Журнал

Очень приятно, SEO

Поисковик всея Руси «Яндекс» в марте объявил об изменении алгоритма ранжирования выдачи по коммерческим запросам. Это событие заставило поволноваться оптимизаторов, для которых ссылочное продвижение до сих пор остается основным инструментом продвижения сайтов. Тревога в итоге оказалась во многом преждевременной, однако поднявшийся шум заставил СД внимательно изучить рынок SEO-услуг в Ижевске, чтобы понять, готовы ли наши оптимизаторы к новым правилам игры.

Новый режим сложности

SEO (англ. search engine optimization) представляет собой отдельный сегмент рынка интернет-маркетинга. Задача SEO – выведение интернет-сайта на максимально высокие позиции в поисковых системах по определенным запросам. Драйверами изменений на SEO-рынке являются как раз поисковые системы, которые постоянно совершенствуют свои алгоритмы — прежде всего для того, чтобы предоставлять посетителям наиболее качественные результаты поиска. Для самих поисковых систем это тоже своего рода SEO — стремление получить доверие как можно большего числа пользователей, представляя наиболее релевантные по запросам результаты. Конечно, поисковики на этом зарабатывают — показывая контекстную и медийную рекламу.  И зарабатывают неплохо. Например, размещение рекламы на главной странице «Яндекса» с месячной аудиторией в 135 млн человек обходится рекламодателям от 4 млн рублей в неделю.

В эру ссылочного ранжирования продвижение сайтов SEO-оптимизаторами сводилось обычно к простой покупке ссылочной массы на более авторитетных интернет-ресурсах с помощью ссылочных бирж. Это означало, что сайт мог по продвигаемым запросам занимать верхние строчки в выдаче поисковиков вне зависимости от того, насколько его содержимое отвечало этим запросам, — достаточно было купить необходимое количество ссылок.

В итоге это превратилось в серьезную проблему — для пользователей, которые получали не то, что искали, для поисковиков, которые не могли обеспечить своих посетителей «продуктом нужного качества», и для так называемых «белых» оптимизаторов, старавшихся вывести сайт в топ за счет качественного контента и оптимизации структуры сайта.

Поисковые системы над этой проблемой бьются уже довольно давно и делают определенные успехи, хотя совсем «отменить» ссылочное продвижение им пока не удается. Очередной такой шаг был сделан «Яндексом» в марте, когда система объявила об отмене ссылочного ранжирования — правда, только по коммерческим запросам ряда тематик и только для московских сайтов.

— Если результаты эксперимента «Яндекса» будут положительными, это позволит заработать ему больше прибыли через систему размещения рекламы «Директ», а также встряхнет рынок продвижения, что уже хорошо, — говорит специалист по интернет-маркетингу компании Directum Александр Кузнецов. —  Избитая фраза «движение — это жизнь» вполне применима и к данной ситуации.

В то же время исполнительный директор ЦВТ Дмитрий Плетнев считает, что о полном исключении учета внешних ссылок при ранжировании говорить нельзя.

— Никто, кроме «Яндекса», не знает, как работает сам алгоритм ранжирования, и никто об этом не расскажет. То, что они отказались, это не значит, что поисковик вообще никак не учитывает ссылки. Это означает, что они значительно понизили их роль в продвижении сайта. Компания обещала сделать это давно и постепенно снижала собственный вес ссылки относительно веса текста и информации. В прошлом существовал огромный бизнес, который назывался продажей ссылок, — напоминает г-н Плетнев. — Этим занимались практически все сайты. Среди блогеров тоже была замечена активность в этой среде — всюду висели объявления о продаже ссылок. На данный момент этот бизнес имеет незначительный вес в оптимизации сайтов. Google, в принципе, давно анонсировал, что у него ссылочное ранжирование практически не работает, но на рынке от этого ничего не изменилось.

Такого же мнения придерживается и директор компании Picom Григорий Коган. Он поясняет, что в последних анонсах «Яндекса» об отключении ссылок чётко указано, что это касается лишь ряда тематик и только для московских сайтов.

— «Яндекс» всё время подчёркивает, что это сделано только для «коммерческих запросов». А далеко не все запросы посетителей, попадающих на коммерческий сайт, именно коммерческие. Огромное количество информационных запросов также ведут посетителя к совершению покупки, — говорит эксперт.

Как подчеркивает г-н Коган, изменения алгоритма приводят к тому, что сайты становятся «лучше» с точки зрения поисковика, а значит, и посетителей.

— Изменения со стороны поисковых систем фактически заставляют владельцев сайтов, желающих находиться в топе, постоянно улучшать и дорабатывать свои сайты, делать их более полезными и удобными для пользователей. Так что все изменения, с одной стороны, усложняющие SEO-оптимизацию, идут в конечном счёте на пользу и сайтам и пользователям, устраняя лёгкие, но не всегда «честные» средства выйти в топ. Остаётся сложный и длительный путь постоянной работы над самим сайтом, непрерывного анализа поведения посетителей и улучшения удобства пользователей. Конечно, это будет означать значительные вложения в поддержку сайта, поэтому место в первой десятке результатов поиска будет становиться дороже во всех смыслах.

Не SEOединым

Впрочем, то, что по-настоящему работающий сайт невозможно продвинуть только ссылочным продвижением, для экспертов давно не новость. Конкуренция в интернете растет постоянно, и борьба за посетителей обходится всё дороже — интернет перестал быть недорогим маркетинговым инструментом.

Как отмечает Григорий Коган, стоимость вхождения на интернет-рынок растет, потому что возникает необходимость использовать комплексные методы продвижения — уже нельзя ограничиться одной лишь работой с поисковыми системами.

Здесь как раз и проявляется консерватизм местного бизнеса — немало компаний пренебрежительно относятся к SEO-оптимизации, не понимая преимуществ данного вида продвижения. Да и стоимость услуг SEO-оптимизаторов для местных предпринимателей оказывается неподъемной ношей.

— Многие из рекомендаций SEO-оптимизаторов по улучшению сайтов не выполняются только потому, что «дорого и долго». Силён оказался миф о том, что интернет-продвижение — это «дёшево и быстро», — рассказывает Григорий Коган. — Тем более сложно выстраивать полномасштабную стратегию интернет-маркетинга, предполагающую грамотное сочетание различных инструментов — оптимизации сайта, интернет-рекламы, маркетинга в социальных медиа и т. п.

Похожее мнение высказал руководитель отдела поискового продвижения консалтингового интернет-агентства Web-MarketingИлья Кирчанов: «В нашем регионе бизнес не уделяет особого внимания поисковому продвижению. Как правило, бюджеты на это выделяются по остаточному принципу».

Но эксперт утверждает, что наличие у компании своего интернет-сайта с грамотным продвижением  позволит существенно вырваться вперед в конкурентной борьбе.

Это понимают и сами предприниматели. Как отмечает директор компании по предоставлению юридических услуг ООО «Правопорядок» Алексей Марчевский, даже самый качественный сайт останется на «захолустье» поискового запроса без должной последующей наработки по его продвижению, что существенно скажется на уровне продаж фирмы.

По словам официального представителя завода пластиковых окон «Планета свет» Алексея Липина, сайт, на который было потрачено много средств, без оптимизации развиваться не будет.

— Для того чтобы сайт находился как можно выше в поисковых запросах,  нужно выводить его под запросы наших клиентов на первую страницу как минимум, — считает эксперт. — Конкретно для нашей компании SEO-оптимизаторы выполняют огромную роль, ведь все наши продажи обусловлены привлечением покупателей через интернет.

Один в поле воин?

Особенность современного регионального рынка SEO-услуг состоит в том, что низкие входные требования и одновременно устойчивый спрос на «дешевое продвижение» приводят в него огромное количество фрилансеров и разного рода небольшие компании, качество услуг которых далеки от идеала. Но тем не менее их услугами продолжают пользоваться.

Как отмечает Григорий Коган, усложнение SEO-работ вызывает изменения как в структуре рынка SEO-услуг, так и в работе с сайтом на стороне владельца.

— Так как SEO превращается в комплекс услуг, требующих компетенций в различных областях — технологиях, маркетинге, журналистике и т. д., результат для клиента смогут предоставлять только достаточно крупные компании, способные держать штат разнонаправленных специалистов и уделять внимание постоянному повышению их профессионального уровня, — рассказывает эксперт. — Владелец сайта, занимающийся продвижением самостоятельно, во многом должен будет играть роль координатора работ нескольких подрядчиков. Эту же роль могут исполнить и фрилансеры, но для любого более или менее серьёзного проекта они будут перезаказывать часть работ. Конечно, если они занимаются «правильным» SEO.

Как отмечает руководитель проекта Irr.ru Андрей Озеров, клиент выбирает компанию по оптимизации исходя из сложности и объемов работ, на которые он готов потратиться. Если же заказ будет небольшим, желание клиента сэкономить здесь оправдывает себя.

— Естественно, чем больше компания, тем большими ресурсами она обладает. Крупные компании имеют опыт работы, и потенциал в области продвижения у них, разумеется, больше. Выбирая между SEO-компанией и фрилансером, следует обратить внимание на потребности заказчика — если это сайт-визитка на 2-3 страницы, то тут не имеет смысла производить большие затраты — в этом случае достаточно одного человека, обладающего базовыми знаниями в области поисковых систем. Если же сайт достаточно большой, то в этом случае над проектом должна работать компания.

Между тем фрилансер Наиль Хабибулин отмечает, что обращение к оптимизатору-одиночке имеет свои положительные стороны.

— В ценовом отношении это обходится значительно дешевле, большая вероятность того, что оптимизатор будет качественно работать именно над твоим сайтом, а не метаться среди множества заказов, в результате чего качество продукта при этом оставляет желать лучшего, — подчеркивает эксперт.

И хотя формально фрилансеры и SEO-компании являются конкурентами, они редко пересекаются в своем поле деятельности, поскольку работают в разных ценовых категориях. Для заказчиков с внушительным бюджетом и, следовательно, большими амбициями нет никакого другого варианта кроме обращения в авторитетную компанию по интернет-продвижению. Частные фрилансеры обычно берут заказы у мелких клиентов.

В SEO-отрасли для успешного продвижения интернет-проекта необходима постоянная коммуникация обеих сторон. По крайней мере, для предпринимателя выгоднее, если оптимизатор всегда будет «под рукой», чтобы вовремя обновить информацию на странице либо донести свежие данные до посетителя. В этом заключается еще одна проблема регионального рынка SEO — не у каждой фирмы, даже имеющей свой сайт, в штате есть ответственный за него человек. Многие предпочитают на этом экономить либо нанимают на работу специалиста удаленно — из другого города или даже страны. Такой подход не всегда оправдывает ожидания, ведь, потеряв время на консультацию у SEO-специалиста, можно упустить потенциальных клиентов.

Все последние изменения в поисковиках ведут к развитию технологий SEO и «возвращают» как разработчиков, так и владельцев к активной работе с сайтом и его поддержке. При правильном следовании «прописанному» «Яндексом» рецепту выиграют все — профессиональный уровень рынка вырастет, сайты станут удобнее и привлекательнее, а главное, эффективнее для своих владельцев, а пользователь сможет быстрее решать свои задачи в Сети.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *