Бизнес-идеиПравила бизнесаПроизводство

Юрий Карпов, RC-Park: “Продвигать российскую технику за рубежом реально, но непросто”.

Бизнес-идея — аэросъемка

Как и многие мальчишки, в детстве Юрий Карпов занимался в авиамодельном кружке. Тогда он и предположить не мог, что спустя годы это увлечение станет делом его жизни, будет приносить доход. Впрочем, сам Юрий Карпов, соучредитель ижевской компании «RC-Park», специализирующейся на аэросъемке, производстве мультикоптеров и систем стабилизации камер, считает, что прямой взаимосвязи между его прошлым и настоящим — детским увлечением и бизнесом – нет. «СД» встретился с тем, кому «сверху видно все», и выяснил, какую роль сыграли в развитии «RC-Park» знаменитые «Бурановские бабушки» и китайцы, заполонившие весь мир своей техникой, и как Юрию Карпову и его партнерам помог кризис 2014 года.

ДОСЬЕ СД

 Юрий Карпов, 23 года, автор проекта и соучредитель компании «RC-Park». Его партнеры Арсений Сентяков и Николай Пантелеев.

Имеет два высших экономических образования (УдГУ) по специальностям «Экономика труда»  и «Государственное и муниципальное управление».

Стартовый капитал около 100 тысяч рублей (собственные сбережения) был потрачен на сборку самого простого коптера. Вложения окупились через 1,5 месяца работы.

Стоимость услуг аэросъемки от 30 до 120 тысяч рублей за 8-часовой рабочий день. В зависимости от поставленного задания, используемой техники и т.д.

Стоимость комплекта оборудования для аэросъемки — от 100 тысяч рублей за полный простой комплект до 1 млн рублей за комплект для дорогих кинокамер.

Вертолет с видеокамерой я впервые увидел в 2010 году. И мне захотелось вспомнить то, чем я занимался в детстве. Мыслей о том, что это может стать бизнесом, не было. Узнал, сколько стоит такая «игрушка» – полмиллиона рублей. Таких денег, у меня, студента, конечно, не было. Тогда мы с друзьями решили собрать коптер сами: заказали электронику, что-то сделали своими руками. В итоге первый аппарат обошелся мне и моему товарищу Арсению Сентякову менее чем в сто тысяч рублей. Денег у родителей не просили. Я тогда подрабатывал в лаборатории, получал несколько стипендий за хорошую учебу, гранты. Так что сбережения у меня были.

О нас узнали через интернет, где мы размещали свои первые видеоматериалы, снятые на пустырях, окраинах Ижевска. Поначалу у нас постоянно что-нибудь ломалось, вертолеты то и дело падали управлять техникой с земли тоже уметь надо.

Нашей первой работой стало участие в флеш-мобе в поддержку «Бурановских бабушек» на набережной ижевского пруда. Это было весной 2012 года, перед выступлением бабушек на «Евровидении». До этого мы не работали публично, на глазах у десятков зрителей. Волновались, но получилось неплохо. В результате у нас стали появляться заказы и уже через полтора месяца работы мы окупили первоначальные вложения.

Когда мы начинали, художественной аэросъемкой в России занималось не более 15 компаний. Для сравнения, сейчас их свыше 200. Быть в числе первых всегда непросто. Когда мы приходили к потенциальным заказчикам и предлагали свои услуги, зачастую нас просто не понимали, для чего им нужна аэросъемка. Не понимали нас и потенциальные инвесторы – представители крупных предприятий, бизнесмены, когда мы  приходили к ним с предложением вложиться в наш бизнес. Дело в том, что очень скоро мы поняли, что возможности вертолета, который мы собрали сами, нас уже не устраивают. Мы мечтали о новом коптере и камере, которые позволили бы нам выйти на новый технический и доходный уровень нашего проекта. С одной стороны многие потенциальные инвесторы «искали идеи» для бизнеса, с другой – не воспринимали нас  всерьез. Чуть позже они сами обратились к нашим услугам, стали нашими клиентами, а могли бы быть партнерами, совладельцами.

Лучшая реклама для нас – это интернет и сарафанное радио. Именно эти «рекламные носители» помогли нам раскрутить проект и выйти за пределы Удмуртии. Мы практически сразу поняли, что если хотим зарабатывать и развиваться, нужно искать заказчиков и в других регионах. Находили потенциальных клиентов в интернете, писали им коммерческие предложения. В большинстве случаев нам отвечали: «Ребята, все здорово, но денег нет». Тогда мы предлагали провести «тест-драйв»: ехали и снимали бесплатно, нам оплачивали только дорогу и проживание. Это тоже хорошо помогло в продвижении.

Мы никогда не демпинговали, потому что аэросъемка это довольно трудоемкая и эмоционально напряженная работа. Каждую секунду пилот и оператор, а в съемочном процессе участвуют как минимум два человека, должны быть максимально собраны. Ошибка может привести к падению дорогостоящей техники, но это полбеды. Не дай Бог, коптер, нанесет вред другим. Поэтому мы никогда не снижаем стоимость своих услуг и следуем правилам техники безопасности. Вместе с тем, в отличие от конкурентов, мы никогда не оговариваем с заказчиком, сколько взлетов сделаем за определенную цену. Всегда работаем до желаемого результата.

Юрий Карпов Ижевск аэросъемка

За три года активной работы нашими клиентами стали не только местные промышленные и строительные предприятия, но и такие гиганты, как «Уралкалий», ряд производственных компаний Казахстана, пара компаний из ОАЭ и Португалии. Аэросъемка позволяет продемонстрировать партнерам, потенциальным заказчикам, инвесторам масштабы бизнеса. Ни один зарубежный инвестор не поедет в Россию, не изучив досконально, что представляет собой та или иная компания, в какой местности она расположена. И сегодня маркетологи и руководители предприятий это отлично понимают.

«Живу в Ижевске, потому что не ищу легких путей» — была такая социальная реклама на одном из местных телеканалов. Я с этим мнением согласен, поскольку не раз сталкивался со скептическим отношением ижевчан к другим ижевчанам. Почему-то многим кажется, что специалисты из других, более крупных городов, те же москвичи, профессиональнее и опытнее. Ломать этот стереотип в начале пути приходилось только примерами собственной работы. Тем не менее, уезжать из Ижевска просто так я не хочу. Наш город не прост, но в нем живет много интересных личностей. Вот, например, за соседним столиком (наша встреча проходит в кафе – Прим. «СД».) сидит Евгений Кудрявцев, фотография которого лет семь назад украшала обложку журнала «Форбс».

С названием компании — «RC-Park» — мы не прогадали. Сначала первые две буквы мы расшифровывали как «Remote control» – дистанционное управление. Позднее, когда стали выходить на российский рынок, как «Russian copters» российские коптеры. Сейчас, когда основным направлением нашей работы стала не аэросъемка, а производство (не только мультикоптеров, но и иной техники по заказу от различных заинтересованных лиц), мы позиционируем себя как «Russian creators» создатели техники из России.

Доля доходов компании от аэросъемки сейчас составляет всего 10 процентов, остальные 90 процентов приходятся на производство мультикоптеров, систем стабилизации камер, других интересных устройств. Сместить акценты пришлось «благодаря» китайцам, заполнившим российский рынок дешевой техникой. Сейчас многие могут купить самую простую камеру, вертолет и громко заявить, что они профессионально занимаются аэросъемкой, установив при этом минимальные расценки на свои услуги. А клиенты зачастую не разбираются в технике, в качестве съемки. Поэтому мы решили сосредоточиться на производстве и создании уникальных технических решений.

Наша целевая аудитория на данный момент не мифические мужчины 35-40 лет, а видеооператоры и владельцы студий, для которых мы собираем комплекты техники, решающие их задачи, в рамках оговоренного бюджета. Клиенту уже не нужно мучиться с выбором модели, заказывать технику в Китае или у российских дилеров, собирать ее, настраивать. Все это делаем мы. Да, мы тоже заказываем электронику, комплектующие в Китае, но в итоге наши мультикоптеры стоят дешевле китайских аналогов. Почему? Это вопрос жадности дилера. И, не стоит забыть, что многое мы делаем сами: занимаемся проектированием, слесарными, токарными и фрезерными работами, выклейкой деталей из углеволокна, сборкой и настройкой аппаратуры

Сейчас в нашей команде семь человек. Это ребята, которые занимаются непосредственно производством техники. Многие из них давние знакомые по авиамодельному прошлому. Кроме того, филиалы «RC-Park» есть в Новосибирске, Пензе и в Ульяновске. Там работают ребята, решившие когда-то купить у нас технику. Пообщавшись, мы выяснили, что нами движут одни интересы, что мы находимся на одной волне, и предложили им стать нашими партнерами. Теперь они не только используют в работе нашу технику, которую мы продали им практически по себестоимости, но еще и продвигают нас в регионах.

Экономический кризис конца 2014 года заставил нас вновь задуматься о расширении границ бизнеса. Мы решили выходить за пределы России. Пока это касается только съемок. Продвигать российскую технику за рубежом реально, но непросто, хотя свет в конце туннеля виден. У нас уже был опыт съемок недвижимости в  Португалии, а не так давно мы вернулись из Дубая. Теперь наша компания международная. Признаюсь честно, я очень волновался, не понимал, как работать с зарубежными заказчиками. Да, особенности есть, но всё не так страшно. Главная сложность это языковой барьер. Впереди у нас большие планы по покорению рынка Азии и северной Европы.

Бизнес-идея аэросъемка

От экономического кризиса мы получили массу плюсов. Главный из них рост продаж, поскольку стоимость наших коптеров увеличилась не на сто процентов, как у зарубежных аналогов, а всего на 25. Кроме того, люди начали вкладывать свободные деньги, в том числе и в технику. И наш неизвестный производственный бренд получил достаточное количество пользователей практически бесплатно. А еще кризис научил нас тому, что нужно раскладывать яйца в разные корзины. Поэтому на 2015 год мы поставили перед собой амбициозные цели: выйти на зарубежный рынок с услугой аэросъемки, зарекомендовать нашу технику на высоком уровне в России и начать продавать ее за рубежом, открыть представительство в Москве и, кто знает, быть может, и в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *