Журнал

Стоп машина!

Каждый год количество автомобилей в Ижевске увеличивается на пять-семь тысяч. Между тем в городе все еще реализуется «уплотнительный» вариант Генплана, в котором на местах старых автостоянок находятся социальные объекты, а строительство новых не предусмотрено. Законодатели и градостроители разводят руками: автомобилей слишком много и единственно-верного решения проблемы попросту не существует.

Многоэтажки для машин

Администрация города уже много лет отражает атаки общественности, требующей так или иначе начать решать проблему с парковками автомобилей во дворах. И вот в этом году городские власти объявили о старте сразу нескольких проектов этом направлении.

Первый из них — многоуровневые паркинги. Еще в 2007 году Администрация города по программе стимулирования инвестиционной активности разработала проект, предусматривающий строительство сети надземных многоуровневых парковок автотранспортных средств на принципах муниципально-частного партнерства, однако дело застопорилось — инвесторы не готовы были вкладываться на предлагаемых условиях.

Но вот  27 июня 2013 года глава администрации Ижевска Денис Агашин, выступая на сессии Гордумы с докладом по итогам работы в 2012 году, рассказал о том, что с  2015 по 2019 годы   на месте нынешних плоскостных стоянок  в Ижевске будут построены восемь наземных многоуровневых паркингов на 3760 машиномест. Четыре из них будут расположены в Устиновском районе, два — в Первомайском, по одному — в Ленинском и Октябрьском. Условия конкурса уже опубликованы и до середины ноября 2013 года станет известно, какие компании будут реализовывать этот проект, который, кстати, является первым опытом муниципально-частного партнерства в республике.

По словам Дмитрия Космина, заместителя главы администрации Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию, механизм партнерства в данном случае довольно прост: город на конкурсной основе предоставит им земельные участки, которые сейчас находятся под  плоскостными стоянками, в аренду на 49 лет: «В течение этих лет они будут платить концессионную плату, и доходов город не потеряет. Как минимум, это будет та же сумма, что поступает сейчас в бюджет от тех, кто арендует стоянки. Инвестор получит платежи от клиентов парковки. По истечению срока соглашения парковки перейдут в собственность города. По условиям конкурса  плата не должна быть меньше чем сейчас, кто предложит больше тот и станет его победителем. Так  эти муниципальные земли будут использоваться более рационально».

По мнению Дмитрия Космина, подземные парковки пока не могут составлять реальную альтернативу придомовой территории, формально запретной для ночной стоянки автомобилей. Стоимость одного машиноместа на них может доходить до 1 миллиона рублей, тогда как на санкционированной стоянке можно хранить машину за 1 тысячу рублей в месяц, или за 12 тысяч рублей в год.

Довольно действенной мерой, которой уже 2 года прибегает городская администрация для борьбы с пробками, возникающими из-за неправильно припаркованных автомобилей, стала эвакуация автомобилей нарушителей на штрафстоянки и регулярные рейды ГИБДД по тем местам, где такие нарушения уже стали нормой и создают проблемы с трафиком — только с начала года по итогам этих рейдов было выписано свыше 1,3 тысячи штрафов.

Второй проект администрация города, касающийся парковок, проблему «автомобилей во дворах» не решит, а может кое-где и усугубит. Уже  в этом году Администрация  Ижевска собирается сделать платной парковку на ижевских улицах —прежде всего в центральной исторической части города. В настоящее время Администрация готовит положение, определяющее порядок создания и использования платных парковок, а также разрабатывает систему централизованного автоматизированного контроля за их использованием. В нем будет утвержден перечень размещения платных парковок и парковочных мест.  Возможно, уже в этом году плату с водителей будут взимать на ул. ул. Красноармейская на участке, где расположены цирк, автовокзал и Центральный рынок.

Во дворах

По словам Николая Швецова, начальника  УМВД России по г. Ижевску, даже проект постройки многоуровневых паркингов будет реализован в полном объеме, озвученного количества машиномест будет все равно недостаточно. По его мнению, нужно еще больше увеличивать число парковочных мест в городе, строить охраняемые автостоянки около жилого сектора. Заниматься этим муниципальные власти должны вместе с управляющими организациями, которые будут оборудовать дворы многоэтажных домов шлагбаумами и средствами видеонаблюдения.

Ответственность за неправильную парковку лежит на управляющих компаниях и товариществах собственников жилья, подчеркнул Николай Шингаркин, начальник муниципальной милиции: «Если автомобили стоят на газонах, жители многоквартирных домов могут обращаться в свои управляющие организации с требованием навести порядок. Именно УК и ТСЖ должны содержать газоны в надлежащем состоянии и не допускать нахождения на них транспортных средств. Мы будем привлекать управляющие компании за то, что они допускают такие нарушения, как парковка в неположенных местах».

Николай Шингаркин добавил, что законом в настоящее время не установлена ответственность самих граждан, паркующихся в неположенных местах: «Назрела необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство. Этот вопрос уже обсуждался на Общественном совете при МВД, который прошел в июне. Когда ответственность граждан будет установлена законодательно, нарушения будут фиксироваться, скорее всего, в соответствии со ст.2.6.1 КоАП РФ, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме», —  сказал эксперт.

«Навести порядок с парковками на придомовой территории могут только сами жители. По их желанию во дворах могут быть установлены ограждения. Администрация  не имеет права тратить на это бюджетные средства, — категоричен Дмитрий Космин. —Нехватка стоянок — общая проблема для всех больших городов. Помочь сможет только законодательно установленный запрет на ночную стоянку во дворах и очень большие штрафы, но то что они будут установлены в ближайшее время, маловероятно».

Еще одна мера, к которой прибегла администрация города, чтобы решить вопрос придомовыми стоянками и парковки в неположенных местах во дворах — это установление   нормативов по количеству парковочных мест на гостевых стоянках для многоквартирных жилых домов. Денис Агашин подписал Постановление от 13 марта 2012 года № 231, которым предписано, что для вновь проектируемых многоквартирных жилых домов, финансируемых за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов, количество парковочных мест должно составлять 50% от количества квартир.  Для   МКД бизнес-класса, проектируемых без привлечения бюджетных средств, норматив — 70%.

Эти нормативы обязательны к исполнению для застройщиков, инвесторов, проектировщиков, а также для Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска которые будут проектировать и строить многоквартирные жилые дома после выхода постановления. «Если не будет нужного количества парковок, дом просто не будет принят», — утверждает Труфанов Константин, советник Главы Администрации города Ижевска.

По мнению Екатерины Кабановой, члена совета региональной общественной организации «Автомобилисты Удмуртии», лучшим решением проблемы было бы не увеличение высотности домов Ижевска и строительство вокруг них больших автостоянок, а развитие пригорода, создание «одноэтажной Удмуртии»: «Для этого надо, чтобы администрации муниципалитетов делали пригородные территории привлекательными для горожан. На них не будет проблем с парковками, так как места там предостаточно, — рассуждает эксперт. — Но это в отдаленной перспективе. Если же двор — это всего лишь небольшая придомовая территория, как в домах старой застройки, то, конечно, въезд и парковку автомобилей там надо ограничивать, а площадку для парковки обустраивать в другом месте, при этом делать ее общей для нескольких домов», — уверена она.

Очевидно, что возможности выделить место для автомобиля каждого жителя дома в ижевских дворах нет. Между тем, Жилищный кодекс РФ гласит, что собственники придомовых земельных участков вправе распоряжаться ими, но только в рамках разрешенного целевого использования, и, согласно ст. 36, п. 2 Конституции РФ, при условии соблюдения прав и законных интересов иных лиц.

Валерия Лискина, член координационного совета Общественного движения «Двор без автомобилей» считает, что единственно возможным вариантом хранения автомобилей на придомовой территории может быть только подземная стоянка с очистными системами воздуха. Впрочем, по ее словам, так как в уже существующих дворах их практически невозможно организовать, то автомобили хранить во дворах вообще нельзя.

Вообще до сих пор даже в ноых домах в Ижевске паркинги как правило не строят — это слишком дорого и продать места даже в элитных районах застройщику не просто. С этим согласен директор компании «АСПЭК-Домстрой» Владимир Пушин: «Основная проблема в том, что себестоимость подземных паркингов велика и не все горожане готовы платить за машиноместо, которое по стоимости сравнимо со стоимостью нового автомобиля».

Законная защита

Сама по себе проблема с отсутствием парковочных мест во дворах только усложняет вечный спор автовладельцев и «безлошадных». Одни пытаются отвоевать кусочек земли под стоянку, другие отстаивают свои права на «комфортную внешнюю среду».

Александр Торгушин, председатель общественной организации «Экологический Союз г.Ижевска» считает, что размещение автостоянок во дворах многоэтажек не соответствует целевому назначению этих земельных участков: «Санитарные разрывы от границ открытых автостоянок до окон жилых домов должны быть, при числе легковых автомобилей менее 10 штук, – 10 метров, 11- 50 шт. – 15 м, 51-100 шт. – 25 м, 101-300 шт. – 35 м, более 300 шт. – 50 м. Законодательство требует, чтобы санитарно-защитная зона была устроена по всему периметру автостоянки. Но в большинстве случаев ее площадь превышает размеры среднего двора. При этом необходимо также соблюдать все требования по составу и площади обязательных элементов придомовой территории, по площади озеленения, учитывать тротуары и подъездные пути, места для мусоросборников».

Общественники, экологи настаивают на том, что в разрез с законодательными требованиями идут действия муниципальных чиновников и руководителей управляющих компаний, которые в последнее время предлагают жителям многоэтажных домов на общем собрании собственников голосовать за размещение автостоянок во дворах, за увеличение числа парковочных мест и расширение проезжей части.

Эксперт Дарья Жукова, участник группы КПД Ассоциации развития города Ижевска, считает, что городу нужен закон, запрещающий стоянку во дворах, при условии, что местные власти поспособствуют реальному увеличению автостоянок: «При этом   нужно сделать отсрочку, скажем, на полгода — год, чтобы у людей была возможность подготовиться, создать инфраструктуру. Как только закон вступит в силу, сразу станет ясно, что устройство паркингов экономически целесообразно. Если станет себе дороже оставлять автомобили во дворе из-за штрафов, которые должны быть сопоставимы с месячной стоимостью стоянки, примерно, 1 тысячу рублей, автолюбители сразу станут ставить их на автостоянки», — полагает эксперт.

Альтернативный транспорт

В администрации Ижевска считают, что необходимо не только строить стоянки и штрафовать, но повышать самосознание горожан и тягу к альтернативным способам передвижения, улучшать работу общественного транспорта и для этого одновременно с проектами по платным парковкам, анонсировали проект по строительству велодорожек.

Блоггер Олег Васильев считает, что горожане будут пересаживаться на общественный транспорт  и велосипеды по мере развития соответствующей инфраструктуры. Чем  удобнее она будет, тем охотнее они будут ею пользоваться: «Нам всем нужно изживать устаревшие стереотипы, — считает блоггер.  Например, такие:  «личный автомобиль –   лучше всего, чтобы передвигаться по городу без проблем», или «зимой на велосипедах не ездят». В той же Финляндии чистят и обрабатывают дорожки, чтобы по ним передвигались и пешеходы, и велосипедисты».

Идея ездить на велосипеде в распутицу и зимние холода выглядит малопривлекательно, однако в летнее время велосипедисты могли бы хотя бы отчасти снять нагрузку на магистрали — ведь известно, что летом количество автомобилей на дорогах больше, чем зимой. Впрочем, нет ожиданий, что это сколько-нибудь заметно снимет на остроту проблемы парковки автомобилей во дворах.

Собственно, не  только в столице Удмуртии, но и во всей России и в мире пока не найдено идельаного способа хранения автомобилей. Поиск идет в направлении  сохранения как можно большего количества квадратных метров земной поверхности и привычного ландшафта. Так, в  Москве планируется  строить не только подземные, но и подводные двухъярусные гаражи, аквапарковка на 850 автомобилей расположится под руслом Водоотводного канала. Плавучие автопарковки займут место дебаркадеров.

В Нидерландах строят целые города-паркинги под центром столицы. Людей туда собираются привлекать, развивая сферу услуг (мойки, магазины, спортзалы, бассейны и кинотеатры).

Справка

В Ижевске зарегистрировано более 180 тысяч единиц личного автотранспорта. Каждый год количество автомобилей в городе, начиная с 1992 года, увеличивается, в среднем, на 5500–7000 машин в год.

Количество автотранспорта, по данным МВД, в 1993 году составляло 77650 единиц, в 2003 году — 163891, в 2011 году — 173499. Средний годичный прирост автомобилей в Ижевске с 1992 года — 5500 машин. Рекордные цифры: в 1993 году — количество автомобилей выросло на 12511 единиц, в 2003 году — на 18825.

С начала 2013 года за   стоянку в неположенном месте в Ижевске к ответственности был привлечен 2781 водитель. Каждый день в республике 10-15 автомобилей отправляются на штрафстоянку за незаконную парковку. По нарушениям, зафиксированным с применением «Паркона», было выписано 1387 постановлений о назначении штрафов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *