Журнал

Сходили за водкой

Удмуртские производители алкоголя решили самостоятельно бороться с конкурентами, поставляющими на прилавки республиканских магазинов некачественный, зато дешевый товар. Сделав контрольную закупку, они отправили образцы фальсификата в Роспотребнадзор, а заодно вышли с законодательной инициативой по борьбе с некачественным алкоголем в Госсовет УР.

О том, как некачественный алкоголь попадает в магазины, каковы масштабы проблемы и как с ней бороться СД, рассказал Александр Ессен, исполнительный директор ОАО «Сарапульский ЛВЗ».

—  После повышения акцизов минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки выросла с 98 до 170 рублей. При этом объемы производства с начала года снизились. Это связано с повышением ее стоимости?

—  Производство водки в целом по России снизилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На это повлияло несколько факторов, в том числе действия оптовых и розничных продавцов — они создали значительные запасы продукции, закупленной в конце 2012 года еще со старой ставкой акциза, обеспечив себе, таким образом, сверхприбыли. И, безусловно, эта ситуация способствует всплеску  «фальсификаторов», предлагающих дешевый продукт по цене, которая экономически не может быть обоснована.

Какая доля рынка в связи с этим, по Вашему мнению, находится «в тени»?

— Если к концу 2011 года можно было говорить о том, что доля контрафактной продукции на рынке снизилась примерно до 25%, то в настоящее время, по оценкам специалистов Центра исследований федерального и региональных алкогольных рынков «ЦИФРРА», она достигает 50% и выше. Кроме того, значительно увеличилась продажа в розничных магазинах, аптеках суррогатов спиртных напитков, реализуемых под видом косметических средств и антисептиков, — ограничение времени продаж, как на алкоголь, на эти средства не распространяется. Продается также и этиловый спирт в пластиковых ёмкостях от 5 до 15 литров. Между тем, покупая его, люди часто не задумываются, что это технический спирт, употребление которого наносит непоправимый вред здоровью.

В качестве эксперимента местные производители алкоголя закупили 14 бутылок дешевой водки в местных супермаркетах. Как оказалось, часть из них не соответствует требованиям качества. Какие именно требования и посредством какого исследования это установлено?

— Образцы были исследованы в  лаборатории Сарапульского ЛВЗ. Она имеет аккредитацию, необходимое оборудование для проведения анализа, а также опытных специалистов. Среди отобранных образцов были такие, которые не соответствуют по физико-химическим и органолептическим показателям (превышение содержания вредных веществ по сравнению с нормативами). Кроме того, подавляющее большинство образцов не соответствуют даже нормативным требованиям по оформлению — отсутствие необходимой информации для потребителя. По несоответствию информации существующим нормативам с большой долей вероятности можно утверждать, что эта продукция контрафактная.

Известно, что СЛВЗ подал в связи с этим жалобу в Роспотребнадзор. Она уже рассмотрена?   

— Процесс рассмотрения небыстрый. Но жалоба была подана, и результаты ожидаем уже в ближайшее время.

Может ли цена бутылки водки в магазине сама по себе служить первичным маркером для определения некачественной продукции?  

— Приведу мнение одного из признанных аналитиков алкогольного рынка — руководителя Центра исследований алкогольных рынков «ЦИФРРА» Вадима Дробиза: «При стоимости меньше 200 рублей за пол-литровую бутылку водка неместных производителей не может быть легальной». И в этом случае местным властям и надзорным органам необходимо принять меры для более жесткого контроля за продаваемой алкогольной продукцией.

А что на прилавках соседних регионов? И есть ли регионы, сумевшие победить нелегальный алкоголь?

— Во всех субъектах это присутствует, где-то больше, где-то меньше. Конкретной аналитики на эту тему нет, есть только оценочные данные, которые я привел выше. Поэтому можно сделать вывод, что эффективного средства борьбы с нелегальным алкоголем никто пока не изобрел. Борются по-разному — в некоторых регионах просто дотировали местных производителей из бюджета.

Да. И в отдельных регионах местные бюджеты возвращают предприятиям-производителям до 80% уплаченных акцизов. Существует ли такая практика в Удмуртии и какие суммы вашему заводу дотируют из бюджета?

— Наша республика работает в строгом соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами, и, соответственно, никаких субсидий местные производители не получают. К слову, теперь во всех субъектах производство подакцизных товаров запрещено — 5 июля вступил в силу Федеральный закон 181-ФЗ от 02.07.2013 г., который закрыл эту лазейку. Что касается ряда субъектов РФ, которые такую поддержку оказывали, то там суммы были огромные — от десятков до сотен миллионов рублей.

Насколько разнятся цены на удмуртскую водку в республике и других регионах, в которых она реализуется?

— За пределами Удмуртской Республики цена на нашу продукцию выше. Объясняется это тем, что с предприятиями розничной торговли в республике мы работаем напрямую, исключая оптовое звено. В других регионах РФ на цене продукции на полке сказывается дополнительно оптовая наценка дистрибьютера.

Каковы, по Вашему мнению, перспективы борьбы с нелегальной водкой?

— Для того чтобы рынок алкоголя в стране стал легальным, цивилизованным, необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство. Соответствующие инициативы,  регулирующие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, готовятся в настоящее время в Госсовете УР (см. справку). Я непосредственно участвую в рабочей группе, которая формирует эти предложения. Сейчас конкретное воплощение инициатив нашей группы в документах поручено Министерству торговли УР. Кроме того, необходимо время и слаженная работа соответствующих контролирующих органов, а также нужна взвешенная акцизная политика — нельзя повышать акцизы так резко. Чем выше акциз на продукцию, тем интереснее алкогольный рынок нелегальным производителям.

Справка

На сегодняшний день в Удмуртии готовятся следующие инициативы по внесению изменений в законодательство:

— введение акциза на спиртсодержащую продукцию в ёмкости до 100 мл;

— введение лицензирования на производство и оборот спиртсодержащей продукции (без каких-либо исключений);

— значительное увеличение величины штрафов (административной ответственности) за нарушение законодательства в сфере  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;

— введение уголовной ответственности за производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции без лицензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *