Наталья Ашихмина: «В городе с населением в 600 тысяч клубы не могу процветать»

 В 2012 году на вечеринке, организованной по случаю закрытия ночного клуба «Пятница», гости говорили, что скоро ижевчанам придется осваивать танцполы соседних регионов. Но в действительности на смену закрывшимся клубам открылись новые. Что же на самом деле происходит в клубной индустрии Ижевска? Об этом СД рассказала директор по маркетингу мультиформатных проектов компании Welcome Group Наталья Ашихмина.

 — Ночные клубы предлагают людям «хлеб и зрелища», поэтому со стороны этот бизнес кажется гарантированно прибыльным. Почему ижевская клубная индустрия сегодня так заметно отстает от уровня столиц соседних регионов?

— Я часто общаюсь с представителями клубной сферы из других городов и могу утверждать, что в городе с населением в 500-600 тысяч человек клубы не могут процветать в полном понимании этого слова. Наличие в городе четырех крупных вузов, которые привлекают молодежь из республики и соседних регионов, мало влияет на ситуацию, поскольку студенты в массе недостаточно платежеспособны. Они хотят зрелищ, но не готовы оплатить хлеб. Что же касается публики, которая хочет и может себе позволить ходить именно в клубы, а не в кафе с танцами между столиков, то она в Ижевске малочисленна и, возможно, составит 1-2% от общего числа населения. Согласитесь, довольно сложно содержать такой дорогостоящий сектор на средства 10 000 человек!

— Сколько сегодня стоит открыть и содержать клуб?

— Это во многом зависит от стилистики, идеологии, которую выбирают организаторы клуба. Хотя даже если вы не собираетесь претендовать на сегмент «лакшери» и готовы обойтись бюджетным ремонтом, в любом случае придется вкладывать средства в хорошую акустику, светотехнику, оборудование для диджеев и т.д. В начале 2000-х на переферии удивлялись, когда слышали, что в Москве первоначальные инвестиции в клубном бизнесе составляют не менее 500 тысяч долларов. Сегодня в Ижевске, чтобы создать качественный клубный проект, надо иметь не меньше. Рентабельность клубов оценивается в среднем от 20 до 50%, но особенность этого бизнеса в том, что гарантированной пропорциональной зависимости между объемами и прибылью не существует. Успех клуба во многом зависит от атмосферы, именно она является «товаром», за которым в клуб идут «покупатели». Надо четко понимать потребности и приоритеты целевой аудитории, а у нас почему-то не очень любят заморачиваться исследованиями ЦА, ориентируясь на свой вкус и интуицию…

Дорого ли содержать клуб? Владельцы клубов шутят: «Тот не боится конца света, кто видел ночной клуб в 8 утра, когда посетители ушли и зажегся свет»… Отдых в клубе, так или иначе, связан с употреблением алкоголя, с раскрепощением, иногда чрезмерным. Результат — битая посуда, сломанная мебель, испорченные напольные покрытия, вывернутые унитазы… Иногда на ремонт, который приходится проводить после вечеринки, не хватает денег, заработанных на том же мероприятии. Это неизбежная статья расходов, и чем больше вы изначально вложили в дизайн, тем больше впоследствии будете тратить еженедельно на реконструкцию. А есть еще расходы на униформу для персонала, которая очень быстро приходит в негодность, костюмы для go-go, декорации для тематических мероприятий, коммунальные услуги, столовые и барные принадлежности и т. д.

— Но было же время, когда Ижевск переживал настоящий клубный расцвет, ночь с пятницы на субботу можно было посвятить «клабсерфингу», арт-директора боролись за публику, приглашали диджеев с громкими именами, в том числе федерального уровня, устраивали концептуальные вечеринки с костюмами и декорациями. Почему сегодня в городе ощущение затишья? Наступило пресыщение?

— Рано или поздно каждый человек меняет образ жизни. Интересные, креативные, умные и по-хорошему требовательные ребята, которые 6-7 лет назад еженедельно собирались в «Пятнице», повзрослели, создали семьи и уже не испытывают потребности три-четыре раза в месяц встречаться на танцполе, для этого им достаточно ресторанов и баров. А у сегодняшних 20-25-летних другие запросы. Поэтому для прогрессивной молодежи города вполне достаточно площадки «Бара Веселых Историй». Для прочих сегодня есть «Шувалов», «Бархат», возрождается в новом формате площадка, на которой ранее бал El Bosco…

— Чего хочет, чего ждет от клубов сегодняшняя публика?

— Есть разница между тем, чего она хочет, и тем, сколько и за что готова заплатить. Почему раньше вход в ту же «Пятницу» был платным? Таким способом мы страховали себя от посетителей, которые приходят в клуб, «заправившись» дома или в соседнем ларьке. Сегодня есть возможность сделать вход свободным хотя бы потому, что нет круглосуточной продажи алкоголя, и посетителям в любом случае приходится делать выручку бару.

Если вернуться к потребностям публики, то условно людей в ночных заведениях можно поделить на три группы. «Потребители люкса» — это гламурная тусовка, представители которой выходят ради того, чтобы «себя показать». Им необходим богатый (или условно богатый) антураж с зеркалами, стразами, дизайнерской мебелью, дорогое (для среднестатистического человека) меню и «лакейский» сервис. Они готовы щедро платить за то, что вращаются в «кругу избранных». Но даже в Москве, по подсчетам маркетологов, такой клубный истеблишмент составляет не более 5%. Вторая группа — «богема» — это люди, для которых важна интеллектуальная и зрелищная составляющие вечеринки, они разбираются в музыке, чувствуют тенденции. Они способны оценить усилия арт-директора по созданию атмосферы, для них важно, кто находится за пультом, но их доходы и, соответственно, расходы на развлечения значительно ниже. Третья категория — это разношерстная случайная публика, непредсказуемая в своих проявлениях и самая ненадежная с точки зрения коммерческой выгоды.

Умная, продвинутая публика сегодня хочет актуальной музыки и технически безупречного звука и света. На первый взгляд, ничего особенного, если не знать, сколько стоит качественный звук, какие суммы значатся в контрактах известных (в масштабах России, про европейских, тем более мировых звезд я не говорю) диджеев… Поэтому клаберам проще выехать на тусовку с участием, скажем, Ван Бюрена в Казань, а ижевским бизнесменам — оставить всё, как есть. Однажды, еще когда «Пятница» была на пике популярности, мы сидели с компанией диджеев, журналистов, маркетологов и рассуждали о том, что в дальнейшем будет с ижевскими клубами, и решили, что первое, что надо сделать, дабы клубная культура в нашем городе вышла «из сумерек», — это поменять демографическую ситуацию. В городе с населением менее миллиона не может быть клубной индустрии в полном понимании.

— Клубы, которые сейчас открываются на месте «Авиатора», «Искры», el Bosco, заявляют о латиноамериканской направленности. Это только ижевская тенденция или, может быть, мировая?

— Это нормальный маркетинговый ход, у нас сейчас в каждом квартале своя школа сальсы. Должны же учащиеся этих школ где-то применять полученные навыки. Формат таких клубов не предполагает дорогостоящего оборудования и антуража, не надо содержать фейсконтроль, приглашать диджеев, зато можно честно брать деньги за вход. По атмосфере это скорее клуб по интересам, кафе, куда приятно заглянуть вечером на чай с десертом, нежели ночной клуб, в который идут за острыми ощущениями. Очень расходятся приоритеты посетителей и, соответственно, их готовность расставаться с деньгами! Через год-другой появится новый тренд, например, клубы хастла или танго…

— Неоднократно приходилось слышать от промоутеров: клуб живет три года… Но есть культовые клубы, срок жизни которых намного длиннее, от чего он зависит?

— Три года, действительно, оптимальный срок, если клуб живет и развивается не стихийно, а по законам маркетинга. Культовые клубы действительно существуют, примеров тому немало — в Москве, Питере, Перми, Новосибирске, но это результат работы гениальных промоутеров. В Ижевске были клубы-долгожители — Light Zone, Ю-dance, но мы прекрасно знаем, как жили эти заведения на пятом, на седьмом году существования. Заметно менялась публика, не в лучшую сторону, ухудшался сервис, деградировал музыкальный контент. Они держались скорее на упрямстве владельцев, хотя гораздо разумнее своевременно закрывать танцпол и полностью менять формат, чтобы снова привлекать перспективную, платежеспособную публику.

— Как много времени обычно требуется для того, чтобы новый клуб набрал обороты популярности?

— Новое всегда вызывает интерес, тем более что посетители клубов — это люди, которые находятся в постоянной погоне за необычными ощущениями. На их желании всегда быть в центре событий и держится промоушн. Открывая новый клуб, достаточно основательно вложиться в 5-10 первых вечеринок — здесь я имею в виду расходы в том числе на приглашенных звезд, и на рекламу, и на декорации, — далее некоторое время будет работать закон инерции, нужно просто грамотно поддерживать имидж.

Гораздо сложнее удержаться «на плаву», когда интерес к площадке начинает угасать или рядом появляется конкурент аналогичного формата. Выход — работать лучше, совершенствовать сервис, перерабатывать меню, вводить систему бонусов, опять же менять формат… Если рядом открывается новый танцпол для той же аудитории, но с лучшими условиями, можно «уйти» в формат лаунж-кафе для pre- и afterparty, с приличной кухней, большой коктейльной картой, хорошим кофе и работать по принципу симбиоза. Сферы общепита и развлечений позволяют зарабатывать тем, кто готов оперативно реагировать на ситуацию.

— Какие клубы нужны Ижевску сегодня?

— Можно фантазировать, на тему, что могло бы быть в городе, если бы… Но, с точки зрения бизнеса, не думаю, что Ижевск сейчас нуждается в чем-то сверх того, что есть. Те люди, которые хотят куда-то пойти, найдут для себя более или менее подходящий танцпол, а тех, кому это неинтересно, никакими новинками не привлечь. Возможно, должен пройти год-другой для того, чтобы сформировалось следующее поколение потенциальных посетителей клубов со своими запросами, тогда можно будет провести исследования и «выстрелить» в появившийся вакуум какой-то идеей с большим коммерческим и культурным потенциалом. На данный момент можно сказать, что в Ижевске с клубной культурой всё плохо, а можно признать и обратное, что всё хорошо. И это будет одинаково справедливо. Для создания большого нового клуба должна появиться некая массовая потребность, пока что, на мой взгляд, массы больше заинтересованы в появлении атмосферных заведений общепита.

Наталья Ашихмина: «В городе с населением в 600 тысяч клубы не могу процветать»: 2 комментария

  • 27.12.2013 в 13:29
    Permalink

    Брешет она всё ,открывать клубы латиноамериканской направленности это глобальная тенденция придуманная илkюминатами,с целью ввергнуть народ в пучину деградации ,превратить народ в быдло массу как в латинской америке и всё.О какой культуре искусстве и развитии в этих дебильных клубах речь может идти — это же зомбирование и отупление.

    Ответ
  • 27.12.2013 в 19:45
    Permalink

    Лучший способ устранить конкурентов — сказать, что данный бизнес нерентабельный и ловить здесь нечего.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.