Журнал

Я бы в лётчики пошел

Средний класс Удмуртии ищет приложение своим растущим финансовым возможностям. После того как автомобили перестали быть роскошью, в число атрибутов личного достатка вошли катера, квадроциклы, снегоходы. Тенденция последних лет, в том числе и в республике, — продолжением обозначенного набора состоятельного человека становятся летательные аппараты.

Людей, которые хотели быть лётчиками, всегда было много. В России, в отличие от Запада, это стремление в прежние годы упиралось в почти непроходимый забор различных запретов. Сегодня небо стало намного доступнее: и летательные аппараты в свободной продаже, и лётные права можно получить в рабочем порядке. Но не всё так просто, говорят эксперты: авиация не та область, где деньги решают всё. Владеть летательным аппаратом — ещё не означает, что человек сможет на нём летать.

Путь к мечте

Как же рядовому представителю среднего класса проложить свою индивидуальную тропинку в небо? Казалось бы, наиболее очевидным решением является приобретение сверхлёгкого или лёгкого самолёта. Но с покупкой самолёта у индивидуального авиатора проблемы только начинаются. Самолёт требует квалифицированного и постоянного технического обслуживания и аэродрома с необходимой инфраструктурой — ровной и длинной взлётно-посадочной полосой, ангарами, мастерскими и штатом обслуживающего персонала.

В авиации существуют многочисленные регламенты, правила и инструкции. И если вы не будете соблюдать все заложенные в них требования, то, затратив несколько миллионов рублей, рискуете остаться у разбитого корыта в виде красивого, но бесполезного авиаимущества. Именно поэтому в России самолёты чаще всего — удел аэроклубов и авиацентров, оставшихся ещё с советских времён. В таких авиацентрах вас научат летать и дадут возможность временной эксплуатации или аренды самолёта при наличии у вас пилотской лицензии. А квалифицированный инструктор или шеф-пилот уберегут вас от непоправимых ошибок. В Удмуртии такой авиацентр один — аэроклуб «Пирогово», на аэродроме которого квартируют несколько мелких авиапредприятий.

Но если вы не живёте в Ижевске или не хотите быть привязанным к одной организации, в этом случае наиболее демократичным и по-настоящему индивидуальным летательным аппаратом для вас станет дельталёт.

В 1919 году 7-летний американский мальчик Фрэнсис Рогалло впервые увидел пролетающий двухместный самолёт. С тех пор он мечтал стать пилотом. Однако ни судьба, ни здоровье не давали ему шансов подняться в небо. Тогда он стал авиаконструктором. И в 1951 году в США получил патент на изобретение гибкого крыла. Изобретение не поняли, хотя именно с него отсчитывает свою историю эпоха дельтапланов и дельталётов. Лишь в 1965 году 53-летний Фрэнсис Рогалло впервые поднялся в воздух на летательном аппарате своей схемы и конструкции Тома Перселла. Путь к мечте занял у него 47 лет.

Сегодня этот путь займёт около двух месяцев и от 50 до 100 тысяч рублей. Именно столько вам понадобится, чтобы получить удостоверение пилота дельталёта.

Не так давно вся страна развлекалась и упражнялась в остроумии по поводу полётов президента России на дельталёте. Отставив в сторону политическую составляющую данного события, обратим внимание на собственно средство передвижения. Когда принималось решение о полёте главы государства на дельте, степень безопасности оценивала служба охраны президента. Кроме того, по словам экспертов, для обучения и освоения новой техники Путину хватило всего 20 часов. Аргументы понятны.

Теперь другой факт — всё, что было доступно Президенту Российской Федерации в Салехарде, доступно простым жителям Удмуртии. Причём доступно уже лет пять!

Традиции лётного дела в Удмуртии

История сверхлёгкой авиации (СЛА) Удмуртии начинает свой отсчёт с 80-x годов прошлого века. В те годы республика считалась признанным лидером самодеятельных авиаторов. За годы перестройки наработанная структура распалась, ДОСААФа на какое-то время не стало, затем его работа возобновилась. И авиаторы-неформалы начали вновь создавать свои объединения. Причём хобби у многих из них переросло в профессию. В 2009 году профессионалы и энтузиасты, занимающиеся дельталётами, объединились в клуб «АвиаторЪ». Возглавил клуб пилот-инструктор Алексей Сурнин.

Прилагательное «сверхлёгкая» вовсе не означает разгильдяйства или других атрибутов неформальной самодеятельности. Дельталёт с точки зрения Федеральных авиационных правил мало чем отличается от «Боинга». Поэтому «АвиаторЪ», как и любой аэроклуб Объединённой федерации СЛА России, работает в соответствии с регламентирующими документами и законами РФ в области авиации общего назначения (АОН). Пилоты клуба прошли обязательную государственную сертификацию, имеют «Свидетельство пилота СЛА», являющееся национальной лицензией.

Наяву                                                            

«Варианты увлечения небом есть разные. Можно остановиться исключительно на развлекательной части, — рассказывает Алексей Сурнин.— Тогда для вас — просто покатушки в качестве пассажира на мини-самолётах или дельталётах. Но, как показывает практика, после первого ознакомительного полёта практически все выражают желание научиться пилотированию».

В настоящее время это не сложнее, чем получить права на вождение автомобиля: теория, практика на земле, практика в воздухе. Длительность занятий зависит от личных качеств обучаемого. Но, получив лётное удостоверение, его владелец встаёт перед выбором летательного аппарата и проблемой его содержания. Опыт ижевских пилотов-любителей подтверждает, что один из самых доступных и безопасных способов подняться в небо — это мотодельтаплан.

«Я по профессии доктор, и в мои обязанности входит также подготовка курсантов к прохождению ВЛЭК — врачебной комиссии, — говорит Евгений Кузнецов, пилот-инструктор. — Для многих желающих приобщиться к трёхмерному пространству полёты оказались своего рода лекарством, средством преодолеть свои проблемы — психологические и даже психосоматические».

По словам г-на Кузнецова, в авиаклубы приходит достаточно много людей, которые осуществляют ознакомительные полёты: взлетал один человек, приземлялся, фигурально выражаясь, совсем другой. Люди, особенное деловые, на самом деле невольники своего статуса — профессии, бизнеса, репутации. Они как трамвай — всегда по одному маршруту, по накатанным рельсам. Поэтому для них авиация — мощный мотиватор, изменяющий жизнь, надёжно избавляющий от пагубных пристрастий и вредных привычек: вместо эрзац-удовольствий — эмоциональная буря первого полёта, которая начисто смывает накопившийся негатив. Так что среди тех, кто летает, процент людей с вредными привычками, уверяют пилоты, категорически низок. Пить и курить нельзя, незачем да и некогда.

«Для меня полёты — это не экстрим. Сегодня жизнь намного экстремальней, чем подобные виды спорта. То есть сложить голову в подворотне или в автомобильной аварии гораздо легче, чем на этом аппарате. Только в воздухе, в полёте отдыхаешь от того бардака и суеты, в который превращается наша жизнь. Все проблемы остаются на земле, а здесь — покой, только ты и только небо вокруг. И твой напарник в ста метрах от тебя летит параллельным курсом. Воздух становится плотным, как вода, крыло в руках оживает. У воздуха появляется запах высоты — острый, холодный и свежий. И мы меняем свою точку зрения на пространство и время и на своё место в них: земля открывается в своей великолепной живой панораме», — делится Евгений Кузнецов.

Индивидуальный летательный аппарат

Одно из преимуществ дельты — его доступность. Это выражается в стоимости и содержании аппарата. Как пояснил г-н Сурнин, сегодня относительно хороший снегоход, квадроцикл или гидроцикл стоит примерно около 500-700 тысяч рублей, хороший дельталёт — столько же. Но в отличие от исключительно зимнего снегохода или исключительно летнего квадроцикла на дельте можно летать круглый год как с суши, так с воды и снега. Получаете права пилота — и в путь, к друзьям на дачу или на тусовку в соседний регион.

Дельталёт достаточно просто разбирается и собирается одним пилотом. Соответственно, не требует специального ангара, можно всё разместить в гараже рядом с машиной. А также достаточно просто перевозится на место взлёта и обратно. Это огромный плюс, который отличает дельталёт от мини-самолётов – это действительно индивидуальный летательный аппарат, не зависящий от наличия подготовленной взлётно-посадочной полосы (ВПП), штата механиков, шеф-пилотов и диспетчеров.

«Дельта не требует специальной ВПП, — поясняет Алексей Сурнин, — аппарат взлетит и с поля, и с асфальта, и с грязи, и с наста. Для разбега при взлёте необходима полоса длиной всего 150-250 метров, для посадки ещё меньше – метров 100-150. Кроме того, конструкция крыла гарантирует планирующую мягкую посадку даже с отключённым двигателем. Дельталёт может взлетать и садиться на воду, если вместо колёс использовать поплавки. Поскольку конструкция подвесной системы и крыла жёсткая, крыло не опускается в воду».

Скорость дельталёта в полёте 65-150 км/час. Так как кабины нет, то экипировка требуется соответствующая — непродуваемый комбинезон или костюм, краги, шлем.

В России действуют Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, разработанные с учётом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ICAO). Этот документ имеет силу закона и вводит три класса воздушного пространства: А, С и G. В первом классе полёты осуществляются на высоте от 8,1 тысячи метров под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Класс C регулирует полёты высотой до 8,1 тысячи метров двух типов – по приборам и визуальные, но только под контролем диспетчеров. Класс G подразумевает использование воздушного пространства в уведомительном порядке, на эти полёты не требуется диспетчерского разрешения. Это место для малой авиации. Однако существуют границы запретных зон, зон с различными ограничениями на полёты. В их число, например, входит воздушное пространство над Ижевском.

«Авиаплощадка дельталётов благодаря возможности взлёта и посадки на пашню или луг может базироваться там, где требуется только уведомительный порядок полётов, — поясняет Алексей Сурнин. — Фактически это означает, что вы можете летать в пределах зоны, когда вам вздумается, лишь бы погода не подвела».

Справка

Сверхлёгкая авиация (СЛА) – летательные аппараты, максимальная взлётная масса которых не превышает 495 кг и минимальная скорость которых от 65 км/ч. Это дельтапланы, парапланы, дельталёты, мотопарапланы, автожиры и другие подобные летательные аппараты. Парашюты, воздушные шары, аэростаты, модели летательных аппаратов к сверхлёгкой авиации не относятся.

Кто и где обучает

Научиться пилотированию и получить лётное удостоверение можно в организациях и клубах, входящих в Объединённую федерацию СЛА России. В Ижевске и Удмуртии это компании «АвиаТех» и «АвиаторЪ».

Ориентировочные затраты времени и финансов на обучение.

Минисамолёт – в среднем 40 лётных часов.

Дельталёт – в среднем 10-15 лётных часов.

Занятие от 30 минут до 1 часа хоть каждый день (по состоянию здоровья и лётной погоде).

Стоимость одного часа полёта –  от 7000 руб. в зависимости от типа СЛА.

Затраты на оформление лётного удостоверения (без стоимости учебных часов) – около 30 тыс. рублей.

Стоимость одного часа полёта –  от 7000 руб. в зависимости от типа СЛА.

Затраты на оформление лётного удостоверения (без стоимости учебных часов) – около 30 тыс. рублей.

Технические характеристики дельталёта

На дельталётах используются в основном австрийские авиационные двигатели Rotax мощностью от 50 л. с. Крыло – отечественных или зарубежных производителей. Тележки и приборное оборудование собираются из готовых деталей, комплектация – в зависимости от пожеланий владельца. Горючее – автомобильный бензин.

масса до 495 кг

количество мест 2-3

мощность двигателя 50-150 л. с.

ёмкость топливного бака от 10 до 100 л

расход топлива в крейсерском режиме полёта 8-18 л/час

шасси: колёсное, лыжное, поплавковое

площадь крыла 14,5-18,5 кв. м

размах 10,14 м

скороподъёмность до 7 м/сек

скорость минимальная 55 км/час

скорость максимальная 175 км/час

скорость крейсерская 80-140 км/час

скорость снижения при выкл. двигателе 2,0 м/сек

высота полёта до 2000 м (профи летают до 5000)

максимальная дальность (полная загрузка, полный бак) в зависимости от объёма бака от 100 до 1000 км

Один комментарий к “Я бы в лётчики пошел

  • ДОБРЫЙ ДЕНЬ! МЕЧТАЕМ С ВАМИ СОТРУДНИЧАТЬ. МОЖНО ПОЛУЧИТЬ КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН ИЛИ ЭЛ.АДРЕС?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *