Сентябрь 2016: Несостоявшееся открытие моста, непроданная собственность и тайная нефть Хорошавцева

Первый в новом году номер СД целиком посвящен анализу прошлого года. Мы поискали и нашли в прошедшем году истории, которые «делали» новости в 2016-м и освежили их, сделав микс из деталей, которые появлялись в течение всего года и тут же тонули в груде новых. Теперь достаточно открыть нужный месяц нашего календаря чтобы вспомнить их во всех подробностях. Тем более что кое какие из них будут актуальны еще долго и найдут свое продолжение в 2017 году: концессия, долги республики, ситуация вокруг Ижавиа, оборонка и проч. Приятного чтения. Все месяцы календаря можно вспомнить в соответвующей рубрике Календарь 2016.

Заголовки сентября

В Ижевске начата подготовка к реконструкции второй очереди набережной пруда.

УФАС подало иск о разделении «Ижавиа».

Дочка АФК «Система» купила отель Park inn в Ижевске.

В Воткинске открыт памятник Владимиру Высоцкому.

Удмуртия планирует в 2017 году получить 70 млн рублей от приватизации.

Президент РФ Владимир Путин прибыл в Ижевск.

Норвежский нефтегазовый холдинг приобрел нефтяную компанию из Удмуртии.

В топ-500 крупнейших компаний, по версии РБК, вошли «Удмуртнефть», «КОМОС ГРУПП» и ГУССТ-8.

В Удмуртии намерены ввести систему оценки эффективности для глав районов.

Дмитрий Рогозин высоко оценил опыт привлечения частных инвесторов в концерн «Калашников».

Владельцев частных домов Удмуртии с 1 января 2017 года обяжут заключать договоры о вывозе мусора с региональным оператором.

Индикаторы. Январь — сентябрь 2016

 

Приватизация. 3 из 33

В сентябре правительство Удмуртии утвердило распоряжение «О прогнозном плане приватизации собственности Удмуртской Республики на 2017 год». В 2017 году предполагается приватизировать одно государственное унитарное предприятие УР — «Удмуртавтодор» — и находящиеся в собственности республики акции и доли трех хозяйственных обществ: 49% ОАО институт «Удмуртгипроводхоз», 0,007% ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (Москва) и 0,01% ООО «Ремонтно-монтажное управление Министерства здравоохранения Удмуртской Республики». Кроме того, в этом году Правительство УР выставило на торги здание бывшего Индустриального техникума на набережной (начальная стоимость — 39 млн 776 тыс. рублей), которое было включено в план приватизации на 2016 год. Без учета Индустриального техникума от продажи собственности правительство республики планирует выручить в 2017 году не менее 70 млн рублей.

В прошлом году также не были проданы ООО «Башмурские карьеры» и ООО «Удмуртохота», которые планировалось приватизировать еще в 2015 году. Вообще, в обширном прогнозном плане приватизации имущества Удмуртии на 2016 год — более 33 пунктов. Однако в отчете Министерства имущественных отношений УР значится продажа только трех объектов: ОАО «Удмуртторф» (100% акций, 355 млн 164 тыс. рублей), ООО «Институт комплексного проектирования» (100%, 10 млн 371 тыс. рублей) и нежилого помещения по адресу: ул. Пушкинская, 221 (14 млн 273 тыс. рублей).

Тайная нефть Хорошавцева

В сентябре региональный новостной портал Udm-Info опубликовал любопытную новость: норвежская нефтегазовая компания Araca Energy ASA заявила о приобретении двух российских нефтяных компаний, одна из которых – ПАО «Петрарко» – зарегистрирована в Ижевске. Отмечается, что приобретение «Петрарко» является сделкой обратного поглощения, в результате нее владельцы российской компании получат пакет акций в Araca.

«Это великий день для компании. Объединив усилия с Petrarko, Araca получает доступ к ценным ресурсам и опыту, которые будут иметь решающее значение для дальнейшего развития компании», — торжественно высказался по этому случаю генеральный директор Araca Хенрик Вольд.

Выяснилось, что о деятельности «Петрарко» почти никто в республике ничего не слышал не случайно — компания занимается добычей нефти в Оренбургской области, где владеет лицензиями на семь участков недр. С Удмуртией компанию связывает имя известного в регионе предпринимателя Виктора Хорошавцева. «Петрарко» не только зарегистрирована по адресу, совпадающему с адресом главного офиса группы компаний «АСПЭК», но и сам Виктор Геннадьевич входит в совет директоров компании. Удивительно, что, хотя еще в 2015 году Интерфакс сообщал о покупке группой Бинбанка у Хорошавцева 100% акций компании UNGP Holding, которой, в свою очередь, принадлежало ПАО «Петрарко», из документов компании следует, что в июне 2016 года подконтрольное группе «АСПЭК» ПАО «Соломенский лесозавод» в Карелии владело 21,99% акций «Петрарко».

Что касается нефтедобывающих компаний Удмуртии, то они в 2016 году добыли 11 млн тонн нефти — на 1,9% больше, чем в 2015-м.

Мост. Вышли на просрочку

Главным конфузом года, безусловно, можно считать несостоявшееся открытие моста через Каму, которое должно было произойти в сентябре при личном присутствии президента РФ. До сих пор в этой истории остается очень много неясного. Очевидно одно — концессионер не выполнил свои обязательства. Возможно, не выполнил и концедент — Удмуртская Республика (мы писали об этом в декабрьском номере, и материал можно прочесть на нашем сайте svdelo.ru).

Не очень понятно, почему, несмотря на то, что о проблемах с финансами у генподрядчика «Мостострой-12» (аффилирован с концессионером ООО «РИК») было известно еще в начале года, правительство республики продолжало настаивать на том, что работы будут закончены к намеченному сроку — сентябрю 2016-го. Судя по всему, в этом заверили и главу региона, который пригласил на открытие моста Владимира Путина.

При этом нельзя сказать, что республика никак не помогала концессионеру справиться с трудностями. Увеличило стоимость проезда по мостам (видимо, по ходатайству концессионера), чтобы ускорить сроки окупаемости (ну и чтобы не возмещать из бюджета недополученные доходы) до 509 рублей (за два моста для легкового автомобиля). Первоначальные расчеты окупаемости делались исходя из стоимости проезда 200 рублей для легкового автомобиля за два моста.

Кроме того, в июле ООО «Мостострой-12» выиграло в Удмуртии два конкурсу на реконструкцию дорог на общую сумму более 5,4 млрд рублей. С одной стороны, логично — поручено реконструировать те дороги, что ведут к мосту. С другой — если компания не может справиться со своим основным проектом, стоит ли ей поручать еще два? Если только с целью помочь деньгами, чтобы концессионер наконец смог достроить начатое.

Из всей этой истории понятно лишь, что на каком-то этапе правительство Удмуртии полностью утратило контроль за процессом строительства и не имело представления о реальном положении дел. Об этом говорят и отсутствие человека, непосредственно отвечающего за реализацию проекта со стороны Удмуртской Республики, и самые противоречивые заявления представителей правительства по поводу сроков разрешения ситуации и финансирования работ по строительству мостов.

В итоге получилось, что фактически мосты строятся не столько на средства концессионера, сколько на средства федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики (помимо средств, перечисленных непосредственно на проект, прибавьте сюда прибыль от подрядов на строительство дорог). При этом ООО «РИК» все равно не хватило денег и оно вынуждено было уступить право на 51% доходов от эксплуатации моста банку ВТБ в обмен на финансирование остатка работ на сумму около 1 млрд рублей. Плату за проезд через мост планируют начать взимать уже с мая 2017 года.

Справка СД. ООО «Региональная инвестиционная компания»

Cокращенное наименование — ООО «РИК». Уставный капитал —
100 тыс. рублей. 51% принадлежит кипрскому офшору «Келтстено менеджмент лимитед», 21,25% — белизскому офшору «Международная коммерческая компания «Туснелда Корпорейшн Лимитед», 15% — ООО «Оператор скоростных автомагистралей», 12,75% — ОАО «Банк Народный кредит», находящемуся в стадии ликвидации.

Реальным владельцем ООО «РИК» называют бизнесмена Александра Забарского, который является председателем совета директоров компании-концессионера, хотя сложно себе представить, как выглядит совет директоров в ООО, сдающем «нулевую» отчетность. Александр Забарский является также генеральным директором ООО «Мостострой-12». Именно это ООО, судя по истории изменений в ЕГРЮЛ, первоначально учредило ООО «Региональная инвестиционная компания» в 2011 году — тогда началась история Камского моста.

ООО «Мостострой-12» является генеральным подрядчиком в проекте строительства мостов через реки Каму и Буй. Компания принадлежит ООО «СП ФОНИКА» (в этой компании г-н Забарский также является генеральным директором), а оно — лихтенштейнской компании Phonica Aktiengesellschaft. ООО «СП ФОНИКА» является владельцем (как правило, мажоритарным) еще в 21 компании.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.