Почему в Ижевске не строятся паркинги

Трест, который лопнул

 

Первый инвестиционный проект в Ижевске на условиях концессионного соглашения — строительство многоуровневых паркингов — похоже, провалился. Как выяснил СД, выигравшее конкурс ООО «Квартал» в настоящее время потеряло интерес к проекту. Акты осмотров, которые планово проводят чиновники администрации, фиксируют отсутствие всякой деятельности и нарушение сроков исполнения концессионного соглашения.

Что планировалось сделать

Проблема дефицита парковочных мест в Ижевске является актуальной вот уже с десяток лет: количество автомобилей намного превышает количество парковочных мест в городе, построенном преимущественно в советское время. Предыдущая администрация Ижевска, возглавляемая Денисом Агашиным, решила не оставаться в стороне и довольно рьяно взялась за решение с намерением заодно получить новую доходную статью для муниципального бюджета.

Решать начали в комплексе. Во-первых, стали активно бороться с нарушениями правил парковки, устанавливая попутно запрещающие парковку знаки в тех местах, где стоящие автомобили создавали помеху движению. Эти шаги создали дополнительный дефицит парковочных мест и одновременно обострили ситуацию во дворах, прилегающих к общественным местам, куда устремились автомобилисты, которых согнали с привычных мест на проезжей части.

Этот дефицит администрация была намерена покрыть за счет создания строительства новых паркингов, оборудования мест для кратковременных платных парковок в центральной части города и возврата в муниципальную собственность стоянок (а точнее, земли под ними), некогда отданных в аренду частникам. «В городе 200 тысяч машин, и только 47% автомобилистов пользуются услугами стоянок» — с помощью таких цифр описывал в 2013 году перспективы проекта глава администрации Денис Агашин.

Оставалось только заставить хотя бы большую часть из оставшихся 53% парковаться на платных местах. Для этого нужно было создать условия для парковочного бизнеса, а потом и сам бизнес, все три составляющие которого должны были приносить доходы в бюджет — в виде концессионных и арендных платежей. Однако если первую часть удалось реализовать полностью, то вторую вообще не удалось.

Переводу существующих стоянок в муниципальную собственность резко воспротивились их владельцы — предприниматели написали заявления в прокуратуру и УФАС. В результате Денис Агашин едва не лишился кресла — в частности, УФАС по УР возбудило в отношении сити-менеджера административное дело, настаивая на его дисквалификации. Администрации пришлось пойти на попятную и отменить постановление о прекращении договоров аренды земли под стоянками.

Другой проект — организация платных парковочных мест на улицах центральной части города — замер еще на стадии обсуждения. Проблемы возникли с поиском инвестора, который был бы готов вложить в это дело порядка 100 млн рублей. Впрочем, даже до обсуждения конкретных цифр дело не дошло — конкурс на реализацию проекта так и не был объявлен. Судя по ответу, полученному СД из администрации города, дело отложено «до востребования». «Сначала нужно привести в порядок то, что есть, и сделать все парковки законными, чтобы машины не оставляли на газонах. А потом будем искать деньги», — пояснил заместитель главы администрации Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию Сергей Стрелков.

Дальше других продвинулся первый концессионный проект в Ижевске — строительство многоуровневых паркингов. Администрация нашла участки, разработала документацию, провела конкурсные процедуры и заключила концессионное соглашение с инвестором. Победителем оказалось ООО «Квартал» — впрочем, почти на бесконкурсной основе, так как единственным соперником компании на торгах было ООО «Инком-Инвест», а учредителем обеих компаний является Дмитрий Ряхов, бывший депутат Городской думы Ижевска. Однако инвестор, видимо, переоценил свои силы, поскольку до сих пор ни одного из паркингов нет даже в проекте.

http://svdelo.ru/zhurnal

Почему не получилось

По условиям концессионного соглашения, заключенного между администрацией Ижевска и ООО «Квартал», последнее обязалось в течение шести лет с даты подписания соглашения (т. е. с 26 декабря 2013 года) построить восемь многоуровневых паркингов общей площадью 75,5 тыс. кв. м: два в Первомайском районе, по одному — в Октябрьском и Ленинском районах и четыре — в Устиновском районе. Общая вместимость паркингов должна составить 3 760 машино-мест. Площадь застройки — минимум 50%.

Концессионер получал право на строительство и эксплуатацию объектов на 49 лет. Сами участки оставались в собственности администрации, а концессионер получал их в аренду, выплачивая бюджету, помимо концессионной платы в 530 тыс. рублей ежегодно — еще и арендную в соответствии с установленной ставкой.

Кроме того, соглашением утвержден предельный размер платы за пользование паркингом — 1 100 рублей в месяц. Это обязательство действует один год после сдачи в эксплуатацию, а затем концессионер может устанавливать плату на свое усмотрение.

Таким образом, построив все паркинги, ООО «Квартал» могло зарабатывать  при 100%-ной загрузке порядка 50 млн рублей в год. Впрочем, очевидно, что полностью заполнить паркинги будет сложно, даже активизировав борьбу с незаконными стоянками. Возможно, имеет смысл опереться на оценку, некогда сделанную Денисом Агашиным, — 47%. Получится порядка 25 млн рублей в год.

Эксперт СД оценил общий объем инвестиций в сумму около 1 млрд рублей. Если эта оценка верна, то даже при полной загрузке вложения вернутся только через 20 лет. И даже с учетом того, что размер платы будет превышать впоследствии установленные соглашением 1 100 рублей, вряд ли он сильно снизится. Нужно учесть и то, что инвестор наверняка будет привлекать заемные средства, которые тоже стоят денег.

Александр Зорин, заместитель директора по маркетингу ООО «УК «УДС-Групп»:

— Рассмотрим строительство 6-этажного здания 36 х 66 метров с высотой этажей 2,8 метра. Допустим, будут использованы сборно-монолитный безригельный каркас и облицовка из кирпича. Один такой паркинг будет рассчитан на 430 машино-мест.

В этом случае общая стоимость строительства паркинга составит не менее 120 млн рублей. Сумма указана без учета стоимости земли. Подчеркну, это один из самых дешевых вариантов.

На реализацию такого проекта уйдет от 10 до 15 месяцев в зависимости от финансирования. Сложности такие же, как и у прочих проектов, а именно:  оформление земельного участка, получение технических условий на подключение к сетям, наличие квалифицированных специалистов, способных выполнить работы.

Окупаемость проекта можно поднять за счет организации на территории, выделенной в концессию, сопутствующих бизнесов. Именно на это, по мнению источника, близкого к администрации города, рассчитывал владелец ООО «Квартал» Дмитрий Ряхов как совладелец бизнесов по продаже автозапчастей и шин. Что, кстати, не противоречит условиям концессионного соглашения —разрешается использовать 10% выделенной земли на строительство объектов сопутствующего сервиса, что не так уж мало: площадь наименьшего из участков — 3 513 кв. м, самого большого — 24,5 тыс. кв. м.

Однако кризис, видимо, подточил оптимизм концессионера. По словам самого Дмитрия Ряхова, выполнение концессионного соглашения «приостановлено компанией на стадии проектирования, в рамках которого был выявлен целый ряд технических и экономических проблем». «Сегодня достаточно сложно определить, кто и в чем прав, а кто виноват, — комментирует г-н Ряхов, — поэтому, думаю, правильнее всего считать, что ответственность за выполнение сроков лежит в большей степени на мне. Очень надеюсь, инвестиционный проект будет осуществлен».

Надеждой живет, судя по всему, и администрация города. Здесь пока лишь фиксируют отсутствие движений по проекту, однако ни о каких действиях по расторжению концессионного договора речи не идет — все-таки концессионная плата и арендная плата перечисляются в бюджет города.

Но рано или поздно к теме паркингов придется вернуться — нетрудно спрогнозировать, что о ней вновь заговорят уже этим летом — в период сезонного  увеличения количества автомобилей в городе. И как показывает опыт других региональных столиц, иных решений, кроме предложенных ранее  администрацией Дениса Агашина, пока не существует.

Опыт других городов

В Казани за первый год работы паркоматов на улицах бюджет получил 11 млн рублей дополнительных доходов. В настоящее время плата установлена в размере 50 рублей за час.

В 2016 году в Тюмени планируют построить больше ста новых парковок, в том числе 22 платных. Пробную — на 215 мест — сделают рядом с администрацией города. В течение первого месяца автовладельцам разрешат парковаться бесплатно, а вот со второго начнут брать плату — 20 рублей за каждый час. К примеру, оставить машину на стандартный рабочий день будет стоить 160 рублей.

В Перми проектом организации платных парковочных мест в центре города занимаются уже не первый год. Старт проекта не раз переносился, последняя дата — 1 июля 2016 года.

В Уфе  утвердили концепцию строительства паркингов и организации парковок для автомобильного транспорта в центральной части города. Технико-экономическое обоснование и технический паспорт этого проекта также готовы, но инвестора нет. Торги будут проведены не раньше осени 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.