АгропромЖурналМашиностроениеПроизводствоРынки

Итоги 2014: крупный бизнес

В 2014 году, аналогично году предыдущему, промышленность Удмуртии показала неплохую динамику роста за счет предприятий обрабатывающих отраслей — главным образом благодаря автомобильной отрасли и машиностроению. И хотя крупные предприятия республики настороженно взирают на ближайшее будущее и совсем неохотно делятся планами на 2015 год, местная промышленность, в которой трудится около 150 тысяч человек, судя по всему, обладает достаточным резервом, чтобы выдержать нелегкие времена.

Промышленное ассорти

Ориентиры промышленной отрасли, заданные в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010–2014 годы, в прошлом году были достигнуты и даже превышены. Например, объём отгруженной продукции в промышленности в 2014 году превысил 386,3 млрд рублей (при плановом значении в 367,3 млрд рублей).

Более 70 % крупных и средних предприятий республики увеличили объемы производства. Среди наиболее динамично развивающихся компаний эксперты отмечают ООО «ОАГ» (168 %), ОАО «Концерн «Калашников» (150,5 %), ОАО «Ижнефтемаш» (136,1 %), ОАО «Элеконд» (131,8 %), ОАО «ИЭМЗ «Купол» (122,3 %), ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (118,2 %), ОАО «Воткинский завод» (114,6 %), ОАО «СЭГЗ» (115,2 %).

Динамично развивался и агропромышленный холдинг «КОМОС-ГРУПП», дистрибуция которого охватывает 53 региона страны и ближнее зарубежье. Напомним, 5 марта на внеочередном собрании принято решение сменить место регистрации ООО «КОМОС ГРУПП» с Ижевска на Москву. Решено ликвидировать московский филиал и  создать филиал в Ижевске. Налог на прибыль компания будет платить уже в бюджет Москвы, а в Удмуртии останутся налог на имущество, зарплату и социальные фонды.

Санкции не добавили оптимизма удмуртским производителям. Однако уже в августе минувшего года была разработана «дорожная карта» по импортозамещению изделий, ранее поставлявшихся с территории Украины и других государств. Планируется, что импортозамещение для российского оборонно-промышленного комплекса на территории России будет налажено за два-три года. Импортозамещением гражданских товаров займется частный бизнес при поддержке государства. Например, ОАО «Элеконд» (производство алюминиевых малогабаритных конденсаторов нового поколения) воспользовалось ситуацией ограничения ввоза европейских товаров и увеличило объемы производства на 31,8 % по сравнению с уровнем прошлого года. Отголоском этих событий стал обсуждаемый проект строительства в регионе завода по производству микросхем для нужд Ижевского мотозавода «Аксион-холдинг», работающего на оборонную промышленность, а также для высокотехнологичной продукции в других сферах.

Что касается инвестиций, то, по предварительным оценкам, в 2014 году объем привлеченных средств в основной капитал составил более 80 млрд рублей, что на 11,5 %  выше уровня 2013 года.

В течение 2014 года среди экспертов шли разговоры о создании промышленных парков в Камбарке (специализация – утилизация вредных промышленных отходов или производство автокомпонентов) и Сарапуле (специализация – выпуск высокотехнологичной продукции), а также ижевского молодежного технопарка для развития инженерных профессий по направлениям робототехники и 3D-печати. Похоже, ключевым для оценки жизнеспособности этих проектов станет текущий 2015 год.

Стальные нервы «Ижстали»

Металлургический комплекс продолжает снижать объемы, темп роста объемов  отгруженной продукции составил 96,6 % от уровня 2013 года, а ИФО – 83,9 %. Крупнейшее металлургическое предприятие Удмуртии, входящее в структуру холдинга «Мечел», весь год продолжало лихорадить. Предприятие постоянно судится с поставщиками, забывая платить по счетам, что говорит о неблагополучном финансовом состоянии завода.

В конце года падение производства на предприятии удалось остановить. Вообще декабрь для металлургической промышленности — один из самых благоприятных периодов из-за окончания годового производственного цикла, связанного с фиксацией расчетов с заказчиками и поставщиками, отгрузкой продукции, расплатой и получением долгов. А тут еще и у головного предприятия — «Мечел», — с проблемами которого, видимо, главным образом вызвана лихорадка «Ижстали», начали поправляться дела.

В начале прошлого года у холдинга «Мечел» был огромный долг в размере $9 млрд. Но к концу года за счет частичного погашения облигаций и значительной девальвации рубля его удалось снизить до менее чем $7 млрд, так как долг больше чем наполовину номинирован в рублях. Кроме того, динамика цен и девальвация рубля значительно увеличили валютную выручку компаний-экспортеров, а у «Мечела» валютные экспортные продажи составляют треть от общей выручки.

Концентрированный бренд

Для концерна «Калашников» 2014 год выдался богатым на события как международного, так и внутрироссийского масштаба. Изменения начались с приходом нового генерального директора и нового акционера компании Алексея Криворучко в январе 2014 года. Очередной новый директор привычно объявил о планах промышленного перевооружения, разработки новых образцов оружия, оптимизации производства, сокращения затрат.

Правда, на этот раз оптимистические заявления звучали уже от лица не просто менеджера, но и акционера — Криворучко совместно с президентом и совладельцем «Трансмашхолдинга» Андреем Бокаревым приобрели 49 % акций концерна «Калашников» за 2,65 млрд рублей. То есть у нового руководителя прямая заинтересованность в успехе концерна.

Однако уже летом предприятие ожидало первое потрясение — был потерян североамериканский рынок — концерн попал в санкционный список США наряду с другими крупнейшими оборонными предприятиями России. Провал удалось перекрыть за счет других рынков, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Если в 2013 году туда было произведено 65 тысяч автоматов, то в этом году ― уже 140 тысяч. Наиболее перспективные направления сегодня — Индия и Египет. Недавно были заключены контракты с Таиландом и Индонезией, ведутся активные переговоры со странами Южной Америки. По словам Алексея Криворучко, потерю удалось пережить безболезненно благодаря тому, что в США оружие продавалось сравнительно дешево, поскольку там крупный рынок и маржа была низкой. И те объемы, которые концерн смог переправить на другие рынки, продаются уже по гораздо более высокой цене.

В сентябре посетившему Удмуртию директору госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову была представлена программа техперевооружения и модернизации производств до 2017 года, общий объем инвестиций по которой превысит 4,5 млрд рублей. Также в рамках этих средств планируется обновить на 90 % парк станков, при этом средний срок окупаемости каждого станка составляет от 2 до 3 лет.

В декабре 2014 года концерн «Калашников» презентовал новый корпоративный бренд и три продуктовых: боевое оружие – «Калашников», охотничье – «Байкал» и спортивное – «Ижмаш». В дополнение к новому корпоративному и продуктовому дизайну разработана система наименований для всех выпускаемых концерном моделей оружия. На эти цели было выделено 40 млн рублей собственных средств. Презентация бренда получила широкую огласку в прессе Европы и США.

Одновременно с этим Алексеем Криворучко была представлена стратегия развития концерна до 2020 года. Одним из приоритетов станет укрепление позиций на внутреннем рынке и активное продвижение военной и гражданской продукции за рубеж. Ожидается, что к 2020 году максимальные производственные мощности «Калашникова» возрастут в два раза, а эффективность труда сотрудников – в четыре раза.

Прогноз по выручке за 2014 год оптимистичный — 9 млрд рублей (в 2013 году она составила 2 млрд рублей), и, что самое главное, концерн не понесет убытков, хотя годом ранее они составляли 1,7 млрд рублей.

Прибыльный «ИжАвто»

Как и предсказывал министр промышленности и энергетики УР Олег Радионов в начале 2014 года, главным драйвером роста республиканской промышленности стало автопроизводство. В 2014 году Ижевский автозавод выпустил свыше 74 тысяч автомобилей вместо запланированных 72 тысяч. По сравнению с 2013 годом выпуск авто увеличился на 28 % (в 2013 году – 57,8 тыс. автомашин), и завод впервые за много лет сработал с прибылью.

Весной предприятие начало промышленное производство лифтбека LADA Granta, в конце лета запустило производство нового седана С-класса Nissan Sentra, осенью изготовлен первый предсерийный кузов LADA Vesta (серийный выпуск стартует в сентябре 2015 года).

В 2015 году на предприятии собираются выпустить 106 тысяч автомобилей, в том числе две модели Nissan, Lada Granta Liftback, Lada Vesta, седан Lada Granta для лиц с ограниченными возможностями, а также обычный седан Lada Granta, который автозавод выпускает при наличии потребностей рынка. В 2015 году автозавод продолжит масштабную модернизацию, в которую будет вложено до 5 млрд рублей. Кроме того, с начала прошлого года на площадке предприятия уже начали деятельность такие компании-производители автокомпонентов, как ООО «САНО-Ижевск» (тормозные трубки), ООО «Калсоник Кансей РУС» (каркас панели приборов, система кондиционирования и отопления), ООО «Хова Трамико» (обивка потолка), ООО «Лир» (сиденья), Kinugawa (пластиковые детали).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *