Январь 2016: инвестиции, ЧС и концессия, заработная плата

Первый в новом году номер СД целиком посвящен анализу прошлого года. Мы поискали и нашли в прошедшем году истории, которые «делали» новости в 2016-м и освежили их, сделав микс из деталей, которые появлялись в течение всего года и тут же тонули в груде новых. Теперь достаточно открыть нужный месяц нашего календаря чтобы вспомнить их во всех подробностях. Тем более что кое какие из них будут актуальны еще долго и найдут свое продолжение в 2017 году: концессия, долги республики, ситуация вокруг Ижавиа, оборонка и проч. Приятного чтения.

Заголовки январь

Минобороны планирует в 2016 году поставить в войска 2 комплекта ракетных комплексов «Искандер-М» и 20 баллистических ракет «Ярс» производства Воткинского машиностроительного завода.

В начале января ООО «УКС» привлекло для работы на аварийных участках теплосетей Ижевска 44 ремонтные бригады.

Новый Генплан Ижевска может поступить на общественные слушания уже в ближайшее время.

В Удмуртии отказались от идеи создания кластера по производству автокомпонентов.

В 20 млрд рублей оценивают власти Удмуртии плановый объем расходов на организацию и проведение мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею легендарного конструктора-оружейника Михаила Калашникова.

Новым директором МУП г. Ижевска «Ижводоканал» стал Владимир Пискайкин.

Предельный объем выпуска государственных ценных бумаг на 2016 год определен Правительством УР в 5 млрд рублей.

Индикаторы. Январь 2016

 

Инвестиции не привлекаются

В самом конце 2015 года глава Удмуртии раскритиковал работу республиканского Агентства инвестиционного развития за то, что годовой план по этому показателю не выполнен. На следующий день руководитель агентства Антон Орлов ушел в отставку. Его обязанности временно исполнял заместитель Игорь Золотухин, причем последнему в роли и. о. пришлось побывать в течение года дважды. Сначала руководителем был назначен Илья Пономарев, поменявший должность на место заместителя губернатора Севастополя. После Пономарева АИР УР возглавила Римма Бякова.

Частая смена руководителей не способствовала продуктивной деятельности агентства в части привлечения инвестиций. Председатель Правительства УР Виктор Савельев в январе заявил, что республика намерена сохранить объем привлечения инвестиций в 2016 году на плановом уровне 2015-го — это около 90 млн рублей. Фактически же в 2015 году в экономику Удмуртии инвестировано чуть более 80 млн рублей.

В 2016 году, вероятно, будет чуть больше. Официальные данные на конец сентября 2016-го показывают рост к предыдущему году на 1,4%, а глава республики в своем докладе по итогам года сообщил о том, что оценочно объем инвестиций в 2016 году составит около 85  млн рублей, то есть примерно  плюс 6%. И это в целом хороший показатель, потому что в 2017 году в лучшем случае следует ожидать сохранения текущего уровня — бюджетные расходы урезаны, строительный рынок сжался в связи с отсутствием платежеспособного спроса, инвестиционные программы крупных предприятий тоже сворачиваются из-за скорого окончания программы перевооружения Российской армии.

Заработная плата в Удмуртии не выплачивается

2015 год Удмуртия закончила в числе регионов — «лидеров» по росту объемов невыплаченной заработной платы — этот показатель увеличился с 18 млн рублей до 55 млн рублей. Справедливости ради нужно сказать, что республика замыкала список регионов с наибольшим ростом задолженности. Рост в 3 раза — это место только в середине второго десятка «черного списка». Возглавила список Орловская область — долги по зарплате за 2015 год выросли в 69,6 раза!

Рейтинг был составлен Фондом «Петербургская политика», специализирующимся на анализе политических и экономических процессов в регионах и известным, в частности, своим рейтингом политической выживаемости губернаторов. Любые рейтинги авторства фонда попадают в орбиту внимания как федеральных чиновников, курирующих региональную политику, так и собственно региональных политиков.

Кроме того, «объем просроченной задолженности по заработной плате» — один из тех, что постоянно мониторится органами государственной статистики, и понятно почему: он во многом определяет уровень социальной напряженности.

Ну и именно поэтому показатель — один из тех, что должен находиться на контроле у руководителей региона. Удмуртии в 2016 году в этом отношении удалось добиться некоторых успехов: уровень просроченной задолженности по заработной плате в республике за год снизился в 2 раза — с 55 млн рублей (на 1 декабря 2015 года) до  27 млн рублей (на 1 декабря 2016 года). По России задолженность по зарплате снижалась медленнее — на 30% по итогам года.

Концессия в Ижевске. Хоть что-то получилось

История с заключением концессионного соглашения о реконструкции теплосетей в Ижевске фактически началась сразу после новогодних праздников: благодаря морозам и ветхим сетям количество аварий в январе резко выросло. ООО «УКС» пришлось привлекать для срочного ремонта бригады из других регионов. Руководство города (вероятно, не рассчитав последствий) объявило режим чрезвычайной ситуации. Этот шаг, в общем, и запустил процесс перехода от существующей схемы работы по договору аренды к концессии. ЧС неминуемо привлекла внимание чиновников, которые потребовали: а) наказать виновных и б) до 1 июля найти любой законный способ привлечения инвестиций в реконструкцию теплосетей. Что и было в итоге сделано, правда, с опозданием на полгода, что, кстати, федералы не упустили из внимания.

Нет смысла пересказывать всю эпопею с заключением концессионного соглашения, однако стоит обратить внимание на пару моментов и сделать из них выводы.

Эпизод 1. Вертикаль

Объявление чрезвычайной ситуации позволило региональным и муниципальным руководителям (имеется в виду Ижевск) лично убедиться в том, что вертикаль власти не стала с годами менее жесткой, а институт полпредства существует не только для сбора отчетности. Для иллюстрации довольно вспомнить эпизод со вторым визитом заместителя полномочного представителя президента РФ в ПФО Олега Мельниченко — октябрь 2016 года. Во время это визита он указал, во-первых, на то, что, хотя чрезвычайная ситуация была объявлена, персональную ответственность за срыв подготовки к отопительному сезону никто не понес. А во-вторых, на то, что срок выполнения поручения государственного жилищного инспектора Андрея Чибиса по выбору формы управления сетями истек еще в июле. В сумме получается: «если до конца года город и республика не определятся, кто и как будет управлять сетями в Ижевске, то поиском виноватых займутся федеральные органы».

И нужно отметить, что заместитель полпреда ответственными лицами был понят: буквально две недели спустя администрацией Ижевска и концессионером (ООО «УКС») были согласованы основные параметры будущего соглашения (по которым, напомним, дискуссия длилась с апреля) и, действительно, до нового года документ был подписан сторонами.

Эпизод 2. Выдержка и правильный PR

Из всей этой истории стало ясно, что у администрации Ижевска  отсутствует какая-либо информационная стратегия в освещении резонансных тем. Или ее перепутали с изданием придворной газеты. Ситуация с тепловыми сетями — это резонансная тема. Но отцы города не раз за этот год допускали противоречащие друг другу высказывания по ней, каждое из которых попадало в СМИ.

Пример: 9 февраля 2016 года, глава администрации города Юрий Тюрин: «Мы отправили уведомление о прекращении арендного договора с УКС. Это уведомление направляется за три месяца до прекращения действия договора. То есть до 10 мая они работают, а дальше мы принимаем теплосети назад. Сформируем свое предприятие».

Позже в теплоснабжающей организации заявили, что письмо об отзыве уведомления они получили уже 11 февраля — через два дня после «расторжения». Правда, официально об этом было объявлено только 16 марта — месяц спустя, что позволило администрации сохранить лицо. Точнее, то, что от него осталось, — к тому времени уже и ФАС официально предостерегла главу города от создания муниципального предприятия, и любой желающий смог выяснить, что создание МУПов на объектах теплоснабжения противоречит закону.

Впоследствии, несмотря на то, что довольно быстро выяснилось, что реальной (не теоретической) альтернативы концессии нет, представители администрации города не раз публично заявляли, что не считают концессию хорошим решением, чтобы в итоге подписать соглашение.

Вероятно, было бы правильнее, если бы спикеры администрации не вдавались в субъективный разбор многообразия форм и способов управления сетями, а в публичных высказываниях придерживались позиции «все, что хорошо для города, хорошо и для нас».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.