ЖурналРынки

На торги

Количество участников электронных торгов в Удмуртии с каждым годом растет, однако, отслеживая ситуацию на рынке, СД приходит к выводу, что, несмотря на растущий интерес к участию в электронных закупках, бизнес по сопровождению как продавцов, так и покупателей в Удмуртии скорее теряет в объемах. Бизнесмены предпочитают решать оргвопросы, связанные с участием в торгах, самостоятельно, хотя, по мнению экспертов, рискуют потерей заказов из-за низкой квалификации работников, занимающихся конкурсной документацией.

Электронные торги: борьба с откатами и снижение затрат

Сегодня электронными торговыми площадками для поиска поставщиков пользуются не только государственные и муниципальные учреждения, которых к этому обязывает закон, но и многие частные компании, особенно крупные — для них это возможность исключить коррупционные схемы при заключении договоров с контрагентами и сокращение затрат.

Правда, в Удмуртии этой возможностью пользуются немногие —  это юрлица с долей государственной собственности, нефтяные, некоторые строительные компании, а также акционерные общества, располагающиеся в Удмуртии, но принадлежащие концернам за пределами республики. Из крупных частных заказчиков в республике, активно использующих системы электронных закупок, стоит упомянуть «КОМОС ГРУПП».

Так или иначе, развитие системы электронных торгов и увеличение числа ее участников в рамках госзакупок привело и к появлению компаний, оказывающих услуги по сопровождению как заказчиков, так и поставщиков. Вступивший в силу с 1 января 2015 года 44-й закон о госконтрактах, пришедший на смену 94-му о госзакупках, хоть и был призван усовершенствовать систему, по-настоящему понятной ее не сделал. По словам сотрудника одной из компаний, предлагающих по сопровождению участия в торгах, Рината Шарапова, чтобы соблюсти все нормы, нужно не только внимательно анализировать конкурсную документацию и знать закон, но иметь соответствующий опыт.

— Реформа в области госзакупок, произошедшие изменения в законодательстве создают определенные сложности для участия в электронных торгах, — говорит эксперт. — Во всей этой системе разобраться бывает действительно сложно. При этом допущенные при размещении котировок или подаче заявки ошибки могут серьезно ударить по финансам участников. Очень много различных ограничений, каждая деталь зарегламентирована. Именно поэтому некоторые участники электронных торгов предпочитают перестраховаться и обратиться за консультацией.

По словам г-на Шарапова, каждое новое изменение законодательства о закупках дает толчок к развитию рынка услуг сопровождения электронных аукционов. Одной из самых распространенных услуг является предоставление электронной подписи, которая позволяет ее обладателю участвовать в торгах на любых электронных площадках. Обычно ее стоимость составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Есть так называемые удостоверяющие центры, которые выдают специальный сертификат, подтверждающий подлинность электронной цифровой подписи. Консалтинговые компании при этом могут помочь зарегистрироваться и аккредитоваться на одной или нескольких площадках. Это будет стоить еще порядка 5-6 тысяч рублей. Чем больше площадок, тем шире охват торгов.

— Раньше, когда мы обзванивали клиентов и предлагали свои услуги, многие не понимали, для чего им это вообще нужно. Сейчас они видят, что участие в электронных торгах — это удобно, позволяет расширить объем поставок, соответственно, увеличить свою выручку — проще говоря, это новые рынки сбыта, — говорит г-н Шарапов.

Сопровождение процедуры аукциона в электронной форме предполагает оценку документации об аукционе, разъяснение требований к подаче заявки, подачу заявки на электронный аукцион. Сопровождение происходит вплоть до подписания контракта. В зависимости от комплексности предложения стоимость может варьироваться от 2 до 6 тысяч рублей.

Поставщикам также предлагают услугу поиска подходящих тендеров. В этом случае специалист консалтинговой компании регулярно ищет на разных электронных площадках размещенные заказы, исходя из обозначенных поставщиком условий. Здесь устанавливается месячная абонентская плата порядка 3 тысяч рублей.

— Если компания поставляет оборудование, которое могло бы быть востребовано в других субъектах РФ, подходящие тендеры порой бывает очень сложно отследить, — поясняет директор консалтинговой группы «ИжТендер» Вадим Силлеров.

— Ежедневно на разных электронных площадках проходят сотни аукционов. Если компания не может или не хочет их отслеживать на постоянной основе, она может, к примеру, отдать это на аутсорсинг специалистам. Эксперты ищут согласно параметрам поставщиков подходящие конкурсы и могут в целом сопровождать участие в нем.

Обучение работе в системе закупок

Одним из направлений работы консалтинговых компаний по электронным торгам также является проведение обучающих семинаров. Они служат и дополнительным источником пополнения клиентской базы. По сути, это одна из самых востребованных услуг. В последние месяцы, по словам г-на Силлерова, наблюдается спад обращений.

—  Мы наблюдали пик в конце прошлого года, когда людям приходилось начинать перестраиваться с 94-го закона, на 44-й. Тогда мы проводили очень много консультаций, обучали работе по новой системе. Подъем продолжился в начале этого года, когда 44-й закон уже вступил в силу. Сложность положений заставляла компании обращаться за консалтингом, за помощью в правильном оформлении заявок, соблюдении всей процедуры. К настоящему времени те, кто активно участвует в аукционах по госзакупкам, уже обучены, кто-то подготовил у себя специалиста по госзакупкам, а потому мы фиксируем падение спроса, — говорит г-н Силлеров.

Негативно отразилось на рынке, по его словам, принятие закона, который освободил от участия в госзакупках небольшие государственные и муниципальные учреждения, для которых часто поставщиками выступали субъекты малого и среднего бизнеса. Соответственно, этот сегмент раньше активнее обращался за помощью к консалтинговым компаниям, так как держать специалиста по госзакупкам в штате для них слишком накладно.

В настоящее время на рынке Удмуртии представлены три крупные консалтинговые компании, занимающиеся сопровождением тендеров, и еще с десяток небольших, они в основном занимаются выдачей электронной цифровой подписи и персональными консультациями.

Банковские гарантии для участия в госзакупках и коммерческих тендерах

Одним из условий участия в тендерах, как коммерческих, так и для государственных и муниципальных нужд, является предоставление обеспечения заявки. Оно позволяет заказчику защититься от недобросовестных поставщиков, которые не смогут выполнить взятые на себя обязательства. Залог в торгах, где заказчиком выступают государственные и муниципальные органы, не превышает 5 % от суммы контракта, и такого обеспечения обычно бывает достаточно, чтобы отфильтровать не обладающих необходимыми финансовыми ресурсами участников.

После окончания аукциона победитель торгов должен предоставить банковскую гарантию, которая является страховкой для заказчика на случай срыва поставок подрядчиком или гарантией в том случае, когда необходимо гарантировать заказчику качество работ или работоспособность оборудования в течение определенного срока. Размер банковской гарантии в сравнении с суммой залога довольно велик — до 30 % от суммы договора, а срок действия гарантии может составлять до 5 лет.

Финансовые условия участия в электронных торгах и возрастающая популярность самих торгов предопределили появление соответствующих банковских продуктов — тендерных кредитов и банковских гарантий.

Тендерный кредит отличается от обычного кредита лишь короткими сроками — до двух месяцев (максимальный срок от начала подачи заявок до принятия решения по тендеру) — и упрощенными условиями выдачи, что оправдано, опять же, короткими сроками кредитования и сравнительно небольшими суммами. Поэтому компании, которые не участвуют одновременно в большом количестве аукционов, предпочитают залог вносить из собственных средств, а уже в случае победы обращаться в банк — за гарантиями.

В этом году это направление банковских услуг претерпело серьезные изменения. По 44-му закону банковские гарантии смогут выдавать только те кредитные организации, которые аккредитованы для этого Министерством финансов России. По словам начальника отдела торговых операций Ижкомбанка Николая Трошкова, в результате число банков, предоставляющих гарантии при торгах для госнужд, несколько сократилось.

— Сейчас легко отслеживать интенсивность выдачи банковских гарантий. Участники торгов могут видеть список банков, их условия, — отмечает г-н Трошков. — Соответственно, мы ощутили увеличение объема обращений за банковской гарантией. Причем непростая ситуация в экономике, наоборот, положительно повлияла на этот сегмент. Компании теперь стремятся активнее участвовать в тендерах по госзакупкам, чтобы сохранить или даже увеличить свои объемы. Так они компенсируют снижение прибыли от сделок на коммерческих рынках.

Постоянным клиентам банки выдают гарантии под меньший процент, а принятие решения может занять всего пару часов. В среднем по разным банкам комиссия за выдачу гарантии составляет 4-6 % годовых.

Поручительство для участия в аукционах

Однако серьезным препятствием на пути получения банковской гарантии может стать отсутствие у заявителя ликвидного залога. Банковские гарантии выдаются под залог недвижимости, автотранспорта, оборудования, ценных бумаг, а также под поручительство. Если у предпринимателя недостаточно имущества, которое он мог бы заложить, безусловно, рассчитывать на получение гарантий проблематично. Некоторые банки вполне берут в залог и товары, хранящиеся на складах. Однако чаще всего они могут составлять не больше 50 % от суммы залога. И в том случае, когда залога не хватает, поручительство здесь может предоставлять Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики. Его максимальный размер — 10 миллионов рублей на срок до 7 лет. При этом предприниматель или юрлицо должны предоставить обеспечение не менее 50 % от суммы банковской гарантии.

Если тендер очень крупный и, соответственно, гарантия требуется еще больше, с этого года бизнес может воспользоваться еще одним инструментом. В России было создано Агентство кредитных гарантий, которое готово предоставлять поручительство на сумму свыше 10 миллионов рублей. Предел при этом не обозначен. На региональном уровне эту структуру представляет Гарантийный фонд Удмуртской Республики.

Эксперты говорят, что дальнейшее развитие системы электронных торгов в основном зависит от изменений законодательства.

— Если законодатель не будет сокращать число обязательных участников тендеров, то рынок будет расти, — говорит г-н Силлеров. — Во-первых, торги делают закупки более прозрачными для самих заказчиков. Во-вторых, для поставщиков это прекрасная возможность получить заказы, о которых при закрытых, кулуарных, закупках они и мечтать не могли. Кроме того, сама сложность закона о госконтрактах все равно будет заставлять бизнес обращаться за консультациями. Хотя зачастую сегодня она даже отталкивает от участия в торгах некоторых потенциальных участников — поставщиков товаров и услуг.

Г-н Шарапов же считает, что удобство электронных торгов и выгода участия в них пока еще недооценены коммерческими компаниями, что позволяет надеяться на дальнейший рост активности бизнеса и приход новых клиентов в консалтинговые фирмы за помощью в сопровождении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *