства. Количество нотариусов — это вопрос компетенции субъекта Российской Федерации и определяется исполнительным органом власти субъекта. В Удмуртской Республике примерно на 15–20 тысяч человек один нотариус. Всего в республике 82 нотариуса, и это количество довольно давно не меняется, поскольку численность населения у нас стабильна.

— Если численность нотариусов не меняется, то функционально в вашей работе все равно постоянно происходят какие-то изменения —например, в связи с тем, что законодательство в последние годы меняется очень быстро?

— В последние два-три года было очень много изменений, которые повлияли на нашу работу. Например, законодатель снова вернулся к практике нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом — не всех сделок, а только определенного рода: с участием несовершеннолетних, недееспособных, с долевой собственностью. Это связано с тем, что работа без нотариального удостоверения договоров в течение более чем 18 лет привела к росту количества злоупотреблений на рынке недвижимости и законодатель пытается решить этот вопрос. Участие нотариуса, во-первых, снижает риски мошенничества, а во-вторых, дает дополнительные гарантии: когда договор нотариально удостоверен, нотариус несет полную материальную ответственность. У нотариуса есть страховка личная, есть страховка коллективная — Нотариальной палаты, и, кроме того, федеральной Нотариальной палатой создается специальный компенсационный фонд. То есть в случае, если сделка совершена неправильно и нанесен ущерб, он может быть компенсирован за счет вот этих средств.

— Я так понимаю, что и информационные технологии уже активно используются в работе нотариусов?

— Очень много изменений в нашей работе связано как раз с информатизацией. Сфера государственных услуг активно информатизируется, и нотариат, разумеется, в этом процессе тоже участвует. Сейчас развивается межведомственный информационный документооборот: создана единая федеральная информационная база, где формируется, например, база брачных договоров, завещаний. Налажен электронный документооборот при оформлении наследственных прав — наследники теперь почти никуда не ходят, нотариус получает большинство документов в электронном виде. Кроме того, ведется работа по формированию электронного реестра нотариальных действий. Сформированы несколько электронных баз на федеральном уровне — в частности, реестр залогов движимого имущества, база отмененных доверенностей.

— То есть то, что вы раньше вносили в журнал, сейчас еще и в электронном виде фиксируется?

— Да, к сожалению, пока мы эту работу ведем параллельно. Пока переходный период, от этого не уйти, но с 2018 года планируется полный переход на ведение реестра нотариальных действий в электронном виде. То есть пока, с одной стороны, нам добавилось работы, а с другой стороны, стало многое делать удобнее благодаря наличию электронных баз документов.

— Бывали ли случаи, когда нотариусу приходилось возмещать ущерб от неправильно оформленной сделки?

— К счастью, нотариусы все делают правильно. За последние несколько лет случаев страховых выплат в Удмуртской Республике не было.

— То есть нотариус, когда заверяет сделку, должен в каком смысле провести следовательскую работу — проверить, все ли законно?

— Это прямая обязанность нотариуса. В законе так указано, что нотариус должен проверить законность сделки, что сделка не противоречит требованиям закона. Мы обязаны установить личность гражданина, изучить представленные документы, проверить дееспособность лиц, участвующих в сделке, принадлежность имущества, отсутствие запретов и арестов…  То есть все, что нотариус должен проверить, он проверяет, и все документы хранятся у нас в деле. Это, кстати, еще одна обязанность нотариуса — создание архива документов, среди которых немалая часть — например, документы по сделкам с недвижимым имуществом — документы постоянного срока хранения. В случае сложения нотариусом полномочий архив передается другому нотариусу либо в определенных случаях в государственный архив.

— То есть нотариус обеспечивает создание архива и его сохранность за свой счет?

— Да, и это требует определенных затрат. И если честно, у граждан несколько упрощенное понимание работы нотариуса: пришел к нотариусу, он поставил подпись, шлепнул печать. На самом деле требуется и предварительная работа — в частности, изучение документов, и с гражданами нужно пообщаться, потому что порой бывает, что человек не может четко сформулировать, что именно ему нужно. Ну и конечно, работа после самого удостоверения документов: обработка документов, формирование дел, хранение, описи, отчеты — это тот пласт работы, которую не видно, он очень большой. Во многом из-за этого у нас в Удмуртской Республике нотариусы преимущественно женщины — эта бумажная работа под силу не каждому мужчине.

— Приходится работать сверхурочно?

— Да. Хотя каждый нотариус может нанять технических работников, но самого нотариуса никто не заменит. Часто граждане ждут тебя лично, когда ты в отпуске или на больничном, хотя у меня, например, очень компетентные помощники, с большим стажем работы, которые могут меня заменить. Но личностный фактор имеет значение, некоторые ходят к нотариусу как на исповедь, особенно люди в возрасте.

— В чем состоит функция Нотариальной палаты как объединения нотариусов?

— В соответствии с законом каждый нотариус должен состоять членом некоммерческой  организации — Нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, в нашем случае это Нотариальная палата Удмуртской Республики. Публично-правовые функции нотариальных палат оговорены законом, и работу нотариусов контролируют государственные органы. Однако, поскольку наша деятельность специфична и лучше самих нотариусов эту сферу не знает никто, то основная функция нотариальной палаты — контроль за профессиональной деятельностью нотариусов. Кроме того, у палаты есть еще такие функции, как помощь нотариусам в повышении квалификации, информационно-методическая и организационная поддержка и т. д.

— Вы говорили об информационных системах, которые используете, и среди них есть справочно-правовая система КонсультантПлюс. Помогает она вам в работе?

— Нотариальная палата уже на протяжении многих лет сотрудничает с Компанией «Кедр-Консультант». Одна из функций палаты — оказание методической помощи нотариусам. Нотариус занят на своем рабочем месте приемом граждан, и ему, бывает, не хватает времени изучить какие-то новшества в законодательстве. Поэтому у нас организовываются семинарские занятия, пишутся методические и рекомендательные письма, и КонсультантПлюс в этом очень сильно помогает.

Справка СД

Нотариус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.

Функции нотариусов гораздо шире и предъявляемые к ним требования гораздо выше в странах континентального права (например, Россия, Германия) по сравнению со странами общего права (например, в США).

В России первое упоминание о нотариате содержалось в Псковской судной грамоте (XV век). Она содержала положение, согласно которому отдавалось предпочтение письменному акту перед всеми другими (появление письменных доказательств указывает на существование института нотариата). Так, например, ст. 14 Псковской судной грамоты предъявляла к завещанию определённые формальные требования: оно должно было быть составлено в письменном виде и храниться в архиве Кремля.

Днём образования нотариата России считается 27 апреля 1866 года. В этот день император Александр II подписал «Положение о нотариальной части», которым впервые в истории России нотариат был выделен в отдельный правовой институт. После 1866 года совершение явочных актов перешло к нотариусам, а регистрация актов, прежде совершаемых у крепостных дел «крепостным порядком» (и которые только и сохранили после 1866 года название «крепостных актов»), перешла к нотариальным архивам, которыми заведовали старшие нотариусы.

26 апреля 2016 года нотариат России отметил знаменательную дату — 150 лет. В этот же день Указом Президента Российской Федерации № 195 официально установлен День нотариата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.