На чем еще зарабатывают и будут зарабатывать телекоммуникационные компании?

Крупнейшие телекоммуникационные компании в современном мире уже не просто операторы связи — это гигантские корпорации, делающие бизнес в тех отраслях, где еще десять лет назад им не было места. Они уже завоевали телерынок и активно расширяют свое присутствие в сфере не просто трансляции, а продажи и производства медиаконтента. Они идут в финансы, они строят центры обработки данных, позволяющие им становиться партнерами бизнесов любой направленности и в перспективе монетизировать огромные объемы данных, получаемых от пользователейВот самые перспективные направления их дейтельности в ближайшем будущем.

telecoms

Продажа товаров. Новые Aliexpress

Успех крупнейших интернет-площадок для продажи товаров, таких как Amazon или Alibaba, не оставил равнодушным рынок телекоммуникаций. Завидовать есть чему. Оборот Amazon в 2015 году превысил 100 млрд долларов, активы компании вырос­ли до 54,5 млрд долларов, чистая прибыль составила почти 600 млн долларов. Обо­рот торговых площадок Alibaba Group в том же году составил свыше 12 млрд дол­ларов. В России крупнейшей торговой ин­тернет-площадкой является «Яндекс.Маркет» (месячная аудитория — более 26 млн пользователей), который с недавних пор перестал быть просто посредником между пользователями и продавцами, а реализо­вал возможность выбрать и оплатить товар прямо на сайте. Важно, что крупнейшие мировые маркетплейсы ежегодно демон­стрируют значительный прирост выручки и объемов продаж, что говорит о продолжа­ющемся росте рынка.

Обладая огромными ресурсами для хра­нения и передачи данных, а самое глав­ное — весомой клиентской базой, крупные телеком-операторы, без сомнения, могли бы получить на этом рынке значительную долю. И им следует торопиться — конку­ренцию им могут составить крупные ком­пании из других отраслей, имеющие зна­чительную клиентскую базу, финансовые ресурсы и технологии, необходимые в та­ких проектах. Например, Сбербанк уже зая­вил о намерении построить в России аналог Alibaba Group либо запустиь совместный с Aliexpress проект.

Однако, пока Сбербанк лишь озвучил на­мерение, «Ростелеком» уже объявил тен­дер на создание и поддержку платформы e-commerce. Компания рассчитывает, что че­рез пять лет месячная аудитория созданного ею маркетплейса превысит 10 млн человек. При этом не исключено, что две компании с государственным участием (имеются в виду «Ростелеком» и Сбербанк) смогут объединить усилия в этом проекте.

Платежные карты и сервисы

Стремление максимально монетизировать клиентскую базу при помощи современных технологий довольно быстро привело теле­коммуникационные компании к мысли по­участвовать в рынке электронных платежей. Сначала они занялись вполне очевидными вещами: разрешили оплачивать средства­ми с лицевого счета товары и услуги само­го оператора. Теперь выпускают платежные пластиковые карты с привязкой к лицевому счету — этот продукт недавно анонсировала компания «Мегафон». Причем его условия значительно привлекательнее аналогичных банковских продуктов: начисление процен­тов (ставка выше, чем у большинства банков) на остаток выше по счету, бесплатное облу-живание (на некоторых тарифах — и выпуск карты), кэшбэк. Правда, вследствие того, что своих банкоматов у «Мегафона» нет, доволь­но высокая комиссия за снятие наличных (учитывая, что речь идет не о кредитных, а о собственных деньгах клиента) — 2,5%. Ну и еще один значительный вопрос — гарантия сохранности средств. У банков он решен. В случае с «Мегафоном» остается открытым. Банк по договору с клиентом принимает его деньги и гарантирует их сохранность. «Ме­гафон» с клиентом имеет договор оказания услуг связи и только. Именно поэтому, напри­мер, компания «МТС» схожий сервис реали­зует с помощью дочернего банка.

Впрочем, кажется, карта «Мегафона» пы­тается нагнать вчерашний день. После того как Apple и Samsung реализовали на своих телефонах аппаратно-программную возмож­ность проведения платежей без карты как физического объекта, эксперты предсказали скорую смерть платежных карт в принципе. Действительно, как только первопроходцы набьют шишек, технологию повторят на сво­их устройствах китайские, в первую очередь, производители, а вслед за ними и операто­ры, заказывающие у них брендированные смартфоны. Они же наверняка попробуют адаптировать схему, примененную «Мега­фоном», попутно решив сопутствующие юри­дические проблемы. В стратегии компании «Ростелеком» развитие финансовых серви­сов стоит в ряду приоритетных для сектора В2С. И это сервисы, которыми до сих пор за­нимались только банки и финансовые компа­нии: выдача наличных, кредиты и депозиты, денежные переводы и платежи.

Хранение данных  и Big Data

Компания Amazon презентовала Snow­mobile — автомобиль для перевозки боль­ших объемов данных. Вместимость такого диска на колесах — 100 петабайт (1 пета-байт — около 1 млн гигабайт). Компания намерена использовать его для перевозки данных своих клиентов в дата-центры Amazon. Специалисты компании подсчита­ли, что таким образом данные удастся до­ставить быстрее, чем перекачивать их че­рез существующие сети: десять грузовиков со Snowmobile смогут перевезти один экса-байт (1 млрд гигабайт) данных из локальных в облачные хранилища чуть меньше чем за полгода, а тот же объем данных по высокоскоростному интернету будет передаваться примерно 26 лет.

Этот факт, во-первых, показывает, что че­ловечество успело накопить за недолгое время применения компьютеров огромные объемы оцифрованной информации. И эти объемы растут все быстрее и быстрее. А во-вторых, что границы между бизнесами сти­раются. Само слово «отрасль» становится условным. Интернет-магазины занимаются облачными технологиями и выпускают элек­тронные устройства, как тот же Аmazon. Телеком-операторы открывают торговые площадки и предоставляют финансовые услуги.

Огромные объемы данных, которые ге­нерируют как частные лица, так и бизнес и госструктуры, необходимо: а) хранить, б) монетизировать. Если говорить о хране­нии, то все крупные игроки ИТ-индустрии видят это направление сверхперспективным и серьезно вкладываются в его развитие. В США рынок строительства дата-центров к 2020 году, по оценке Microsoft, достигнет 18 млрд долларов. Российские компании движутся в том же направлении. В 2014 году президент компании «Ростелеком» объявил о том, что компания инвестирует 40 млрд рублей в строительство сети дата-центров на территории России. Компания «МТС» еще в начале 2000-х начала строить сеть из ЦОДов по всей стране. Собственные дата-центры есть не только у телеком-операторов, но и у многих других крупных клиентских ком­паний — например, у «Яндекса» и Сбербан­ка. Тем компаниям, у которых нет денег на строительство, а объем хранимых данных уже превышает возможности имеющегося оборудования, прямая дорога в «облака» операторов.

Еще одной бизнес-возможностью для те­лекоммуникационных компаний, прокачи­вающих через себя большие объемы данных, является монетизация этих данных — создание продуктов, использующих Big Data. Исследования показывают, что в этой части именно у телеком-операторов огром­ный потенциал, потому что они всерьез мо­нетизацией данных еще и не занимались. Эксперты считают, что ценность данных, получаемых телеком-компаниями, очень высока: совсем немного уступает ценности данных финансовых компаний и намного превосходит ценность данных, получаемых операторами электронной торговли, соци­альных сетей или поисковых сервисов. Что касается их монетизации, то тут дело обстоит ровно наоборот: монетизация данных у Google оценивается выше 90%, у Facebook — более 50%, а у телеком-операторов — менее 5%. Они пока не научились обраба­тывать эти данные так, чтобы получать от этого выгоду. Но можно не сомневаться, что совсем скоро научатся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.